Найти в Дзене
Под зонтиком

Как живет тихий и скромный город Талдом всего в 110 км к северу от Москвы, где жители издревле зарабатывали деньги за счет продажи обуви

Город журавлей и историей башмачников, в котором остановилось время. Такое впечатление произвел на меня Талдом. Время 8 утра, а на улицах практически не встретили людей. После Москвы гулять по пустынным улицам было как-то непривычно. Чем же мне запомнился осенний город? Конечно же, деревянными домами, дореволюционными каменными домами и памятником М.Е. Салтыкову-Щедрину. Время грибов и брусники, свинцовых туч на небе и пожухлой травы, сквозь которую продолжает пробиваться сочная зелень, словно отодвигая неизбежное – в скором приход зимы. История тихого города – это история людей, которые вели домашнее хозяйство всего в 7 дворах. Да, о первых поселенцах, живших здесь, известно с 1677 года. Леса и мало обработанной земли вынудили людей заняться кожевенным делом. Спустя век Талдом уже прочно занял свою нишу в сапожно-башмачном ремесле. С середины XVIII века изготовление обуви стало одним из главных занятий жителей Талдома. Проведение железной дороги через Талдом в начале XX века прочно

Город журавлей и историей башмачников, в котором остановилось время. Такое впечатление произвел на меня Талдом. Время 8 утра, а на улицах практически не встретили людей.

-2

После Москвы гулять по пустынным улицам было как-то непривычно. Чем же мне запомнился осенний город? Конечно же, деревянными домами, дореволюционными каменными домами и памятником М.Е. Салтыкову-Щедрину.

-3
-4

Время грибов и брусники, свинцовых туч на небе и пожухлой травы, сквозь которую продолжает пробиваться сочная зелень, словно отодвигая неизбежное – в скором приход зимы.

-5

История тихого города – это история людей, которые вели домашнее хозяйство всего в 7 дворах. Да, о первых поселенцах, живших здесь, известно с 1677 года. Леса и мало обработанной земли вынудили людей заняться кожевенным делом. Спустя век Талдом уже прочно занял свою нишу в сапожно-башмачном ремесле. С середины XVIII века изготовление обуви стало одним из главных занятий жителей Талдома.

-6

Проведение железной дороги через Талдом в начале XX века прочно укрепило обувное дело и торговлю. За 6 лет из Талдома было вывезено 350 000 пар обуви. Только представьте, сколько рабочих трудилось над изготовлением сапог. Но не одной продажей обуви были сыты жители города. Кроме обувного дела местные занимались лесозаготовкой и лесопереработкой, изготовляли валенки. На четырех заводах изготовляли кирпичи.

Кстати, интересный момент насчет обуви. Первая обувь, которая изготовлялась кустарным способом, называлась «кирпичи». А получила обувь такое название за слой глины, что клали между подошвой и стелькой.
-7

К сожалению, у всего есть начало, расцвет и угасание. Так и с талдомской обувью, производство которой прекратилось в 1930-е годы. Но жива история, в музеях Московской и Тверской области хранятся вещи, обувь, связанные со старинным обувным делом жителей данных краев. Почему так пишу, потому что в Кимрах, что чуть дальше Талдома, тоже изготовляли обувь. И Кимры именуют Обувной столицей страны. Про Кимры тоже будет небольшой репортаж, там я посетила и музей, который очень порадовал.

-8

В городе преимущественно преобладает двухэтажная застройка. Много деревянных домов в два этажа, некоторые с мезонинами, окна украшены деревянной ажурной резьбой. Пусть дома и старые, но от них веет теплом.

-9
дом купца Кисилева
дом купца Кисилева

Каменные особняки с декоративной отделкой, порой настолько причудливой, что думаешь, как такое в небольшом городке сотворили мастера. Конечно, не все особняки в хорошем виде, некоторые нужно спасать. Два первых известных каменных особняка в Талдоме появились на улице Салтыкова-Щедрина, ранее она носила название Московская. И принадлежали они купцам Волкову и Кисилеву.

-11
-12

Идем смотреть самый известный старинный особняк в городе – усадьба купца Волкова на улице Салтыкова-Щедрина, 41. Внимание привлекает фасад дома, он облицован глазурованной плиткой. Внутри особняка все сохранилось как в дореволюционное время, это и планировка, и интерьер. В особняке сейчас находится историко-литературный музей.

Дмитрий Иванович Волков родился в крестьянской семье старообрядцев, но смог открыть свое обувное дело и, как говорят, выбраться из нищеты. Это был настоящий человек, который, заработав капитал, начал выделять средства на благоустройство города. Так, благодаря купцу в Талдоме появились больница и школа с пожарной частью. А в годы Первой мировой войны Дмитрий Волков отдал под госпиталь второй дом, который строил для своих детей. Вот такие люди жили в Талдоме.

-13

Еще одно знаковое место города – пожарная каланча, в которой сейчас расположен ЗАГС.

-14
-15

Гуляя по городу, обратила внимание, что на некоторых домах можно увидеть и год постройки. Например, на улице Калязинской, 41, каменный двухэтажный дом 1908 года постройки.

-16
-17

Кроме домов, Талдом интересен и памятником Салтыкову-Щедрину. Памятник установлен на улице Победы, перед зданием Школы искусств А.А. Цветковой, где часы с карильоном.

-18

Памятник, улица в честь писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина в городе неспроста. Родитель романа «Господа Головлевы» родом с земли Талдомской, а точнее, он уроженец села Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

-19
-20

Дошли мы и до площади Карла Маркса, где тоже встречались старинные особняки – молчаливые свидетели процветавшего в Талдоме обувного дела. Например, дом, на котором имеется надпись – 1912. Ансамбль домов на площади не велик, но посмотреть есть что.

-21
-22

И как не показать Торговые ряды и храм Архангела Михаила, который возведен в 1808 году и стал первой каменной постройкой города. Вообще, мне понравилось, что историческая часть города приведена в порядок. Не забыта история купечества и ключевых фигур, некогда сделавших вклад в развитие Талдома.

-23

Памятник вождю пролетариата в городе тоже есть. Город с 1918 по 1931 год назывался Ленинск.

Как вам город? Бывали здесь?

Приглашаю вас в свой Телеграмм-канал, где делюсь интересными местами, любопытными фактами, видеороликами и просто моментами из моей жизни.