Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Хозяева неба в зоне спецоперации: как герои-беспилотчики отряда «Кайра» производят и поднимают в воздух стаи дронов

Кайра - это морская птица, живущая на Дальнем Востоке. Они селятся огромными колониями и не строят гнезд. Их сила в их числе. По этому принципу живет и одноименное высокотехнологичное подразделение войск беспилотных систем 39-й мотострелковой бригады группировки «Центр». Здесь «Кайра» - это целая сеть мастерских и боевых отрядов. Мне удалось посетить несколько из них. МНЕ СНИЛИСЬ 3D-МОДЕЛИ Лаборатория ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) находится под землей. Там гудят 3D-принтеры, рисуя в воздухе пластиковой паутинкой устройства, позволяющие «птичке» бить врага. Подсаживаюсь к «Михею». Это молодой парень, 24 года, раньше работал в реактивной артиллерии, занимался вычислениями для наводки РСЗО «Град». До СВО разрабатывал пресс-формы для производства пластиковых бутылок и прочих емкостей. Теперь эти знания пригодились - «Михей» придумывает корпуса для взрывных устройств. Работы, говорит, много: от принтеров не отойти ни днем, ни ночью. - Когда я начал этим заниматься, мне 3D-модели

Хозяева неба в зоне спецоперации: как герои-беспилотчики отряда «Кайра» производят и поднимают в воздух стаи дронов

Кайра - это морская птица, живущая на Дальнем Востоке. Они селятся огромными колониями и не строят гнезд. Их сила в их числе. По этому принципу живет и одноименное высокотехнологичное подразделение войск беспилотных систем 39-й мотострелковой бригады группировки «Центр». Здесь «Кайра» - это целая сеть мастерских и боевых отрядов. Мне удалось посетить несколько из них.

МНЕ СНИЛИСЬ 3D-МОДЕЛИ

Лаборатория ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) находится под землей. Там гудят 3D-принтеры, рисуя в воздухе пластиковой паутинкой устройства, позволяющие «птичке» бить врага.

Подсаживаюсь к «Михею». Это молодой парень, 24 года, раньше работал в реактивной артиллерии, занимался вычислениями для наводки РСЗО «Град». До СВО разрабатывал пресс-формы для производства пластиковых бутылок и прочих емкостей. Теперь эти знания пригодились - «Михей» придумывает корпуса для взрывных устройств. Работы, говорит, много: от принтеров не отойти ни днем, ни ночью.

- Когда я начал этим заниматься, мне 3D-модели снились по ночам! - признается «Михей».

В прошлом году он получил ранение. Его зацепил почти такой же дрон, какие собирают в лаборатории, только вражеский: «Михей» ехал на мотоцикле, притормозил на повороте и вдруг заметил, как из травы поднимается «ждун».

- Я в лес нырнул щучкой. Дрон воткнулся в то место, откуда я прыгнул. Меня осколками немного зацепило, - рассказывает «Михей».

Когда ему предложили перейти работать в «Кайру», он сразу согласился:

- Бесконечно рад, что у меня теперь своя мастерская. Я мечтал о ней! После войны такую же себе сделаю. Буду собирать устройства для умного дома, - делится он. - У меня братьев и сестер много. Спрошу: «Где Маша?» А дом мне ответит: «На кухне».

«БАБА-ЯГА» С КРУГОМ

Начальник ТЭЧ - «Вараныч». Он инженер-проектировщик. Был мобилизован в 2022 году. Первые годы СВО служил в пехоте.

- Тип окопный обыкновенный, с повышенным содержанием в организме польского металлолома, - шутит про себя «Вараныч».

Польский металлолом в организме «Вараныча» оказался после ранения. Оно-то и стало для него поворотным: на реабилитацию отправился домой и купил в «Детском мире» игрушечную машинку, а потом переоборудовал ее в FPV-аппарат. Заодно привез в часть три собственных 3D-принтера. Зачем тратить здоровье, если можно воевать технологично? Командование пошло навстречу. Так два года назад открылась лаборатория ТЭЧ.

«Вараныч» подобрал в команду толковых инженеров, электриков. Теперь они не просто ремонтируют дроны или печатают хвостовики под сбросы. В лаборатории они собрали… полсотни тяжелых дронов типа «Баба-Яга». В бригаде их используют для доставки продуктов и воды на передовую. Пусть лучше в опасную зону летит «Яга», чем будут рисковать бойцы-такелажники. И она несет в 10 раз больше веса, чем «мавик».

- А если ваша «Яга» сломается? Вы как производитель даете гарантию?

- Пожизненную. Военную, - усмехается «Вараныч». - Кроме нас, чинить некому. Некоторые экземпляры нам по несколько раз приносят разбитые.

- Наверное, наши по ней и стреляют? Привыкли, что это вражеский агрегат…

- Бывает и такое. У нас есть идея примотать к ней динамик и запустить Михаила Круга или что-то подобное, что укры точно не поставили бы.

Кроме тяжелых дронов в лаборатории придумывают БПЛА-гибриды. Моторы от одной модели, системы связи - от другой. И беспилотники становятся эффективнее.

ШПАГИ И КУВАЛДЫ

Летчики и технари, как правило, вместе не сидят, так что я еду на другую базу «Кайры» - в село на Покровском направлении. На улице зябко, а в хате натоплено и жарко. Ну, это в хате. Работают-то бойцы из укрытий, которые редко бывают комфортными.

Разговорились с «Десантом» - ему 21 год, он из Южно-Сахалинска. После срочной службы в ВДВ подписал контракт и поехал на СВО. Воюет почти два года, из них полгода в «Кайре». Успел спалить два пикапа, один из них с РЭБ.

Продолжение

Григорий Кубатьян

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ