Николай II публично отказался от политических реформ в самом начале своего правления, заявив о «бессмысленных мечтаниях» земских деятелей. Однако процессы формирования общественных организаций уже невозможно было остановить…
— Как появилась первая российская социал-демократическая партия?
— Почему РСДРП сразу разделилась на большевиков и меньшевиков?
— Какие средства борьбы с самодержавием использовала партия эсеров?
На эти и другие вопросы мы ответим вместе с Иваном Булыгой во второй статье цикла «Власть и общество перед лицом революции». В первой части мы говорили о противоречиях, которые возникали между правительством и деятелями общества в начале правления Николая II. Теперь же коснемся последствий пренебрежения властью интересами социума и рассмотрим, что происходило в разных течениях общественной мысли.
Рабочее движение и марксизм
В 1890-е годы во время промышленного подъема и «виттевской индустриализации», когда увеличивалось количество фабрик, заводов и, соответственно, самих рабочих, марксизм широко распространился в общественном движении России. Как вспоминал Владимир Ленин:
«марксистами становились повально все, марксистам льстили, за марксистами ухаживали, издатели восторгались необычайно ходким сбытом марксистских книг».
Первые марксистские кружки на территории России появились еще в 1880-е годы: «Партия русский социал-демократов» Благоева, «Товарищество Санкт-петербургских мастеровых» Точисского и др. Участники этих кружков изучали марксистскую литературу, вели пропаганду среди рабочих. Власть громила эти кружки, но вместо закрытых появлялись новые.
В 1898 году состоялся съезд представителей марксистских организаций в Минске, на котором было объявлено о создании Российской социал-демократической партии рабочих. Правда через несколько дней после съезда большинство делегатов арестовали. Де-факто образование партии произошло лишь на втором съезде в 1903 году.
На нём присутствовала практически вся российская социал-демократия: Георгий Плеханов, Лев Троцкий, Юлий Мартов, Лев Дейч, Владимир Ленин, Павел Аксельрод и другие. Съезд создал программу, учредил Центральный комитет партии, обсудил решения по аграрному и национальному вопросу.
Тогда же на съезде партия раскололась на 2 фракции: большевиков и меньшевиков. Формально разъединение произошло по вопросу о членстве в партии. Для Владимира Ленина и большевиков было крайне важно, чтобы членами считались не только оказывающие помощь партии, но и принимающие в ее деятельности непосредственное участие. Казалось, это не был такой важный пункт, чтобы из-за него только созданная партия сразу же раскололась. Однако противоречия в социал-демократии были намного глубже.
Марксизм, пришедший в Россию из Европы, лег на уже существовавшие радикальные течения общественной мысли. Большевики и меньшевики ориентировались на разных деятелей радикального движения: если Владимира Ленина, по его собственному выражению, «перепахал» Николай Чернышевский, то на меньшевика Юлия Мартова неизгладимое впечатление произвели труды и жизнь Александра Герцена.
Получается, что уже первые русские марксисты, ставшие затем первыми большевиками и меньшевиками, как бы несли в себе генетический заряд будущего раскола, корни которого уходили в семейные традиции, условия воспитания, круг чтения, товарищескую среду.
Влияло на раскол и разное отношение к трудам классиков марксизма. Если большевиков интересовали более ранние работы Маркса и Энгельса, обосновывающие диктатуру пролетариата и насильственный приход к власти, то меньшевики много почерпнули из трудов Эдуарда Бронштейна, ставившего под сомнения радикальные положения марксизма о революциях и гегемонии пролетариата.
Тем не менее, в конце XIX – начале XX века марксистские организации серьезно усилились, появилась социал-демократическая партия, фракции которой стали бороться за влияние на рабочих.
Эсеры
В 1870-1880-х годах самым популярным радикальным движением было народничество. Несмотря на разгром народников после убийства Александра II, их организации возрождались в России и за границей. «Неонароднические» кружки вскоре стали объединяться в союзы, а в 1902 году было объявлено о создании Партии социалистов-революционеров (сокр. Эсеры).
Ее лидерами стали Григорий Гершуни, Виктор Чернов, Евно Азеф, Абрам Гоц. Однако, в период до Первой русской революции (1905-1907 гг.) сложно говорить об эсерах как о четкой единой партийной структуре. В самом начале XX века партия в организационном плане еще не была сформированной, а идейные представления ее участников были довольно различны. Общим у них была ориентация на весь народ и желание установить социальную справедливость, основанную на социалистических началах.
Отдельной структурой в партии эсеров был ее Боевой отряд, возглавляемый первоначально Григорием Гершуни. Эсеры переняли у народников идеи террора, рассчитывая убийствами представителей власти посеять в стране смуту. Организация заявила о себе в апреле 1902 года, когда Степан Балмашев убил министра внутренних дел Дмитрия Сипягина. Балмашев явился в Государственной совет в военной форме с пакетом на имя министра. Сипягин взял пакет, после чего Балмашев застрелил его.
Вскоре после ряда покушений Григорий Гершуни был арестован. Главой Боевого отряда стал Евно Азеф – загадочная фигура, один из самых успешных террористов, который одновременно с этим тайно сотрудничал с полицией. Под его руководством Боевой отряд партии реорганизовали: была усилена дисциплина, организована профессиональная слежка за жертвами, налажено производство бомб. Именно спланированное Евно Азефом убийство министра внутренних дел – Вячеслава Плеве – станет одним из ключевых событий, которые приведут к началу Первой русской революции.
В следующей части мы расскажем про особенности формирования общественных организаций либеральных деятелей и правых сил, а также ответим на вопросы:
— На какие два течения делился русский либерализм в годы, предшествующие революции?
— Какие события в российской политике вызвали необходимость объединения консерваторов?
— Почему власть стремилась запрещать даже монархические и правые организации?
Текст: Иван Булыга, автор канала «ИЛИ | искусство люди история»