Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Два босса делят мир»: на торги выставлены сразу несколько земель. Их судьбу решит сила Путина

Politico | США Атака США на Венесуэлу и их притязания на Гренландию показали миру, что сила оказалась превыше международного права, пишет колумнист Politico. Такой подход может прийтись по вкусу Кремлю: тогда конфликт на Украине можно было бы решить взаимовыгодным обменом, считает автор статьи. Джейми Деттмер В целом, у Кремля есть основания остаться довольным недавними событиями в Венесуэле. Реакция России на американскую дипломатию канонерок в Венесуэле была, по меркам Кремля, довольно сдержанной и напоминала скорее проформу. ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Российский МИД выступил со стандартным осуждением "вопиющих неоколониальных угроз и вооруженной агрессии извне". Разумеется, он потребовал от США освободить захваченного Николаса Мадуро, а заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев назвал все операцию "незаконной", но в его тирадах всё же читалось некоторое восхищение. "Надоедливые смутьяны". Европа обиделась — Россия не хочет им
   © AP Photo / Julia Demaree Nikhinson
© AP Photo / Julia Demaree Nikhinson

Politico | США

Атака США на Венесуэлу и их притязания на Гренландию показали миру, что сила оказалась превыше международного права, пишет колумнист Politico. Такой подход может прийтись по вкусу Кремлю: тогда конфликт на Украине можно было бы решить взаимовыгодным обменом, считает автор статьи.

Джейми Деттмер

В целом, у Кремля есть основания остаться довольным недавними событиями в Венесуэле.

Реакция России на американскую дипломатию канонерок в Венесуэле была, по меркам Кремля, довольно сдержанной и напоминала скорее проформу.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Российский МИД выступил со стандартным осуждением "вопиющих неоколониальных угроз и вооруженной агрессии извне". Разумеется, он потребовал от США освободить захваченного Николаса Мадуро, а заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев назвал все операцию "незаконной", но в его тирадах всё же читалось некоторое восхищение.

"Надоедливые смутьяны". Европа обиделась — Россия не хочет иметь с ней ничего общего

Медведев пустился рассуждать о последовательности президента США Дональда Трампа и решительности, с которой он отстаивает национальные интересы Америки. Примечательно, что президент России Владимир Путин похищение своего бывшего союзника до сих пор никак не прокомментировал. Кроме того, Кремль не преминул поддержать бывшего вице-президента Делси Родригес в качестве временного правителя Венесуэлы спустя всего два дня после того, как Мадуро был водворен в тюремную камеру в Нью-Йорке.

В целом, можно было бы ожидать гораздо более бурной реакции. В конце концов, союз Путина с Венесуэлой начался еще в 2005 году, когда он сблизился с тогдашним начальником Мадуро Уго Чавесом. В 2018 году страны подписали ряд соглашений о сотрудничестве, Россия продала Венесуэле военную технику на миллиарды долларов, а отношения упрочились благодаря совместным военным учениям — нередко провокационным.

"Однополярный мир рушится и ему приходит конец со всех сторон, и альянс с Россией — часть этих усилий по построению многополярного мира", — заявил тогда Мадуро. С 2006 по 2019 год Москва предоставила Венесуэле займы на сумму 17 миллиардов долларов.

Так c чего же вдруг такая риторическая сдержанность? Похоже, Кремль вознамерился поторговаться.

По-видимому, Москва не настроена раскачивать лодку в отношениях с Вашингтоном из-за Венесуэлы — особенно сейчас, на пике соперничества с Киевом за расположение Трампа. Пусть лучше Трамп разозлится на украинского лидера Владимира Зеленского и вышвырнет за борт его, а не Путина.

Кроме того, Россия совершенно не заинтересована в том, чтобы лишний раз бравировать своей вооруженной кампанией на Украине, поскольку это лишь подчеркнет ее бессилие в Латинской Америке и неспособность защитить своего бывшего союзника.

В самом деле, есть основания подозревать, что в действительности хирургическое устранение Мадуро и ошеломляющая демонстрация жесткой силы США Кремль крепко разозлили. Как сообщала редакция Politico на прошлой неделе, российские ультранационалисты и непримиримые милитаристы негодовали: "Вся Россия сейчас задается вопросом: почему мы не поступаем с нашими врагами так же?", — написал философ-неоимпериалист Александр Дугин, посоветовав Москве "делать как Трамп, делать лучше Трампа — и быстрее". Даже кремлевский рупор Маргарита Симоньян и та признала: "Завидовать будем".

С российской точки зрения это мнение вполне понятно, особенно учитывая, что специальная военная операция Путина на Украине наверняка задумывалась с тем, чтобы стремительно обезглавить режим, устранить Зеленского и усадить на освободившееся место прокремлевского сатрапа (целью СВО в том числе была денацификация Украины — прим. ИноСМИ). Однако прошло четыре года, а боевым действиям не видно конца и края.

По сути, мы видели убедительную демонстрацию военной мощи Америки, которая подчеркнула пределы российских возможностей. Зачем же заострять на этом внимание?

Однако, по словам Бобо Ло — бывшего замглавы представительства Австралии в Москве и автора книги "Россия и новый мировой беспорядок" — риторической сдержанности Москвы есть и иные объяснения. "Отстранение Мадуро от власти довольно неприятно, но, давайте начистоту, Латинская Америка — наименее важный регион для российской внешней политики", — сказал он.

Кроме того, операция США таит в себе "ряд нежданных, но в целом выгодных Кремлю последствий". Так, она отвлекает внимание от конфликта на Украине и снижает нажим на Путина, позволяя ему и дальше отвергать любые уступки (Россия отвергает предложения мирного урегулирования, которые противоречат целям СВО и интересам страны — прим. ИноСМИ). Кроме того, это узаконивает применение силы для отстаивания жизненно важных национальных интересов или сфер влияния. Наконец, это лишает убедительности либеральную трактовку о миропорядке на основе правил", — пояснил он.

Эксперт по России из Брукингского института Фиона Хилл, курировавшая европейские и российские дела в Белом доме на первом президентском сроке Трампа, разделяет эти мысли: "Россия просто воспользуется силовым решением Трампа в Венесуэле и его решимостью править страной удаленно и заявит, что раз у Америки есть право на агрессию у себя на задворках, то и у России тоже есть в ее ближнем зарубежье".

Хилл еще в 2019 году показала комиссии Конгресса, что Кремль дал понять, что готов на взаимовыгодный обмен в вопросе Венесуэлы и Украины.

Может показаться, что два мафиозных босса делят территорию через своих приспешников и их действия.

Для Кремля ключевой результат событий в Венесуэле — "не потеря союзника, а закрепление новой внешнеполитической логики администрации Трампа, которая ставит силу и национальные интересы выше международного права", отметил Центр новых евразийских стратегий давнего противника Путина Михаила Ходорковского*. "Несмотря на очевидный репутационный ущерб и незначительные экономические потери, у Кремля есть основания в итоге остаться довольным недавними событиями: своими действиями Трамп, по сути, одобрил модель мирового порядка, в которой сила стоит выше международного права", — говорится далее в его докладе.

И после свержения Мадуро помощники Трампа лишь подчеркнули это. Объясняя, почему США должны непременно завладеть Гренландией, что бы по этому поводу ни думали сами гренландцы, Дания или кто-либо еще, влиятельный замглавы администрации Белого дома Стивен Миллер заявил телеканалу CNN: "Мы живем в мире, которым управляет сила, которым управляет насилие, которым управляет власть".

Этот язык Путин хорошо понимает: давайте же поторгуемся — а начнем с Ирана.

* Внесен в список иноагентов

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>