Найти в Дзене
ИНОСМИ

Переломят ход событий? Нет, британская Nightfall — это лишь военная иллюзия и очередное вундерваффе

Advance | Хорватия Британцы утверждают, что их ракеты Nightfall нанесут такой удар по россискому тылу, что изменят ход конфликта на Украине. Однако это еще одна иллюзия, пишет Advance. Существующие пока что только в проекте снаряды скорее заткнут брешь в западном арсенале, чем создадут совершенно новую угрозу для Москвы. Ф. Вукович Проект Nightfall сейчас существует на бумаге и в политических заявлениях, но уже сейчас можно достоверно предположить, о чем идет речь и насколько это ценно в реальных условиях боев на Украине. Согласно официальным данным, Nightfall это тактическая баллистическая ракета с конвенциональной боеголовкой весом около 200 килограммов способна поражать цели на расстоянии более 500 километров. При этом планируется производить не менее десяти ракет в месяц при максимальной стоимости около 800 тысяч фунтов за штуку. Планируется одновременно заключить три контракта на разработку (каждый на десять миллионов фунтов). Причем каждая команда должна представить три прототипа
   © РИА Новости Сергей Казак
© РИА Новости Сергей Казак

Advance | Хорватия

Британцы утверждают, что их ракеты Nightfall нанесут такой удар по россискому тылу, что изменят ход конфликта на Украине. Однако это еще одна иллюзия, пишет Advance. Существующие пока что только в проекте снаряды скорее заткнут брешь в западном арсенале, чем создадут совершенно новую угрозу для Москвы.

Ф. Вукович

Проект Nightfall сейчас существует на бумаге и в политических заявлениях, но уже сейчас можно достоверно предположить, о чем идет речь и насколько это ценно в реальных условиях боев на Украине. Согласно официальным данным, Nightfall это тактическая баллистическая ракета с конвенциональной боеголовкой весом около 200 килограммов способна поражать цели на расстоянии более 500 километров. При этом планируется производить не менее десяти ракет в месяц при максимальной стоимости около 800 тысяч фунтов за штуку. Планируется одновременно заключить три контракта на разработку (каждый на десять миллионов фунтов). Причем каждая команда должна представить три прототипа для тестовых запусков в течение 12 месяцев. Такова официальная информация, но это только один аспект.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Если сравнить цифры с прежними техническими требованиями, которые британское Министерство обороны опубликовало на этапе сбора заявок, то ясно, что первоначальные планы были куда масштабнее. На первом этапе дальность полета должна была превышать 600 километров, а масса боевой части достигала бы 300 килограммов при прицельной точности выстрела в пределах пяти метров. Предполагаемая стоимость одной ракеты достигала полумиллиона фунтов без расходов на боеголовку и пусковую установку. Теперь же планы стали скромнее, и тем не менее проект остается очень амбициозным по сравнению с американскими ATACMS, на которые сейчас полагается Украина и которые в экспортной версии летают на расстояние "всего" 300 километров.

С технической точки зрения баллистическая ракета такого типа вписывается в зону между американскими ATACMS и российскими "Искандерами" и приближаются к нижнему краю российского спектра по массе и дальности. Если Nightfall с 200 килограммами полезного груза пролетает 500 километров по сверхзвуковой баллистической траектории примерно за десять минут, как говорится в требованиях, то она явно обладает мощным ракетным двигателем, вероятно, монолитным твердотопливным диаметром более полуметра и с высоким удельным импульсом. То есть общая масса ракеты достигает тонны и более и относится к серьезным дорогим вооружениям.

Главная характеристика Nightfall — это не столько дальность, сколько заявленная точность. В официальных документах изложено требование, чтобы половина запущенных ракет попадала в пределы десяти метров от заданных координат, а в более раннем техническом описании говорилось даже о пределах пяти метров. Такой высокой точностью сегодня обладают корректируемые артиллерийские снаряды и современные крылатые ракеты, но чтобы достигнуть ее баллистической ракетой на расстоянии 500 — 600 километров в условиях сильных помех спутниковой навигации, нужно создать очень сложную систему наведения. Традиционного "комплекта" из инерциальной навигации и GPS тут уже мало, и, вероятно, система включает терминальный датчик или передовые методы коррекции траектории, что значительно увеличивает стоимость и сложность.

Британские требования к ракете включают пункт об устойчивости к сложной электромагнитной среде, в том числе о функционировании в условиях полной потери GNSS-сигнала, и устойчивость к помехам и "подменам" (тут явно сказывается опыт Украины, где российские силы систематически глушат GPSи другие навигационные системы). На деле это означает, что Nightfall должен уметь лететь по инерции и за счет дополнительных систем ориентировки и при этом сохранять точность поражения в пределах десяти метров (а на это пока не способен ни один европейский баллистический наземный комплекс в подобных боевых условиях). Однако стоит напомнить, что мы говорим о заданных критериях в рамках тендера, а не об уже достигнутых параметрах в серийном производстве.

Концепция применения, которая описывается, соответствует классической логике сохранения пусковой установки. Система должна быстро запускать несколько ракет одну за другой с одной платформы и покидать позиции в пределах 15 минут после последнего запуска, и каждая ракета должна поражать цель не более чем через десять минут после запуска. Это типичный подход "shoot and scoot" (от англ. "выстрелил и ушел"), с помощью которого пытаются снизить вероятность отмщения российской артиллерии, дронов и авиации. С технической точки зрения это возможно и напоминает практику применения HIMARS, но украинский опыт последних двух лет показывает, что российская сторона довольно быстро адаптировала ударно-разведывательную цепочку и системы обнаружения подобных платформ. Каждая пусковая установка Nightfall станет мишенью первостепенного значения и потребует постоянной защиты, маскировки и работы со строго ограниченными выбросами.

Официальная документация опирается на тезис о "дешевой" ракете, которую можно серийно производить. Однако реальные цифры говорят о том, что такое оружие хоть и будет стоить дешевле ATACMS, все равно останется в категории дорогих вооружений, которыми так просто "не разбрасываются". Планируется производить десять ракет в месяц, а значит, даже при благоприятном раскладе за год будет выпущено не более сотни Nightfall(при условии, что промышленность реально достигнет таких темпов). По сравнению с тысячами артиллерийских снарядов, которые ежедневно летят через фронт, Nightfall это средство для очень избирательных ударов, прежде всего по командным центрам, складам и крупным логистическим узлам в российском тылу.

Тайна раскрыта: вот что поразил "Орешник" на Западной Украине. Страшная информация о ВСУ всплыла наружу

С технической точки зрения еще вопрос, насколько эти редкие, но точные удары поменяют общую оперативную картину. Россия уже располагает многоуровневой системой противовоздушной и противоракетной обороны (от С-300 и С-400 до С-500, а также специальными комплексами малой дальности). Российские комплексы способны обнаруживать баллистические цели такой дальности и обезвреживать их, особенно если число запусков ограничено. Часть ракет, несомненно, преодолеет оборону и поразит цели, но часть останется в зоне обезвреживания или российская сторона будет оперативно менять местонахождение важных объектов, как это уже делалось из-за угрозы ATACMSи дронов большой дальности. Техническое преимущество в дальности не преобразуется автоматически в стратегический прорыв (англ. "game changer"), если количество невелико и если противник умеет адаптироваться.

Как я уже писал, разработки Nightfall только начинаются, и факт в том, что пока процесс лишь на этапе тендера. О конкретной готовой ракете пока нет и речи (хотя некоторые СМИ уже пытаются преподнести Nightfall как "свершившийся факт"). Британская промышленность несколько десятилетий не разрабатывала баллистические ракеты наземного базирования такого типа и обладает опытом, прежде всего, в области авиа- и морских ракет. Сами британские аналитики отмечают, что проект Nightfall — это попытка удовлетворить украинский запрос и освежить отечественные знания о баллистических системах, которые поблекли после холодной войны.

Если сравнивать динамику программы Nightfall с общими тенденциями в западном военно-промышленном комплексе, то повторяется прежняя модель ускоренного производства "быстрых и дешевых" ракет и дронов в условиях острой необходимости из-за вооруженного конфликта на Украине и под угрозой будущих возможных кризисов (скажем, из-за Тайваня). Акцент делается на характеристики и скорость итерации, а не на долгосрочное стратегическое урегулирование ситуации. Это приводит к ускорению милитаризации Европы, строительству новых заводов на территории Украины и соседних с ней государств, и на этом фоне все прочнее укореняется идея о том, что безопасность можно укрепить дальнейшим увеличением дальности и точности оружия. Российская сторона видит в этом подтверждение того, что Запад хочет долгой войны на истощение, и поэтому Москва со своей стороны увеличивает арсенал средств большой дальности, включая новые модификации "Искандеров" и гиперзвуковых комплексов типа "Орешник".

Вообще скептическое отношение к разговорам о "спасительных" западных вооружениях имеет под собой рациональную почву. Дальность 500 — 600 километров — это, конечно, новый уровень угрозы для российских целей в тылу, но Москва по-прежнему обладает явным преимуществом по количеству ракет, обладая собственной промышленной базой и опытом в области баллистических и крылатых ракет. Российские вооруженные силы уже два года воюют, активно применяя дальнобойные средства, а британская сторона только анонсирует первый после холодной войны новый баллистический комплекс наземного базирования. С точки зрения равновесия сил Nightfall скорее затыкает брешь в западном арсенале, чем создает совершенно новую угрозу для России.

Наступает час истины: российские войска подошли совсем близко к Запорожью

Наконец, Nightfall интересный проект с военно-технической перспективы, но в то же время типичный продукт политики. Так Лондон хочет показать, что "делает нечто важное" для Киева и для собственной оборонной промышленности. Уже сама риторика о "еще одной причине Путину бояться" раскрывает пропагандистскую составляющую, предназначенную для отечественной публики и украинского боевого духа. История войн говорит о том, что заявления о "чудодейственном оружии" часто звучат в моменты, когда нужен выход из трудной ситуации и когда ожидают, что технологии компенсируют стратегическую и политическую слабость. А еще так бывает перед поражением (вспомним нацистский центр Пенемюнде). Nightfall может стать для Украины еще одним средством для ударов по тылу РФ, а для России — дополнительной причиной развивать противоракетную оборону и собственные ракеты. Но вряд ли Nightfall в корне изменит картину вооруженного конфликта. Настоящим "game changer" остается политическое решение об остановке спирали вооружения и поиске договора для прекращения боев. А такие ракеты, как Nightfall, нужно прежде всего рассматривать как знак того, что британская сторона рассчитывает на долгий и истощающий конфликт.

Оригинал статьи

Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>