Найти в Дзене

Как каневские православные волонтёры наладили производство уникальных изделий для СВО

В Каневском благочинии восемь приходов, и каждый из них живёт помощью ближнему, находящемуся за «ленточкой». И это не только молитвы о воинах, но и конкретные дела – от сбора средств до изготовления «буржуек», антидроновых плащей-пончо, костюмов «лешего» и других видов деятельности, в которых преуспели. Группа с таким названием действует при храме Пантелеимона целителя в станице Каневской. Она специализируется на производстве антидроновых одеял и маскировочных костюмов. – Мы освоили новое направление для себя – защитный костюм «леший». Начинали с размера 160х160, но поняли, что в зиму он будет маленький, и сейчас делаем 180х180, – рассказывает волонтёр Людмила Лисеная. – В одну из воинских частей передали 40 маскхалатов, сплели их за полтора месяца, это была первая такая масштабная работа. Всего же с начала сентября изготовили около 60 «леших». Для плетения объёмного камуфляжа используют спанбонд. Эффективным для маскировки этот материал делают его лёгкость, прочность, устойчивость к
Оглавление
Эксклюзивное производство буржуек ведут прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: Сергей Моргун.
Эксклюзивное производство буржуек ведут прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: Сергей Моргун.

В Каневском благочинии восемь приходов, и каждый из них живёт помощью ближнему, находящемуся за «ленточкой». И это не только молитвы о воинах, но и конкретные дела – от сбора средств до изготовления «буржуек», антидроновых плащей-пончо, костюмов «лешего» и других видов деятельности, в которых преуспели.

«Православный доброволец»

Группа с таким названием действует при храме Пантелеимона целителя в станице Каневской. Она специализируется на производстве антидроновых одеял и маскировочных костюмов.

– Мы освоили новое направление для себя – защитный костюм «леший». Начинали с размера 160х160, но поняли, что в зиму он будет маленький, и сейчас делаем 180х180, – рассказывает волонтёр Людмила Лисеная. – В одну из воинских частей передали 40 маскхалатов, сплели их за полтора месяца, это была первая такая масштабная работа. Всего же с начала сентября изготовили около 60 «леших».

Для плетения объёмного камуфляжа используют спанбонд. Эффективным для маскировки этот материал делают его лёгкость, прочность, устойчивость к воде и ультрафиолету и хорошая воздухопроницаемость. Ткань разных цветов нарезают на тонкие полоски и вплетают в основу в хаотичном порядке. В зависимости от времени года меняется цветовая гамма «леших». Там, куда отправляют маскировку, снега может не быть в этом году, поэтому за основу взяли цвет «грязная осень»: коричневые оттенки, грязно-зелёные и немного белого и серого на случай изморози, наледи.

– Сплести основу «лешего» – это полдела, его ещё нужно дооформить, соединить, сделать капюшон и отделить его специальной резинкой, благодаря которой будет держаться костюм, – уточняет Лидия Метленко и тут же демонстрирует процесс. Удивляемся ловкости женщины, которой без малого 70 лет.

В соседнем помещении добровольцы больничного храма кроят антидроновые одеяла. На одно изделие уходит 10-15 минут, более трудоёмкий и долгий процесс сшивания, этим занимаются две швеи на дому.

– С января 2024 года сшили более 800 штук, – итожит куратор группы Юлия Джунь. – Простая, на первый взгляд, вещь укрывает бойца от дронов, также её можно использовать как носилки для раненых, для согревания, расстелить на землю и просто сидеть.

Одеяло работает как «плащ-невидимка»: накрывшись им, солдат не попадает на экран тепловизора вражеских разведчиков, потому они очень востребованы и расходятся по разным направлениям. Гуманитарную помощь, в которую помимо «леших» и антидроновых одеял входят средства личной гигиены, продукты, отправляют раз в десять дней, бывает и чаще.

В «Православном добровольце» около 30 волонтёров в возрасте от 16 до 70 лет. Некоторые работают на дому. Например, рекордсмен Ксения Крикун – за три дня она в одиночку сплетает костюм «лешего». А пенсионерка Ирина Григорьевна Шкутина безостановочно вяжет бойцам СВО носки…

Группа «Православный доброволец» при храме Пантелеимона целителя специализируется на производстве антидроновых одеял и маскировочных костюмов «леших». Фото: Сергей Моргун.
Группа «Православный доброволец» при храме Пантелеимона целителя специализируется на производстве антидроновых одеял и маскировочных костюмов «леших». Фото: Сергей Моргун.

«С Верой и Любовью»

Создание этой группы благословил настоятель храма Вознесения Господня в станице Стародеревянковской протоиерей Вадим Аржаненко.

– Помощь фронту начинали с малого, собирали пожертвования, – вспоминает администратор группы Ирина Баскакова. – На эти средства закупали продукты питания и передавали бойцам. Потом плели нашлемники, позже перешли к антидроновым одеялам и плащам-пончо.

Идею, как помочь нашим воинам укрыться, сделать их незаметными для «птичек», Ирина Григорьевна подсмотрела у туапсинцев, у них же увидела отзывы солдат, что это действенно и очень нужно на фронте.

– Помолились и вперёд, – рассказывает Людмила Меняйлова. – Начали в декабре 2023 года. Нам принесли образец, он был просто застрочен по бокам, из фольги, одеяла и синтепона. Сначала шили так же, а потом стали применять тонкий энергоизол. Капюшон и защиту сами дорабатывали, выкройку делали, потому что никакой технологии, никаких лекал не было. Конечно, пожелания ребят учитывали.

Через руки Людмилы Николаевны прошло в общей сложности около 800 одеял и пончо. И каждая, даже мелкая деталь имеет значение. Например, зацепив за специальные петли, плащ можно растянуть над окопом и спрятать там несколько бойцов, им можно укрыть машину или блиндаж. Вспоминает из рассказов военных, как зимой раненого бойца закутали в одеяло, поставили ему капельницу, и так он дождался эвакуации. В общем, спасли парня.

– Начинала с вязания «паучков», а в прошлом году подключилась к шитью антидроновых приспособлений, в основном пончо, больше 300, точно, сделала – делится Надежда Дубченко. – Смотрю недавно новости и вижу – солдат бежит в нашем плаще, и понимаю, что делаю всё, что нужно. Если бы больше людей помогали, вникали.

В одну отправку входит не менее 10 плащей и 10 одеял. Если просят больше – 20-30 штук, то приходится привлекать дополнительные средства на закупку материала. В числе первых откликается районная администрация, и группа очень благодарна ей за поддержку.

За два года баба Надя, баба Люда и баба Аня покроили и сшили более двух тысяч антидроновых плащей и более 1 000 одеял.

Полгода назад группа «С Верой и Любовью» начала обеспечивать бойцов вкусной домашней едой, для этого приобрели автоклав на 40 реторт-пакетов (пищевая упаковка, используемая как альтернатива консервным банкам при изготовлении консервов).

– В основном это каши с мясом, бывает с рыбой, – рассказывает главная по реторт-пакетам Валентина Попова. – Обязательно соблюдать граммовку, потому что пакеты доставляются на передовую квадрокоптерами, а у них ограниченная грузоподъёмность.

За всем происходящим на кухне Валентины Павловны наблюдает бессменный часовой – маленький вязаный Чебурашка. Это подарок-талисман от Марии Яковлевой, которая изготовила уже 1 360 таких игрушек, они уникальные, каждая с индивидуальным позывным участника СВО.

Девочки-пенсионерочки, как про себя говорят возрастные волонтёры, готовы на многое для приближения победы. И на вопросы типа «Как можно бесплатно работать?» и «Когда это кончится?» отвечают коротко и ясно: «Помоги – и оно кончится!».

Помимо антидроновых одеял, полгода назад группа «С Верой и Любовью» начала обеспечивать бойцов вкусной домашней едой в реторт-пакетах. Фото: Сергей Моргун.
Помимо антидроновых одеял, полгода назад группа «С Верой и Любовью» начала обеспечивать бойцов вкусной домашней едой в реторт-пакетах. Фото: Сергей Моргун.

«Под Покровом Богородицы»

Через несколько месяцев после начала специальной военной операции такая группа появилась при Свято-Покровском храме станицы Каневской с благословения и при активном содействии настоятеля иерея Георгия Рогальского.

– По притче Господа любой человек, который находится в нужде, в трудностях, для нас является ближним. И мы обязаны оказывать ближнему помощь, сострадать, сопереживать, сочувствовать. Подвиг наших бойцов – это наше мирное небо, это наше будущее. Поэтому мы не можем быть безучастными в этом благом деле, – говорит священнослужитель. – Сопереживание должно выражаться не только в молитвах, но и в наших действиях, то есть деятельное сопереживание.

Начинали, как и многие, с сетей: оплётка, нарезка, скрутки, «паучки», плетение… Развернулись масштабно, для ускорения процесса придумали станок для автоматической нарезки лент.

Помощь фронту объединила прихожан храма и невоцерковлённых людей, родственников и знакомых участников СВО. У Светланы Орловой, например, за «ленточкой» находятся два дорогих человека. Тамара Самарина ждёт внука, парень учился в кадетском классе в первой школе, хотел быть военным, и вот уже два года защищает интересы страны.

– С молитвой всё делаем, – говорит Тамара Ефимовна со слезами на глазах. – Молимся Пресвятой Богородице, чтобы она укрыла их своим покровом от всех бед, видимых и невидимых врагов, от всех злых людей. Пресвятая Богородица, спаси наших ребяточек, помоги им, верни их домой живыми, невредимыми, с победами.

В каждую сеть волонтёры группы «Под Покровом Богородицы» вкладывают по 10 карманных молитвословов православного воина, это репринтное издание 1903 года. Ежегодно печатают в местной типографии около 5 000 экземпляров.

Серьёзно подошли здесь и к изготовлению окопных свечей. Они очень востребованы, их делают большими партиями и их сразу же разбирают. Кстати, у мастеров есть свой секрет: во-первых, для безопасности бойцов банки сначала обжигают и плоскогубцами зажимают края; во-вторых, в парафин добавляют свиной жир.

В этой же мастерской, которая расположена на территории храма и работает каждый день, изготавливают для нужд СВО печи-буржуйки из использованных газовых баллонов и огнетушителей. С чего начинается их преображение и как выглядят готовые конструкции, продемонстрировал умелец Евгений Русин.

– У меня оба деда фронтовики, и меня всегда это касалось. В школе нас учили доброте и солидарности, – делится мужчина. – Всё это в душе, не могу безучастным оставаться. Так и другие труженики храма, отец Георгий нас наставляет, подвигает на добрые дела.

На каждую печку наносят Христограмму – христианский символ, состоящий из перекрещённых первых двух греческих букв имени Христа (ΧΡΙΣΤΟΣ), который символизирует его покровительство.

Каждую сеть прихожане Свято-Покровского храма плетут с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси наших ребяточек, помоги им, верни их домой живыми, невредимыми, с победами». Фото: Сергей Моргун.
Каждую сеть прихожане Свято-Покровского храма плетут с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси наших ребяточек, помоги им, верни их домой живыми, невредимыми, с победами». Фото: Сергей Моргун.

С Верой в победу

Христианское сердце жаждет творить добрые дела. И конечно, на всех приходах деятельность, направленная на помощь СВО, активно развивается, – говорит настоятель Свято-Покровского храма станицы Каневской, он же благочинный Каневского церковного округа Георгий Рогальский. – Чтобы показать важность и необходимость такой помощи, а главное, что Церковь, государство и общество со всеми радостями и скорбями едины, мы провели в этом году I Слёт православных добровольцев «Под Покровом Богородицы».

Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в каневском Покровском храме добровольцы приходов и сотрудничающих с ними волонтёрских групп представили разные виды гуманитарной помощи. Маскировочные сети, антидроновые шторы, плащи-пончо и покрывала, печи-буржуйки, эвакуационные носилки и аптечки, сублимированные продукты и вязаные тёплые вещи, 3D-принтер, на котором можно изготовить футляры для ампул, запчасти и другие нужные фронту изделия.

Слёт подвёл некоторые итоги: с февраля 2022 года храмы Каневского благочиния организовали 331 сбор помощи бойцам СВО и госпиталям. А это более 10 тонн продуктов питания, свыше 15 тонн питьевой бутилированной воды, более 15 тысяч окопных свечей, почти 3 700 защитных плащей-пончо и антидроновых штор, 1 500 маскировочных сетей разных размеров, более 300 «буржуек» и многое-многое другое.

Всё, что делают православные волонтёры, они делают с молитвой о воинах. Насколько сильно ощущается на фронте вера в Бога, хорошо знает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Новоминской протоиерей Андрей Нестеренко. Он был участником Чеченской войны и служил в зоне СВО.

Батюшка с шуткой рассказывает, что был штабным писарем, вёл журнал боевых действий, в котором записывал подвиги наших воинов – защитников Отечества! Но скромно умалчивает, что Родина высоко оценила подвиг самого священника, наградив его боевой медалью «За храбрость». Как полковой священник исповедовал и причащал воинов прямо в окопах, совершал Таинство Крещения и благословлял на ратный подвиг.

– За «лентой» Божие присутствие рядом с тобой воспринимается намного сильнее. В том числе и как ответ на неустанные молитвы духовенства и прихожан наших храмов. Воинам, которые каждый день рискуют своими жизнями, это необходимо, – отмечает батюшка, который сегодня содействует фронту через созданную при приходе православную группу «Волонтёрская рота».

Всё для фронта, всё для Победы! - этим живут наши православные волонтёры. Фото: Сергей Моргун.
Всё для фронта, всё для Победы! - этим живут наши православные волонтёры. Фото: Сергей Моргун.

Ссылки на видеосюжеты об этих группах:

Свято-Покровский храм https://t.me/kanevskayatv/11413

Храм Вознесения господня https://t.me/kanevskayatv/11394

Храм Пантелеимона https://t.me/kanevskayatv/11378