80-е, первое знакомство с ТашТРЗ.
Кто работал на заводах, знает, что каждому производству присущ свой особый неповторимый запах. Так на всех локомотиворемонтных заводах, сразу за проходной, вас встречает целая гамма запахов - креозота, соды, железа и мазута. ТашТРЗ не был исключением. Это первое, что врезалось в память, когда мы здесь работали еще студентами в 1982 году, после окончания первого курса механического факультета ТашИИТа. Специальность наша называлась «Тепловозы и тепловозное хозяйство». Тех, кто учился на этой специальности называли «тепловозники» или «мазута». Почему «мазута»? Это стало понятно еще в институте, в ходе прохождения технологической и производственных практик. Мы всегда были «по уши» в мазуте.
После первого курса работали в ремонтно – механическом цеху, который занимался ремонтом станков и изготовлением нестандартного оборудования. Первый месяц, студентов, как не имеющих опыта, чаще всего отправляли на уборку и погрузку – разгрузку, а потом уже поставили работать слесарями на участок сборки нестандартного оборудования.
После окончания пятого курса, в 1986 году, на ТашТРЗ проходила защита дипломных работ. Председателем ГЭКа был Георгий Мартьянов, в то время генеральный директор завода.
Получив диплом, по распределению, поехал трудится мастером в локомотивное депо на угольный разрез Кедровский в Кемеровскую область, потом служба в армии, работа на ПО «ФОТОН», где и застали меня лихие 90-е.
1995 год, возвращение на ТашТРЗ.
В 1995 году, на «ФОТОНЕ», стало совсем грустно, - зарплата мизерная и ту месяцами задерживали. После долгих поисков, которые не привели ни к чему путному, решил заглянуть в отдел кадров на ТашТРЗ, все-таки по образованию железнодорожник, и работал здесь, будучи студентом, в ремонтно - механическом и ремонтно- комплектовочном цехах.
После собеседования с главным конструктором Зыковым Александром Николаевичем, меня приняли на работу на Ташкентский тепловозоремонтный завод имени Октябрьской Революции в ОГК, правда завод теперь уже назывался по-другому, - Производственное объединение «Узжелдорреммаш».
Замечательное время, замечательный коллектив дружный, сильный. Примечательно, что 40% это были старожилы, а еще 60%, это такие же как я инженера, которые пришли с оборонных предприятий Ташкента: ОКБ "Коинот" (Космос), «Электроаппарат», «Ташавтоматика», ПО «ФОТОН»… Попали мы все сюда по известной причине, - в оборонке просто перестали платить.
ТашТРЗ в эпоху бурных 90-х был оазисом, островком относительно спокойной жизни, сохранивший революционные и советские традиции.
Не знаю, как сейчас, но в те времена, была традиция - по пятницам, все конторские вооружались, тяпками, лопатами, граблями и примерно 2 - 3 часа посвящали уборке отведенного участка от травы и мусора.
На территории был шикарный спортивный комплекс с крытым стадионом, бассейном, тренажерным залом и сауной. Все это бесплатно. Через дорогу за проходной железнодорожная поликлиника, пожалуй, лучшая в городе.
Освоение новой продукции.
Я устроился на завод, когда шли работы по подготовке и организации производства капитального ремонта электровозов типа ВЛ80С. Началась новая увлекательная работа, новые разработки, 90% которых воплощалось в металл. Отдел главного конструктора (главный конструктор - Зыков А.Н. зам. ГК – Высоцкий С.Е.) получил задание на разработку нестандартной оснастки и оборудования для изготовления новых деталей. Коллектив конструкторов, - Мальков А.Е., Шкумат В.П., Остроброд Б.Е., Лисовов В., Панкратова С., Каурова Е.Л., Туржов А., Шаповалов О.Б., включился в работу. Чертежи из ОГК поступали в цех механизации под руководством начальника цеха А.И. Скок и в ремонтно-механический цех под руководством начальника Л.А. Топорова.
Сроки производства зависели от сложности изготовления и доступности материалов. Например, сжимки для спрессования шестерен изготавливались два года. Особенно сложной в производстве была оснастка — горбыль, которая требовала точной ручной доводки.
В 1995 году на предприятии наладили ремонт электровозных колесных пар.
В 1996 году капитально отремонтировали остов (магнитную систему статора) и успешно сдали приёмной комиссии (начальник электромашинного цеха - А.В. Бажанов, технолог - Ф.Тагирова). Отремонтировали и сдали на сборку для электровозов 4 тяговых двигателя.
Группу рабочих и специалистов, отправили перенимать опыт ремонта электровозов в Улан-Удэ, на УУЛВРЗ.
1997 год. Разработана конструкторская документация и начато дооборудование двухярусных платформ для перевозки автомобилей «УзДЭУавто».
Разработана конструкторская документация модернизации вагонов-хопперов для перевозки минеральных удобрений. Освоен ремонт электровозов серии ВЛ80с.
1998 год. Освоен капитальный ремонт крытых грузовых вагонов с деревянным и цельнометаллическим кузовом. В этом же году из ремонта вышел первый капитально отремонтированный электровоз серии ВЛ80с в объеме КР-1.
1999 год. Предприятие приступило к организации производства по переоборудованию окатышевоза под цементовоз.
Взрывы в Ташкенте.
А еще 1999 год запомнился серией взрывов, прогремевших 16 февраля. Всего взорвалось 6 взрывных устройств в разных частях города за небольшой промежуток времени. Целью атак были важные здания, включая кабинет министров Узбекистана. На заводе организовали патрулирование внутреннего периметра. Хотя, непонятно, чем бы отбивались в случае чего?
Похоже, что стабильность и спокойствие закончились…