Оказывается, писать отзывы на стихотворения, осмыслять лирику не так-то просто. В рамках марафона "Открой школьную Вселенную" 👇попробую всё же поделиться впечатлениями о соприкосновении с творчеством А. Блока.
В моей личной библиотеке имеется том Лирики А. Блока, подаренный мне на день рождения моей бабушкой в 1988 году. Видимо, на вырост - тогда я даже в школу еще не ходила😊. Знала бы бабушка, как мне сейчас дороги подаренные ею книги, как слезы набегают на глаза, когда читаю дарственные надписи на форзаце.
В школьные годы я его почитывала: есть карандашные пометки (видимо, разбор по литературе задавали), есть помеченные галочкой (понравившиеся), между страниц лежат потрепанные закладочки...
Есть в памяти и некоторые строки. Конечно, "Ночь, улица, фонарь, аптека...", не помню, как врезавшиеся в память. "Незнакомка" чем-то будоражила, хоть и не было понимания, о какого рода женщине идёт речь.
Пролистывая сборник, увидела отмеченными следующие строки:
Я медленно сходил с ума
У двери той, которой жажду.
Весенний день сменяла тьма,
И только разжигала жажду.
Я плакал, страстью утомясь,
И стоны заглушал угрюмо.
Уже двоилась, шевелясь,
Безумная, больная дума.
Как же такие строки могли не задеть моей юной души?! 😊Столько страстного томленья. Отец Блока ругал его первый сборник, говорил, что пишет непонятно, обвинял в излишнем эротизме. Я вообще-то с ним согласна🙈.
К марафону я решила начать читать сборник с самого начала, и меня не трогало, стихи казались простоватыми, банальными и "мутными". Дойдя до цикла стихов о Прекрасной Даме, я вспомнила, что Блок был символистом, и размытость, непонятность смыслов - это так и должно быть. При чем смыслы у каждого читателя могут вырисовываться свои, все они будут правильными. Надо слушать сердце, оно отзовется.
И вот читаю строки, которые что-то во мне пробуждают, перечитываю второй, третий раз...начинаю понимать, нет - чувствовать:
А потом узнаю, что Блок написал это стихотворение после одной встречи с будущей женой. Они часто во время прогулок по Петербургу забредали в соборы - то в Казанский, то в Исаакиевский. Об одном из таких посещений Л. Д. Менделеева вспоминала так:
«В сумерки октябрьского дня (17 октября) я шла по Невскому к Казанскому собору и встретила Блока... Позволила идти с собой. Мы сидели в стемневшем уже соборе на каменной скамье под окном, близ моей Казанской. То, что мы тут вместе, это было больше всякого объяснения. Мне казалось, что я давно отдаю свою душу. Так начались соборы, сначала Казанский, потом и Исаакиевский...»
В этот же день А. Блок и написал это стихотворение. Написал от лица женщины. Что-то такое особое тогда между ними произошло, в том соборе под образами. Для меня Исаакиевский и Казанский соборы - особые места, сакральные, поэтому и стихотворение производит особое впечатление - какая-то магия происходит, воображение подыгрывает.
Переворачиваю страницу, и снова передо мной образ величавого собора, и слышен колокольный звон:
Через несколько страниц снова собор и признание:
Люблю высокие соборы,
Душой смиряясь, посещать,
Входить на сумрачные горы,
В толпе поющих исчезать.
Видимо, я из всех прочитанных стихов выхватываю то, что мне отзывается, но в целом нет удовлетворенности , не напиталась я энергией лирики А. Блока. Продолжу своё путешествие по мирам поэта и также поделюсь впечатлениями.
Наш марафон продолжается. На данный момент счет 6:1 - Блок ведёт, Маяковский пока не обласкан вниманием читателей Дзена.