Несмотря на то, что сегодня было решено как бы устроить полуднёвку и спать до 10:00 утра, пропустить рассвет с видом на Эльбрус мы не могли. Тем более, что вид на Эльбрус — это достаточно капризный момент, и в любое время он может быть закрыт облаками. Есть вариант, что ту самую шикарную картинку, о которой мы так долго мечтали, в дальнейшем будет невозможно. Поэтому, несмотря на поздний отход ко сну, я поставила будильник на 4:00 утра.
Предыдущие части рассказа о походе
Сказать, что было тяжело просыпаться, — ничего не сказать. И я минут десять боролась со сном, пытаясь договориться со своим организмом, и наконец-таки встать. В соседних палатках тоже кто-то копошился, и в результате почти весь наш состав проснулся на рассвете, любоваться Эльбрусом. Нежная розовая дымка и тёмный силуэт величавой горы с каждой минутой становились всё чётче. Небо украшали фиолетовые росчерки облаков.
Приготовили кофе. Я взяла сидушку, укуталась в спальник. Потягивая душистый напиток, мы уселись перед самым красивым в мире телевизором.
Вид был потрясающий, и камера не может в полной мере передать его. Просто поверьте, там было чудесно.
Рассвет всё расцветал, и наконец первые лучи солнца блеснули над горами,а Эльбрус скрылся в облаках… 6:00 утра, можно отправляться в палатку и поспать ещё несколько часов.
Болевшие предыдущие три дня ребята окончательно оклемались, но заболел ещё один участник похода. Чувствовал он себя плохо, у него была температура. Встречать рассвет он естественно не вставал. Мы дали ему таблетки, помогли упаковать его палатку, вещи, и когда жаропонижающие подействовали, и он почувствовал себя хоть немного готовым двигаться дальше, мы уже были собраны и выдвинулись в путь.
Нашей целью на сегодня было сделать траверс длинного хребта и спуститься к Худесу, в район его слияния с рекой Чемарткол. По расстоянию это было всего лишь порядка 38 км, набора высоты предполагалось всего метров 700, сброс же в долину реки(суммарный) был порядка полутора тысяч метров. И все чувствовали себя расслабленно.
Но первые же метры пути показали, что легко не будет. Дороги здесь были, и за всё время мы видели даже пару машин, правда, очень серьёзных, но состояние их было весьма неоднозначно. Очень много разнокалиберных камней, участки скальника, небольшие, но очень крутые каменистые подъёмы, где даже тащить велосипед было очень тяжело. Плюс, постоянное движение вверх-вниз, вверх-вниз, примерно такое же, как под стеной Малого Бермамыта. Только если вчера этот участок составил порядка семи километров, то сегодня такими были тридцать километров, соответственно, было тяжко.
Мы двигались по огромным пространствам северного Приэльбрусья. Дул свежий холодный ветер, и при этом палило яркое солнце. Тени не было, поскольку зона леса маячила где-то внизу, в ущельях. Стены Бермамыта оставались где-то позади, на севере, и каждый раз, оборачиваясь назад, мы видели плато вновь и вновь, каждый раз с другого ракурса. Отъехав километров десять от места стоянки, мы встретили группу Волгоградских велосипедистов, которые ехали туда, куда нам сегодня нужно было попасть. Вид у них был достаточно лихой.
Несколько раз встречали товарищей на квадро и эндуро, больше же поразили квадроциклисты. Мы ещё вернёмся к ним не раз в этом рассказе.
К 12:00 дня выехали к месту под названием Бечасынинский Сырзавод. Не знаю, что здесь было раньше, действительно ли здесь был сырзавод, ныне же от всего былого здесь остались только несколько весьма разрушенных домиков, огромные псы и название на карте.
Неподалёку располагалось нечто вроде базы отдыха под названием Бийчасын. Интересно, как у хозяина здесь с клиентами в таких отдалённых местах…
Здесь же встретились повторно те самые квадроциклисты. Всё-таки, когда якобы активный отдых предполагает передвижение тела на каком-то автосредстве, это всё накладывает определённый специфический отпечаток. Все, как на подбор, были хорошо упитаны, даже слишком хорошо, периодически проводили заправку себя горючим сорокоградусным напитком. Даже создавалось впечатление, что квадроциклисты принимают людей в свои ряды только после прохождения теста: сможет ли он выпить полбутылки водки за раз?
В общем, пока они очередной раз заправлялись, мы обогнали их и начали подъем на горку, возвышающуюся над сырзаводом. Горка была весьма добротная и напрягла нас всерьёз.
Мы двигались на высоте 2100—2500 метров над уровнем моря. Никаких ощущений от пребывания на такой высоте никто из нас не испытывал. Единственную тяжесть мы испытывали от самого непростого рельефа.
В 13:40 наконец устроили обед прямо на небольшом пятачке на обрыве возле дороги. За всё время обеда мимо нас пару раз проезжали машины, один раз туристы, один раз местные. Мы решили на удачу спросить у местных, есть ли у них айран, и улыбающаяся женщина сказала, что, конечно же, есть. Мы с удовольствием прикупили у неё трёхлитровый баллон айрана, быстро разлили его по кружкам, вернули баллон хозяйке.
Отлежавшись после обеда под струями прохладного ветра, в начале четвертого мы двинулись дальше. А ветерок был прямо-таки холодный! Несмотря на то, что на дворе был август, в этом месте сказывалось влияние гигантского холодильника-Эльбруса.
Через полтора часа подъехали к очередному небольшому холмику, с которого начинался спуск в долину. Мы внимательно проверили тормоза, переключатели, то, как закреплён наш багаж, и начали спуск.
Сказать, что это был трэш, — ничего не сказать. Сумасшедший уклон, разбитая дорога с огромными колеями, гигантские камни. Добрую половину этого умопомрачительного спуска я прошла пешком, потому что было очень страшно на дрифтующем велосипеде прыгать в таком уклоне по камням. Все осетинские перевалы и даже перевал Курноят Северный, точнее спуск с него, мне нынче показались детским лепетом. Со всех тех перевалов я спускалась в седле, здесь же мне пришлось спешиваться. Но многие мои соратники спускались в седле. Возможно, что перед выездом в этот поход, они где-то сохранилась… На фото нет самый страшных участков-там было не до фото, простите.
Под конец спуска нас обогнали всё те же алко-квадроциклисты, а затем ещё одна квадро-группа, обдавая нас зловонными газами и пылью.
Наконец этот неприятный спуск закончился. Слева шумел Худес, уклон стал практически незаметным. Проехали место, где находятся знаменитые Худесские Царские врата. С дороги самих врат было не видно- для этого нужно было спускаться к реке, но времени у нас было в обрез. Скоро в лесу начнёт темнеть, а нам ещё нужно было найти место для лагеря. Была уже здесь раньше, так что особо не расстроилась.
Неподалёку от впадения в реку слышался громкий говор. Оказалось, что там стоят квадроциклисты: и какие-то новые, и уже знакомые нам. Оказалось, что здесь проводится какой-то квадро-слёт. И располагается их лагерь на том самом удобном пятачке у реки, который мы теоретически рассматривали как место под стоянку…Понятно…придется ехать дальше.
Ещё пару-тройку километров по дороге над ущельем Худеса, и мы нашли небольшой, полузаросший дорожный съезд, ведущий к небольшому притоку. Судя по состоянию этого съезда, здесь уже давным-давно никто не ездил, и мы решили расположить наш лагерь прямо на дороге.
В лесу потихоньку смеркалось, становилось мрачно и темно. Первым делом я побежала обследовать небольшой ручей и, к большому своему счастью, обнаружила там неглубокую, но уютную купель, в которой с использованием кастрюли вместо ковшика можно было бы очень чудесно вымыться, чем я и занялась. Заболевший товарищ к вечеру почти полностью восстановился. Так в горах можно как быстро заболеть, так и быстро выздороветь. Конечно же, если бы высота была побольше, то таких быстрых выздоровлений бы не происходило.
В просвете между ветвями небо слегка заволокло тучками, и в ожидании дождя мы растянули над зоной кухни большой тент, накидали крупных ветвей на начало съезда, дабы ночью, если вдруг кого принесёт, он не вздумал заехать на этот съезд. После нескольких ночёвок в безлесных зонах здесь, среди дремучего леса, ощущалось абсолютно своё особое настроение. В кустах и между деревьями светились яркие огоньки светлячков, наполнялся различными таинственными звуками, конечно же, начали одолевать комары, и естественно, никто из нас не брал никаких антикомаринных спреев- к счастью было достаточно холодно, и большая часть наших тел была укутана одеждой. Мы наслаждались крайней ночью вдали от мирской суеты.
Завтра нам предстоит выехать в цивилизацию…
Продолжение следует...
Друзья. по традиции, прошу подписаться и на мой канал ВК, там я бываю гораздо чаще!