«Сочи был городом в СССР. На данный момент это шампур, на который нанизаны посёлки для распила бюджета. И каждый новый мэр жарит свой шашлык и делит его куски по-своему…». Эту аналогию когда-то привёл оригинальный комментатор моего блога. Его посыл в том, что раньше город был как город — Сочи ограничивался историческим Центральным районом и частью Хостинского. А потом к «городу» объединили все ближайшие деревни и посёлки для личной выгоды чиновников. Но это не так.
Время группироваться вместе
В момент зарождения Сочи как советского города, «Сочи» называлось то, что простиралось от реки Псахе до реки Кудепсты. В 1961 году к историческому Сочи присоединили Адлерский и Лазаревский районы. Таким образом, Сочи стал самым длинным городом Евразии с морской береговой линией около 105 км! Почему же Сочи объединил под собой такое количество разобщённых сёл и посёлков? Вероятнее всего, это было стратегическое решение советских властей для удобного бюджетирования и планирования. Развивать курорты вдоль всего побережья стало проще, ибо появилась одна «голова», одни архитекторы, инженеры и строители. Объединившись, Большой Сочи стал сильнее и удобнее для комплексного градостроительства.
С тем, что Сочи — это шампур с нанизанными микрорайонами и посёлками вдалеке от центра, я согласен, и пример мне очень даже нравится. Но вывод о том, что это было сделано для личной выгоды высокопоставленных лиц, — неверен. Сочи стал агломерацией из множества райончиков для планомерного развития причерноморских курортов. Это и есть ответ на вопрос, зачем к Сочи когда-то приклелили Адлер, Лазаревка и Красная Поляна. Современный же Сочи, напротив, имеет тенденцию к распаду на более самостоятельные части, и, как ни парадоксально, это тоже может быть эффективным методом развития Большого Сочи.
Время распадаться
В 2020 году, помню, проснулся, а везде новости: теперь Имеретинка — это федеральная территория. Как я тогда психовал! «У нас отпучковывают землю!», «москвичи отхапали себе мой дом!» — и всё в таком духе. А потом шли годы. Я наблюдал понемногу, как Имеретинка становилась комфортнее. Те мелочи, что меня бесили, частично начали облагораживаться. Где-то появилось дополнительное освещение, где-то новые кусты посадили, в целом общественная среда начала преображаться и «жить», а не пустовать, как это было в первые годы после Олимпиады.
Спрашивается, а почему этим облагораживанием не занимались сочинско-адлерские власти? А фиг его знает. Я думаю, потому что у местной администрации не было специалистов, компетенций, денег и времени, чтобы комплексно заниматься нововозведённым Олимпийским парком с прилегающими территориями. Как Имеретинка ушла к москвичам, началось тихое, но движение. Ну и спасибо им за это! Однако я не хочу их перехвалить. В большей части Сириус — это бетонная пустыня, в которой потенциал местности раскрыт, дай Бог, на одну пятую. Там всё так же нет просторных парков из субтропических растений (фишка нашего региона!), всё так же тяжело передвигаться пешком из одной части Сириуса в другую.
Но тем не менее видно, как за последние 5 лет в Имеретинку привалили новые люди со свежим взглядом. И хоть работы ещё много, факт остаётся фактом: власти Сочи не делали и той малой работы, что сделали «москвичи». Так что ныть? Да хоть марсианам она перейдёт — если уникальную, с точки зрения геологического расположения, землю будут достойно развивать, то пожалуйста, занимайтесь ей. А частью истории Сочи Имеретинка быть не перестала.
Сочи — город не однородный
Так, когда-то власти объединяли районы в один город, чтобы было продуктивней заниматься комплексным развитием. Теперь город дробят. Речь о том, что каждый район Сочи многими россиянами воспринимается по особенному. Я не один десяток раз встречал людей, которые были убеждены, что Красная Поляна, Адлер или Лазаревский район - это не Сочи. Это значит, эти районы ощущаются отдельными городками. Потому, не столько принципиально, в каких административных границах они находятся: в коалиции большого города или самостоятельны. Важно принимать изменения, понимая, что общая история Большого Города от этого никуда не денется.
Так, когда-то власти объединяли районы в один город, чтобы продуктивнее заниматься комплексным развитием. Теперь же мы наблюдаем обратную тенденцию — город дробится (Сейчас отделилась Имеретинская Низменность, скоро отделится Красная Поляна). Не стоит относится к этим изменениями критично, потому что каждый район Сочи многими россиянами воспринимается по-особенному. Я не один десяток раз встречал людей, которые были убеждены, что Красная Поляна, Адлер или Лазаревский район — это не Сочи. Это значит, что эти районы ощущаются как отдельные городки. Поэтому не столь принципиально, в каких административных границах они находятся: в составе большого города или самостоятельны. Важно принимать изменения, понимая, что общая история Большого Сочи от этого никуда не денется.
Фото Михаила Маслова