Алданский промышленный район как самостоятельный выделился на 6-м Алданском окружном съезде Советов на территории бывшего Алданского округа.
На первом районном съезде Советов, который состоялся 22 января 1931 года, был определен состав пленума районного исполнительного комитета в количестве 54 человек, в состав президиума вошли 22 человека, из них только две женщины.
В районе было организовано пять поселковых Советов: Усмунский, Ороченский, Сталинский, Джекондинский, Тыркандинский. Население прииска Незаметный обслуживалось районным исполнительным комитетом. Незаметнинский поссовет был организован лишь 15 июня 1932 года со сметой расходов 9892 рубля.
Короткий период во главе районного Совета стоял Бояров, затем Фомин, а с 9 февраля 1932 года по 11 августа 1936 года председателем Алданского райсовета работал Валентин Николаевич Суханов.
Основное направление развивающегося района было определено добычей золота, но надо было развивать связь, транспорт, бытовое обслуживание, образование, культуру и здравоохранение. Всем этим вопросам на заседаниях исполкома райсовета уделялось большое внимание. Так, в июне 1931 года обязательным постановлением Алданского промрайонного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красногвардейских депутатов было введено на территории района всеобщее обязательное семилетнее обучение детей с 11 до 15 лет.
Представляет интерес и постановление «Об охране территории Незаметнинского аэродрома, принадлежащего Всесоюзному объединению гражданского военного флота». В целях установления надлежащего порядка на строящемся аэродроме было указано: «Воспретить проход и проезд через поле аэродрома, выгон на пастбища скота, разведение костров, стрельбу, вывозку леса, мусора и нечистот на всей территории аэродрома.
Воспрещается разведение всяких застроек, а также прокладка новых электрических и телефонных линий и других возможных сооружений в радиусе 1 км от границ аэродрома».
В отчете о работе за 1932 год говорится о том, что «райисполком из-за неудовлетворительности руководства, текучести и неукомплектованности аппарата, а также отсутствия Совета в Незаметном, лицом к производству и культурно-бытовому обслуживанию населения не повернулся, чему причиной была также весьма недостаточная материальная база РИКа, особенно поссоветов по сравнению с потребителями района и поселков. При этом оргмассовая работа развернута не была, секции РИКа и поссоветов не работали, депутатские группы не организованы, работа с активом, а также среди нацмен и женщин не велась, да и сам РИК и поссоветы находились в окружении игнорирования их со стороны местных хозяйственных и других организаций».
Сегодня, через семь десятилетий, мы с интересом вчитываемся в строки отчета, находящегося в Алданском улусном архиве и сохранившего для нас сведения о становлении района.
В области хозяйственного и соцкультурного строительства района главное внимание РИКа было обращено на помощь золотопромышленности по линии сельхозосвоения Алдана, развертыванию подсобной промышленности и культбытовых учреждений.
В документе отмечается, что сельское хозяйство в районе находится еще в стадии организации. Началась эта работа в 1930-1931 годах в направлении огородничества и сенокошения. «Колхозы района специфичны тем, что они большей частью состоят из пришлого текущего населения, до 1932 года вопросы оргхозукрепления не проводились, царила безличка и уравниловка, был налицо и кулацкий лжеколхоз. В 1932 году все колхозы переведены с поденщины на оплату по трудодням, три колхоза ввели сдельщину, бригадное прикрепление к участкам, в трех колхозах (русский «Вперед», якутский «им. Алексеева» и «Красный Китай») проработан устав, в остальных задержка за отсутствием устава на восточных языках, на китайском сейчас переводится. До сего времени в районе почти отсутствовало животноводство, в текущем году организованы колхозные фермы. Кроме того, намечено организовать ферму продскота на 400 голов к началу 1933 года, а также намечено организовать свиноводческое хозяйство на 30 голов, птицеводческих – на 1 инкубатор, кроликов – 120 штук.
В этом же году проведены опыты по посевы зерновых, которые показали полную возможность сева озимой ржи и ячменя. Сейчас уже принимаем меры к массовому севу зерновых в 1933 году. Опыты показали возможности сева ряда других культур, что в общем-то приводит к выводу о возможности и в сельскохозяйственном отношении превратить Алдан в район, производящий основные продукты».
Местная промышленность, как отмечалось в отчете, на тот момент находилась частично в ведении треста «Якутзолото» в виде подсобных предприятий, частично в коммунальном отделе РИКа и кустпромкооперации. В ведении райисполкома был кирпичный завод с планом в 500 000 штук кирпичей, принимались меры к развертыванию новых видов деятельности промкооперации по производству предметов ширпотреба, стройматериалов, главным образом из местного сырья.
Узким местом в деятельности РИКа на 1932 год было строительство, т.к. не хватало стройматериалов, кадров, средств. Было отмечено, что «помимо треста «Якутзолото» в этом году удается освоить только дом Госбанка, центральный клуб, школу в Незаметном да баню».
Состояние транспорта на тот момент было таково: механизированный транспорт (автомашины, тракторы), сосредоточенный в «Якутзолото», совершенно недостаточен, да и имеющийся использовался очень плохо как по причине плохой организации работы его, так и из-за безобразного состояния дорог. «Гужтранспорт», находящийся в руках «Якутзолото» и промкооперации, частью частный, также недостаточен, и его работа к тому же срывалась из-за необеспеченности фуражом, который в большом количестве завозился из районов Якутии. Нередкими были задержки грузов на 1-2 года.
Благодаря этому в плохом состоянии была и почтовая связь в районе. «Почта из Большого Невера доходит не ранее, чем через 2-3 недели при хорошей дороге, при плохой – 2-3 месяца и до полугода. Кроме того, плохо налажена связь с приисками. Почта порой из Незаметного до Сталинска (4 км)или Средне-Серебровского (8 км) идет 1-2 недели и больше. Не лучше положение и с проволочной связью. Телеграф работает так плохо, что наблюдаются массовые задержки телеграмм и переводов на недели и месяцы, а частенько и пропажи их. Телеграфная связь, имеющаяся в районе, производственного характера: коммутатор треста «Якутзолото», связанный с комбинатами и некоторыми районными учреждениями (РИК, ОГПУ, Госбанк и др.). В силу устарелости аппаратуры и малого числа линий связи с поселками, телефон сильно перегружен. Это все вызывает потребность ускорения постройки телефонной станции районного пользования».
Снабжение населения продуктами и промтоварами осуществлялось через продснаб треста «Якутзолото» и ЦРК «Горняк», в 1932 году было положено начало организации государственной и колхозной торговли.
Отмечалось, что в неудовлетворительном состоянии находится коммунальное хозяйство района. «Имеющийся жилфонд из-за слабого ремонта разрушается быстро, ибо он состоит исключительно из деревянных строений барачного типа, а также изб, мазанок, землянок. Жилье строится недостаточно. Жилищный кризис явился одной из причин утечки рабочих».
Не лучше положение было и с водоснабжением, канализацией, заострялось внимание на организации водопровода в Незаметном.
В неудовлетворительном состоянии находилось бытовое обслуживание населения. Бани старые, полуразрушенные, прачечных в Незаметном было две – при ОГПУ, милиции и одна общего пользования.
Бытовое обслуживание в районе зарождалось на базе кустарей прииска Незаметный и членов двух артелей – производственной «Алданкустарь» и транспортной «Транспорт».
На организационном собрании, состоявшемся 24 февраля 1931 года, был организован Алданский межрайпромсоюз, который подчинялся промысловой кооперации – Якпромсоюзу. Было избрано правление из пяти членов и трех кандидатов, в аппарате работало лишь два человека. В начале 1932 года в состав межрайпромсоюза входило уже 10 артелей: «Транспорт», «Промколхоз», «Алданкустарь», пошиво-портняжная им. Н. Крупской, столовые «Личный труд», «Красный Восток» и «Восточник», прачечная «Коммунар», зимовье «Интернационал», рыболовное «Рыбак». Кроме артелей союз имел и свои предприятия – 11 зимовьев по Неверскому тракту, матрацное производство, где работал всего один человек, и шапочную мастерскую, где было два мастера.
В 1932 году в ведение райисполкома перешла и сеть учреждений народного просвещения, до этого находившаяся в руках треста «Якутзолото», такое же положение было и со здравоохранением.
С 19 февраля 1932 года в аппарате райисполкома был организован отдел здравоохранения, заведующим которым был назначен командированный наркомздравом врач А. А. Мухин. Постановлением президиума Алданского РИК от 8 июля 1932 года директором центральной больницы был утвержден Миронов. В дальнейшем главврачами ЦРБ были Владимир Александрович Нечаев (1935 год), Петр Александрович Берсеневич (1935 г.), Иван Яковлевич Хрунков (1940 г.). Он, кстати, был и первым фельдшером на Алдане.
Большое внимание на тот момент уделялось ликвидации неграмотности, открывались платные и бесплатные, дневные и вечерние пункты по ликвидации безграмотности. Активно участвовал в этой работе Иннокентий Георгиевич Кириллин, прибывший на Алдан в 1928 году. На советской работе он был с 1930 года, начинал в Томмотском райисполкоме, до этого два года работал ликвидатором неграмотности среди взрослого населения в Томмоте.
Тогда же было положено начало массовому озеленению по Незаметному и приисковым поселкам. Это постановление было принято 8 июня 1932 года. В нем говорилось: «Поддерживая инициативу Ленинского комсомола в деле озеленения поселков и одобряя намеченные в этом отношении секцией здравоохранения мероприятия, президиум РИК постановляет:
Секциям здравоохранения и коммунальной развернуть с 10 июня массовую посадку деревьев и кустарников по Незаметному и приискам, привлекая для этого силы профессиональной массы, трудящееся население и учащихся. Считать необходимым в первую очередь произвести посадку зелени у зданий государственных и культурно-просветительных учреждений, а также на месте будущего сквера».
20 сентября 1932 года поселку Незаметный был присвоен статус города.
Т. Белоусова, заведующая улусным архивом.
Л. Павлюченко, старший научный сотрудник Алданского краеведческого музея.
«Алданский рабочий», № 32 от 2 марта 2000 года.
Фото отсюда