Старинное село Иванисово находится недалеко от железнодорожной станции Фрязево в городском округе Электросталь. Украшением села являются белоснежная церковь и небольшая часовенка, расположенные на кладбище - это каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери и деревянная, в виде шестигранного сруба, часовня в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, указывающая на место, где когда-то стояла старинная деревянная церковь. Каменный Казанский храм, датированный первой половиной XIX века был построен на средства двух генералов, участников Отечественной войны 1812 года: Василия Дмитриевича Иловайского и Николая Мартемьяновича Сипягина. В советские годы храм закрывался лишь на несколько лет перед и во время Великой Отечественной войны.
По данным книги В. И. Холмогорова «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии», первый деревянный храм в Иванисово стоял уже, по крайней мере, в первой половине XVII века. В то время местность называлась иначе: погост Чернеево на реке Раменке. Деревянная церковь также имела иное посвящение. По окладным книгам Казенного приказа 1627-1628 годов значилась «церковь Архангела Михаила в Куньевской волости, на погосте Чернееве». В дозорных книгах за 1680 год говорилось следующее: «великого государя в дворцовой Куньевской волости, в Доблинском стану, погост на речке Раменке, у церкви Архангела Михаила…церковь построена изстари». В XIX веке деревянный Михаило-Архангельский храм был сломан в связи со строительством новой каменной церкви Казанской иконы. По обычаю, на месте упраздненной церкви поставили часовню в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Она стоит недалеко от Казанского храма, среди могил старинного сельского кладбища.
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в Иванисово был построен в 1824-1838 годы. По данным книги «Богородские святыни», строительство вели на свои средства знаменитые участники Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Мартемьянович Сипягин и генерал-лейтенант Василий Дмитриевич Иловайский. Н.М. Сипягин был женат на Марии Всеволодовне Всеволожской – дочери богатого владельца земель в Богородском уезде. В качестве приданого генерал Сипягин, в частности, получил фарфоровый завод Всеволожских в селе Елизаветино в четырех верстах от Иванисово. Другой знаменитый полководец Отечественной войны 1812 года Василий Дмитриевич Иловайский приобрел само Иванисово и несколько окрестных деревень в 1832 году.
Семейная история генерала Иловайского связана с чудесной помощью Божией Матери. Войсковой старшина на Кавказе Иван Мокеевич Иловайский – дед строителя Казанской церкви в Иванисово – в одном из сражений с горцами попал в плен. Горцы продали Иловайского в рабство своим князьям в Снеговые горы. Сначала хозяева беспощадно изнуряли пленника непосильным трудом, но через некоторое время отношение к нему смягчилось: его назначили пасти овец и даже предлагали в жены одну из своих соплеменниц при условии смены веры и принятии ислама. Иван Мокеевич Иловайский решительно отверг предложение горцев, оставаясь преданным православной вере. За семь лет своего плена он дважды безуспешно пытался бежать: собаки горцев всякий раз находили след беглеца. Его дважды жестоко наказывали, угрожая казнить при новой попытке скрыться. Иловайский понял тщетность усилий вновь обрести свободу и вернуться на Родину. «Укрепляемый верою, он покорился судьбе и видел предел своим страданиям только в смерти», – приводились слова семейного предания в книге А. И. Михайловского-Данилевского «Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах».
Однако случилось чудо. Августовской ночью в канун церковного праздника Костромской иконы Божией Матери Иван Мокеевич Иловайский увидел во сне Богородицу, которая дала ему свиток с текстом тропаря и велела безбоязненно возвращаться на Родину. Проснувшись, Иловайский с удивлением обнаружил, что знает слова тропаря наизусть, а в тексте молитвы упоминается город Кострома. Однако из страха перед горцами пленник не решился поверить сновидению и отправиться в путь. На следующую ночь видение повторилось: Божия Матерь настойчиво велела читать тропарь и идти в сторону Дона. На этот раз Иловайский поверил в небесное заступничество и решился на рискованный побег. Он оставил стадо и двинулся в путь. Горцы быстро поняли замысел пленника и пустились в погоню, но на этот раз сгоревшая от летней жары трава не выдала собакам следов беглеца. В пути Иловайский прятался в дуплах, на вершинах деревьев, питался кореньями трав, несколько сотен верст не встречая никакого человеческого жилища. Наконец, беглец достиг Дона. Оказавшись в русских землях, он немедленно отправился в Кострому, где поклонился чудотворному образу Божией Матери. В благодарность за чудесное избавление Иван Мокеевич заказал список с Костромской иконы, который с тех пор хранился в роду Иловайских.
Вкусы заказчиков сильно сказались на архитектурном облике храма. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери находится на окраине села — там же, где расположено кладбище. Тем не менее, здание в стиле ампир, строители которого явно ориентировались на самые импозантные образцы столичной архитектуры, не похоже на кладбищенский храм. Возможно, в те годы, когда была возведена церковь, сельское кладбище находилось в другом месте. А может быть, заказчики храма сообразовывались со своими вкусами, не придавая значения окружению здания. Церковь отличается лаконичным декором, композиция объемов здания необычна: она имеет форму латинского креста, над которым возвышается ротонда. В храме — четыре входа. Входы в храм образованы выступающими притворами с 4-х колонными портиками дорического ордера. Лаконичный декор компенсирован необычностью композиции объёмов здания. Ротонду завершает лёгкая главка в виде бельведера. Барабан церкви и второй ярус колокольни декорированы рустом. Верхний ярус колокольни имеет восьмигранное завершение с круглыми окнами. Венчает колокольню тонкий шпиль. На фасадах здания устроены неглубокие ниши с полукруглыми завершениями. В них помещены живописные изображения святых в рост. Западный фронтон над входом также украшен живописью, здесь изображена икона Казанской Божьей Матери, которую несут ангелы. В интерьере сохранились росписи, относящиеся к 1857 году, неоднократно поновлявшиеся. Сохранились иконостасы, выполненные в третьей четверти ХIХ века. Причт Казанской церкви до 1882 года состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. По клировой ведомости, в 1819 году настоятелем храма был священник Пётр Дмитриев, ему сослужил диакон Алексий Яковлев. По клировой ведомости 1848 года, настоятелем храма был священник Афанасий Григорьевич Пономарёв.
В начале ХХ века настоятелем храма был священник Никифор Иванович Постников. Ему сослужил диакон Григорий Александрович Петропавловский. В 1915 году настоятелем являлся Дмитрий Петрович Зернов, который после окончания Перервинского Духовного училища и Московской Духовной семинарии был рукоположен во священники и назначен в село Иванисово Богородского уезда. Здесь же он был арестован 30 ноября 1937 года по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и вскоре расстрелян. С начала 1930-х годов до своего ареста 26 октября 1937 года здесь же служил отец Фёдор Недосекин. 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника Фёдора к 10 годам заключения в исправительном трудовом лагере неподалёку от ст. Медвежья гора, где работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Священник Фёдор Недосекин скончался 30 апреля 1942 года и был погребён в безвестной могиле. После ареста иванисовских священников Казанский храм был закрыт, но закрыт он был в течение всего семи лет - с 1937 по 1944 гг. С 1944 по 1970 гг. настоятелем храма был протоирей Леонид Смирнов, снискавший любовь и уважение своей многочисленной паствы. Его сменил выпускник Московской Духовной Академии протоирей Пётр Райна. В 1980-90-х гг. настоятелями были протирей Виктор Аксёнов, архимандрит Сергий Шагаев. С 1998г. по настоящее время настоятелем храма является выпускник Московской Духовной Академии, кандидат Богословия протоиерей Владимир Жаринов.
Ещё в 1930-е годы колокола Казанской церкви были сброшены. Большие колокола были отправлены на электростальский завод на переплавку, малые колокола были отданы деревенским жителям в качестве пожарных оповещателей. После открытия храма и возобновления богослужений в 1944 году малые колокола в плачевном состоянии были возвращены, спаены и водружены на колокольню.
Само здание из года в год реставрируется, обновляется. Это и реставрация росписей церкви под руководством художника-реставратора И. Н. Виноградова в 2002 году. В 2003 году была произведена реставрация внешнего вида храма. В барабан купола были вставлены новые окна. Были отремонтированы кровля, купол и шпиль колокольни, позолочены и отреставрированы кресты. На прихрамовой территории в 2004 г. была изготовлена и установлена новая кованая ограда.
В 2005 году для храма были изготовлены новые колокола: 7 малых (от 8 до 300 кг), большой (900 кг), на котором были выгравированы лики Казанской иконы Божьей Матери, Архистратига Михаила, пророка Илии, святителя Николая Чудотворца Мирликийского. После освящения они были установлены на звоннице в 2008 году. Заметным событием в жизни прихода в 2006 г. было изготовление, освящение и установка курантов при участии внука священномученика Феодора Недосекина А.В. Недосекина под руководством И.М. Архипова.
В 2007 году отреставрированы и позолочены старые хоругви и паникадила, а в 2009 году - старые аналои художником-реставратором Е. Зориной. За последние годы была обустроена и облагорожена территория вокруг Казанской церкви и прилегающего кладбища.
В Свято-Казанской церкви бережно хранится почитаемая Казанская икона Божией Матери, написанная в начале XVIII веке.
Кому важно узнавать о подобных местах, ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)!
Подписывайтесь на канал!