Вы можете таскать на себе рояль? А выполнять с ним акробатические трюки? Для эксцентриков Павла Бояринова и Владимира Камардина это не составляло никакого труда. Артисты гастролировали по всему Советскому Союзу, срывая бурные аплодисменты публики. В архиве Казанского цирка есть афиша их выступления.
Музыкально-архитектурная буффонада
Вдвоем они выходят на сцену с белым роялем на плечах и куда-то его несут – настоящие «Гераклы»! Но рояль то и дело падает на клоунов, оказывается, что его несли не в ту сторону – казусы происходят один за другим. Зрители хохочут и не перестают удивляться происходящему на манеже. Коверные ненароком сносят униформистов, наблюдающих за передвижениями музыкального инструмента, с легкостью выполняют с ним акробатические трюки, а потом происходит настоящее чудо. Один клоун как настоящий архитектор ваяет из партнера атлетичную скульптуру, которую по завершению работы прикрывает…фиговым листком. Зрители в восторге!
Именно так выглядел номер «Эксцентрики с роялем», который казанская публика увидела в исполнении Владимира Камардина и Павла Бояринова.
Мечты от цирке
Владимира Камардина, будущего обладателя "Золотого клоуна" Монте-Карло, часто называли "самым большим клоуном" в России, его рост составлял 202 сантиметра. Когда в родном Краснодаре с 1967 по 1971 год строили цирк, он облазил всю стройку. Зная входы и выходы, когда цирк был построен, маленький Владимир знал, как попасть туда «зайцем». Потом билетерши стали пускать его просто так. Когда Павел впервые увидел на манеже Юрия Никулина, то сразу понял – станет клоуном. После школы пошел к коверному в ассистенты, работал в группе Карандаша, с Юрием Никулиным, учился в ЦЦИ (Центре циркового искусства) – одной из его сокурсниц была знаменитая Ириска из «АБВГДэйки», Ирина Асмус.
С самого детства был влюблен в цирк и Павел Бояринов – с восторгом смотрел, сидя на ступеньках, выступления Олега Попова и Юрия Никулина. Родители категорически не хотели, чтобы он становился цирковым, поэтому Павел поступил на архитектурное отделение в институт – «чтобы была нормальная профессия». А вечером тайком бегал работать униформистом. Позже поступил в цирковое училище в Москве – родители ничего не знали, очень обиделись и полгода с ним даже не разговаривали.
Папа эксцентричных цирковых
Номер «Эксцентрики с роялем» поставил Сергей Каштелян – настоящая легенда советского цирка. Он не только блистал на манеже, но и вместе со своим партнером, Николаем Павловским, снимался в кино, например, в фильме «Веселые ребята». В 1940-50-х годах руководил Львовским государственным оркестром, параллельно в ГУЦЭИ был руководителем вечернего эстрадного отделения, а в 1960-е возглавил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства.
Он придумал огромное количество номеров, в том числе, для выпускников ГУЦЭИ, которые стали классикой советского цирка. Среди них – и «Эксцентрики с роялем». Неизменным участником репризы был Павел Бояринов. Изначально он работал с закончившим ГУЦЭИ Владимиром Пученковым, также в номере выступал Алексей Иванов и Владимир Камардин.
И никаких гвоздей!
Казалось бы, у коверных не такая опасная работа по сравнению с другими цирковыми. Но не тут то было. Когда в 1980-х Павел Бояринов и Владимир Камардин ездили с гастролями по городам и весям, их номер зрители встречали на ура. В рамках новогоднего представления артисты помимо своего номера катали по манежу праздничную повозку-балаган. А еще режиссер цирка придумал такой ход: один из праздничных выстрелов проходил из ножки рояля. В нее вставлялся пугач несложной конструкции из двух стальных трубок с патроном от стартового пистолета.
После каждого выстрела патрон надо было выбивать с обратной стороны с помощью огромного гвоздя – несовершенство конструкции! Эту почетную функцию выполнял Владимир, причем за минуту до выхода на манеж – так уж повелось. Однажды в процессе этой процедуры «что-то пошло не так» – оркестр уже начал играть «выход», артисты опаздывали. В итоге в суете и спешке внезапно вылетевший после удара о бетонный пол гвоздь соединил обе кисти рук Павла между большими и указательными пальцами. Тут уж без «Твою мать!» не обошлось. Причем артиста вызволил из этого «плена» полупьяный дежурный слесарь, к которому стремглав помчался коверный. Уже потом был медпункт и все, что полагается в таких случаях.