В российском фигурном катании — передышка. Ближайший крупный турнир, чемпионат страны по прыжкам, начнётся только 31 января. Самое время поговорить с тренером, две пары которого (Чикмарёва — Янченков и Артемьева — Брюханов) не просто вернулись на соревновательный лёд после пропуска всего прошлого сезона, а сумели стать третьими и четвёртыми на главном старте сезона нынешнего — декабрьском чемпионате России в Петербурге.
О том, как он оценивает успехи своих учеников в борьбе с топовыми дуэтами, какие подарки дарит на Новый год собственным детям и что дало ему сотрудничество с тренерским штабом Этери Тутберидзе, глава тренерской группы в Центре спортивной подготовки Пермского края Павел Слюсаренко рассказал сайту perm.aif.ru.
Новый год — праздник семейный
— Павел, новогодние каникулы в этом году официально продолжались 12 дней. А у ваших учеников?
— Три дня. И у ребят, и у нас, тренеров. 30 декабря все ещё катались, а 3 января уже вновь были на льду. Сезон не окончен. Поэтому ребят сильно не распускаем. Впереди соревнования, где снова встретятся сильнейшие пары. Юниоров ждёт первенство России, взрослых — прыжковый турнир, Кубок Первого канала и финал Гран-при. Так что долго отдыхать некогда.
— На последней тренировке отмечали наступающий праздник, хотя бы символически?
— Обычно мы просто поздравляем друг друга, ребята дарят какие-то подарки. И друг другу, и нам. Например, кто-то сам делает фруктовую или мясную ёлку. Кто-то дарит пакетик с разными сырами. Нынче девочки подарили подушку, расшитую бисером.
— Новый год вы встречаете с семьёй?
— Конечно. Для меня этот праздник в первую очередь семейный, домашний. Ведь в течение года с учениками я провожу намного больше времени, чем со своими детьми. А их у меня уже четверо: двое сыновей и две дочки. Старшему, Макару, 10 лет, а самой маленькой, Полине, в декабре исполнился годик.
— Ого, обогнали Транькова с Волосожар! И какие новогодние подарки получили ваши дети?
— Мирославе мы с женой подарили комплект детской косметики, младшей дочери — что-то для маленьких. Дима получил в подарок игрушечный трактор. А Макар — диск на приставку. Он мечтает ещё о хеликоптере. Летом обязательно купим, будем запускать вместе, пока холодно. Здорово, что возможности сейчас совсем не те, что были во времена моего детства. Помню, как хотелось мне тогда иметь машинку с пультом управления...
— А сладости детям вы дарите?
— Нет. Пятилетняя Мирослава занимается фигурным катанием, и мы уже начинаем внушать ей, что фигуристки должны себя в чём-то ограничивать, не есть лишнее. Да и сами стараемся не есть при ней ничего из запрещённого. Так в нашей семье принято. Потому что дисциплину надо воспитывать с малых лет. Диму, когда подрастёт (пока ему два года), хотим отдать в хоккей. Старший сын тоже занимался хоккеем. И вообще спорт у нас в приоритете. В новогодние каникулы ходили в Усть-Качке, где мы живём в выходные и праздники, на местный каток, катались на тюбингах.
«Химия» ощущается и по ТВ
— Какое событие 2025 года стало для вашей тренерской группы главным?
— Возвращение на соревнования Кати Чикмарёвой и Матвея Янченкова. Весь прошлый сезон они пропустили из-за травмы Кати. Но оба были мотивированы, чтобы вернуться в большой спорт, и сделали всё возможное, чтобы возвращение оказалось таким успешным. Ребята победили на этапе Гран-при в Омске, выиграв у Мишиной — Галлямова, плюс завоевали бронзу на чемпионате России.
— Сегодня это самая сильная пара вашей группы?
— У нас все пары сильные. Каждая по-своему. Если говорить о чемпионате России, то Кате с Матвеем в произвольной программе удалось показать почти идеальное катание. От элемента к элементу они всё больше понимали, что едут чисто, и старались каждый следующий сделать ещё лучше. Разумеется, и сама программа, когда ты катаешь её без ошибок, смотрится целостно. Не зря Екатерина Гордеева (двукратная олимпийская чемпионка в паре с Сергеем Гриньковым. — Ред.) сказала, что между ними даже по телевизору чувствуется «химия». И нам очень приятно, что люди это замечают. Действительно, у пары есть свой стиль, свой характер и свои поклонники.
— Отличный прокат короткой программы показали в Питере Лиза Осокина — Артём Грицаенко. Но в произвольной что-то пошло не так. В чём, на ваш взгляд, причина?
— Да, после короткой они были третьими. Не знаю, что случилось в произвольной. Может быть, дрогнули, услышав баллы Кати с Матвеем. В принципе, мы никогда не гоним ребят за результатом, за местами. А тут, видимо, желание остаться на третьем месте их подвело. Не получилось сделать своё. Но в шестёрку сильнейших пар страны они вошли.
Прошлый сезон по состоянию здоровья пропустила ещё одна наша пара — Юля Артемьева и Лёша Брюханов. В нынешнем ребята добавляют с каждым стартом. Их четвёртое место «на России» — очень достойный результат.
— Хорошо, что, попытавшись было сменить в 2025-м тренерский штаб, Артемьева — Брюханов в итоге вернулись к вам.
— Можно сказать, они и не уходили: месяца четыре всего их не было здесь. Когда они сообщили мне, что хотят попробовать себя в Петербурге, то расстались мы нормально, без обид. И когда попросились обратно, я не раздумывал ни секунды. Что не устроило в Питере — не спрашивал ни в штабе Москвиной, ни у самих Юли с Лёшей. Просто что-то не сложилось — и всё. А у нас сложилось.
— В вашей тренерской группе, работающей с парами, помимо вас сейчас ещё три тренера: Егор Закроев, Татьяна Тудвасева и Степан Коротков. Есть какое-то распределение обязанностей?
— Мы с Егором тренируем в основном взрослых, Таня со Степаном — юниоров. Но при этом стараемся всей командой работать со всеми. Общаемся, обсуждаем всё вместе. Глаз замыливается, а Таня или Степан со своей стороны могут что-то подсказать.
ИИ добавит объективности
— Во время чемпионата России в интернете завирусился кадр, где вы из-за шторки смотрите, как уникальный четверной выброс делают Александра Бойкова — Дмитрий Козловский.
— Было интересно увидеть Сашин выброс вживую. Поскольку нам не разрешают иногда там стоять, пришлось выглядывать из-за штор. А Первый канал не растерялся, заснял это. Саша с Димой рискуют, молодцы! В данном случае риск оказался оправданным: без четверного выброса они не выиграли бы золото.
Но мы не готовы рисковать своими девочками ради одного балла. Ведь если посчитать, сколько можно получить за тройной ритт-выброс, выполненный на плюс 3, и сколько получили Бойкова — Козловский за четверной выброс сальхов, то разница составит всего один балл. Хотя Этери Георгиевна заметила где-то в интервью, что, по её мнению, ребятам поставили мало за чистый элемент ультра-си. Наверное, соглашусь здесь с ней. Но у судей своя точка зрения.
— Сегодня в нашу жизнь всё увереннее входит искусственный интеллект. Что скажете насчёт его использования при оценке выступлений фигуристов?
— Думаю, полностью перейти на ИИ в этом деле невозможно. Всё-таки фигурное катание тесно граничит с искусством. Но помочь технической бригаде искусственный интеллект, уверен, мог бы. Позволил бы, например, измерять докруты-недокруты, точное количество оборотов. Или определять, сделала ли партнёрша шпагат в подкруте, насколько низко был таз у партнёра в тодесе и т.д. Всё это, бесспорно, добавило бы объективности судейским оценкам.
— Несколько лет вы сочетали работу в Перми с работой в тренерском штабе Тутберидзе, помогая готовить к Олимпиаде-2022 Евгению Тарасову — Владимира Морозова. Сотрудничество с ТШТ продолжается?
— Нет, оно окончено. Но я получил за это время большой опыт, что-то взял для себя. Да и не может быть иначе при сотрудничестве с таким штабом, где и амбиции, и харизма, и чёткая организация, и потрясающая работоспособность.
— На Олимпиаде-2026 в Милане российское фигурное катание будут представлять лишь два одиночника, Аделия Петросян и Пётр Гуменник, выступающие в нейтральном статусе. В связи с этим Илья Авербух, к примеру, считает, что показывать Олимпийские игры в России на федеральных каналах не нужно. С ним категорически не согласна Татьяна Тарасова, уверяющая, что «конкурентов мы должны знать в лицо». А что думаете вы?
— Считаю, Олимпиаду нужно показывать. Понятно, что все мы болеем за своих. Своих в этот раз не так много — в фигурном катании, лыжных гонках, конькобежном спорте... Но это всё равно Олимпийские игры! Они проходят раз в четыре года. И ощутить особый олимпийский дух, следить за конкуренцией на Играх, по-моему, стоит. Независимо от вида спорта. Я, например, кроме фигурного катания очень люблю смотреть биатлон.
— Остаётся пожелать, чтобы какая-то из ваших пар смогла принять участие в Олимпиаде-2030. И доказала бы всем, что достойна не только бронзовых медалей.
— Согласен. Спасибо.