В понедельник зенитовцы вышли из отпуска, а уже в четверг в Катаре состоится первая в нынешнем году тренировка. Российские футболисты вылетят в Доху из Санкт-Петербурга, а легионеры смогут присоединиться к команде Сергея Семака на месте. С учетом логистических проблем в нынешних реалиях это нормальная практика.
После окончания первого сбора зенитовцы получат три выходных дня. При желании можно будет провести их в Санкт-Петербурге, только что-то подсказывает: такое желание вряд ли возникнет у футболистов, а особенно у их жен и подруг. Второй сбор запланирован в Абу-Даби, где «Зенит» сыграет в Winline Зимнем кубке РПЛ. Третий — в Дубае. Дальнейшие планы зависят от погоды. Будет возможность тренироваться в Санкт-Петербурге — «Зенит» прилетит за несколько дней до матча с «Балтикой», которым возобновит выступление в чемпионате страны 27 февраля. Если же в небесной канцелярии не пойдут навстречу, придется задержаться в ОАЭ.
Рокировка с неясными перспективами
На сборы команда Сергея Семака отправилась в измененном составе. Еще перед уходом в отпуск появилась информация о возможном обмене игроками с ЦСКА. Москвичи согласились отпустить лучшего российского защитника Игоря Дивеева, чтобы получить взамен нападающего Лусиано. Для «Зенита» интерес представлял российский паспорт потенциального новичка: в обороне сейчас играют исключительно иностранцы, и тренерскому штабу Семака, чтобы иметь возможность для маневра, приходится использовать на разных позициях казахстанца Нуралы Алипа, который не считается легионером в РПЛ. А главный тренер ЦСКА Фабио Челестини ищет забивного форварда с любым паспортом. Даже с учетом ужесточения лимита на легионеров у армейцев с этим проблем нет.
Камнем преткновения при осуществлении обмена стал финансовый вопрос. Москвичи потребовали доплату 2 млн евро. «Зенит» попытался сбить цену за счет отказа от 15% прав на Владислава Сауся, что позволило бы ЦСКА приобрести его у «Балтики» дешевле. У столичной команды был предметный интерес к зенитовскому воспитаннику, который раскрылся в Калининграде у Андрея Талалаева. Правда, пока эта сделка только на стадии переговоров, если не слухов. Обмен же Дивеева на Лусиано нужно было завершить до начала сборов.
Многие топ-менеджеры «Зенита» высказывали недоумение: почему и зачем нужно доплачивать москвичам. Ведь 24‑летний Лусиано был приобретен прошлым летом у «Аргентинос Хуниорс» за 10 млн евро. Презентовали аргентинского новичка в Большом зале филармонии на мероприятии, которое дало старт всем торжествам юбилейного сезона. В нем Лусиано стал лучшим бомбардиром, но при наличии большого количества квалифицированных исполнителей в атаке аргентинец в нынешнем сезоне все чаще оставался на скамейке запасных и не всегда даже выходил на замену.
По данным авторитетного портала Transfermarkt, стоимость аргентинца на трансферном рынке упала до 8 млн, что на миллион ниже, чем у Дивеева, которого ЦСКА купил у «Уфы» в 2019 году за 3,5 млн. Только почему москвичи сразу затребовали два? Ведь цена на защитника, как правило, ниже, чем на форварда. А Лусиано в тех матчах, когда ему доверяли, зарекомендовал себя техничным и скоростным нападающим с поставленным ударом и хорошим выбором позиции. К тому же Дивеев в последнее время был подвержен травмам, и покупка такого футболиста сопряжена с большими рисками.
В бизнес-противостоянии победа осталась за москвичами. Они, согласно данным того же Transfermarkt, получили Лусиано бесплатно, а Дивеева продали за 2 млн. Интересно, что медосмотр новобранцы «Зенита» и ЦСКА прошли еще в первых числах января. Это было обязательным условием перед сборами. А вот о трансферах Дивеева и Лусиано объявили только в минувшее воскресенье. Контракт защитника с «Зенитом» рассчитан до лета 2029 года, а нападающего с ЦСКА — до 2030‑го.
Есть и еще один нюанс. В осенне-зимней части чемпионата у Семака был перебор игроков атакующей линии. Не всегда тренерский штаб угадывал с выбором форвардов на тот или иной матч. С приходом Дивеева такие же проблемы могут возникнуть с выбором центральных защитников. Отпускать Нино, на которого есть покупатели из Бразилии, «Зенит» не собирается. Расстаться хотят либо со Страхиньей Эраковичем, либо с Ваней Дркушичем. Серба хотели «сплавить» в греческий ПАОК, но из Салоник пришел отказ.
Словенца главный тренер греческого ПАОК Рэзван Луческу не прочь видеть в своей команде. Даже условия личного контракта греки с Ваней согласовали, но теперь должны договориться между собой клубы, а это не такая уж простая задача. В Салониках готовы включить в сделку экс-форварда ЦСКА Федора Чалова, но зачем Семаку нужен еще один конкурент Александру Соболеву? Чем закончится эпопея, сказать сложно.
Жерсона отпустили без сожалений
Летом «Зенит» приобрел у бразильского «Фламенго» игрока национальной сборной Бразилии Жерсона. Он был так нужен питерскому клубу, что пришлось заплатить прописанные в контракте отступные — 25 млн евро. Более того, в Питере пошли навстречу бразильским партнерам и разрешили новобранцу команды сыграть за «Фламенго» в клубном чемпионате мира и прибыть в Россию попозже. Брали Жерсона на замену Венделу, который в итоге никуда не ушел и по-прежнему остается системообразующим игроком команды Семака.
Трансфер оказался, если называть вещи своими именами, провальным. Самый высокооплачиваемый, по данным близких к «Зениту» экспертов, футболист питерского клуба не смог усилить команду. Тот же Александр Ерохин, выходящий на замену на последних минутах в матчах РПЛ, принес больше пользы. С такой игрой Жерсон перестал вызываться в сборную Бразилии и поставил вопрос о своем возвращении домой, чтобы вернуться в национальную команду и сыграть летом на чемпионате мира. Благо и желающие выкупить звезду бразильского футбола из российского «плена» нашлись.
В клубы бразильской серии А сейчас вкачивают средства букмекерские компании. А там, где крутятся большие деньги, появляются агенты, имеющие свой интерес. В случае с Жерсоном — его родной отец, работающий в связке с неким Кюри, сотрудничающим с «Зенитом» еще со времен Александра Медведева. В 2002 году Кюри неплохо заработал на трансфере Юри Алберто из «Интернасьоналя», а затем также пополнил свой банковский счет при возвращении последнего в «Коринтиас». Поучаствовала эта парочка и в переходе Жерсона из «Фламенго», а сейчас сумела убедить продать так и не заигравшего в РПЛ бразильца в «Коринтианс» за 27 млн евро.
Вроде бы «Зенит» не в убытке. Только почему-то никто не учитывает зарплату Жерсона за полгода, которая практически выброшена на ветер. Наивно, конечно, предполагать, что легионеры сейчас приедут биться за Ростральные колонны, как это делали игроки чемпионского состава «Зенита‑84». Вряд ли даже бразильцы, которые промелькнули за последние годы в команде Семака, знают, где эти колонны находятся. Конечно, все едут зарабатывать деньги.
Не получать, а зарабатывать
Только ключевое слово в последнем предложении — «зарабатывать». Разве у кого-то из болельщиков «Зенита» были какие-то вопросы к Николасу Ломбертсу, ценой травмы спасшего питерскую команду от вылета из Кубка УЕФА в Вильяреале в том самом розыгрыше, который завершился победным финалом в Манчестере? Или к Алехандро Домингесу с его прыжком под перекладину в Раменском, благодаря чему осенью 2007‑го «Зенит» впервые в российской истории завоевал золотые медали чемпионата страны? К Данни, Доменико Кришито, Сердару Азмуну… Список можно продолжить, не приводя даже зарплаты легионеров, которые превышали средние по РПЛ.
Сегодня, когда «Зенит», как и другие российские клубы, отстранен от участия в еврокубках, приглашать легионеров становится труднее. Только нужно ли в нынешних реалиях тратить колоссальные деньги для того, чтобы завоевать золото чемпионата страны, перекрыв при этом путь в основу перспективным воспитанникам собственной академии, которых затем приходится выкупать у других клубов РПЛ? «Зениту» (прежде всего заступившему на пост председателя правления клуба Константину Зырянову) просто необходимо сейчас определиться со стратегией развития клуба.
Покупку кого из бразильских легионеров можно считать очевидным успехом менеджмента клуба? Да, хорош на позиции центрального защитника Нино, но не забудем, что до него купили у «Сочи» Родригао, которого затем просто отправили за ненадобностью в Сербию. Здорово прибавил в команде Семака за последние пару сезонов Густаво Мантуан, полученный в обмен на Юри Алберто. Только играть ему приходится на непрофильной позиции правого защитника. При подключении в атаку бразилец хорош, но навыками отбора не обладает. Для РПЛ вариант неплохой, но, если случится возвращение на международную арену, опять придется шерстить бразильский рынок.
Незаменимой фигурой становится сейчас молодой Педро. Настолько незаменимой, что его даже в молодежную сборную страны не отпускают. Только опять-таки приходится задаваться вопросом: а для кого наигрывает молодого бразильца Семак, частенько усаживая на лавку игрока сборной России Андрея Мостового? Неужели кто-то всерьез верит, что Педро задержится в «Зените» надолго? Между тем продавать его саудитам за колоссальные по нынешним временам деньги отказались. Ждут предложения из топовых европейских лиг, которое устроило бы и самого игрока, и клуб? Колумбийцы Вильяр Барриос и Маттео Касьерра их так и не дождались. Зато потеряли места в составе национальной сборной, и не факт, что мы увидим их на ЧМ‑2026.
Для Семака концовка нынешнего сезона — это своеобразный момент истины. Второго подряд упущенного чемпионства ему могут и не простить. Между тем куда важнее сейчас определиться со стратегией развития клуба и не стремиться скупить как можно большее количество бразильцев и увести лидеров конкурирующих российских команд, чтобы потом ломать голову, кого же выпустить в стартовом составе.
Автор: Борис Ходоровский