В интернете есть хороший мем, на котором Трамп изображён в виде клоуна в 2025-м и 2026-м. Прошлогодний Дональд нарисован в образе того клоуна, какого мы обычно видим в цирке. Потешного. А нынешний – в образе Джокера, злого, коварного и чрезвычайно опасного. Говорил, что расправится с Венесуэлой? Напал на Боливарианскую Республику, похитив Николаса Мадуров и попутно расквитавшись с сотней невинных людей. Обещал прессануть Иран? Готовится к нанесению болезненных ударов по нашему ближайшему союзнику на Ближнем Востоке. Высказывал претензии на Гренландию? Получите, господа датчане, и распишитесь. Белый дом клятвенно уверяет: что бы ни говорили в Брюсселе, остров станет американским.
Многие рассуждают, как потенциальная аннексия Гренландии повлияет на взаимоотношения стран-членов НАТО, каковы и без того нерадостные перспективы «международного права», чем сможет ответить Копенгаген да и в целом Североатлантический альянс. Но нас, русских, интересует в первую очередь то, чем грозит очередная американская агрессия нам. А здесь есть над чем задуматься. Потешаться над разрушением правил Западного мира Дональдом Трампом не стоит. Хозяин Овального кабинета говорит прямо: аннексия нужна, поскольку в регион заходят Россия и Китай. И… американский лидер прав.
Взгляните на карту Северного морского пути (СМП). Присоединение Гренландии позволяет существенно приблизиться к одному из его участков в так называемых «нейтральных» водах. Минутка ликбеза: транспортировка грузов с Дальнего Востока до Западной Европы через Суэцкий канал – это 23 тысячи километров. Дорога проторена ещё британскими и французскими колонизаторами во второй половине девятнадцатого столетия. А вот Северный морской путь существенно сокращает это расстояние до 14 тысяч километров. От России требуется ледокольный флот (он у нас в наличии), портовая и прочая инфраструктура (в процессе), гибкая и приемлемая для перевозчиков система страхования и т.д.
Пока объёмы грузоперевозок по двум маршрутам несопоставимы. Через Суэцкий канал в 2022 году прошло около 1,4 млрд тонн грузов (данные за 2023-2025 гг. не берём, дабы не было искусственной поправки на хуситский фактор). Через СМП в 2024-м перевезли 37,9 млн тонн. Это намного меньше, но рост по сравнению с 2014-м – в десять (!) раз. А по сравнению с советским временем – в шесть раз. Логистический маршрут активно развивается. Про Арктику не зря так активно говорят все специалисты по геополитике и геоэкономике последние годы. Дело ведь не только в природных богатствах, которыми полон Арктический регион. Логистика во многом правит бал на концерте великих держав.
Дания не в состоянии полноценно освоить в военном, разведывательном и экономическом отношении Гренландию и морские пространства рядом с ней. Это маленькая страна с не самым большим потенциалом. Конечно, американцы вполне могли бы обойтись и без присоединения нового штата или территории, однако это ненадёжно. Кто может дать гарантии, что Европейский Союз не станет разыгрывать гренландскую карту в торгах по той же Украине или Ближнему Востоку? Или тарифам. Скажут: ты нам уступаешь в вопросе перевыборов Владимира Зеленского, а мы тебе разрешим, так уж и быть, открыть ещё один военный объект в Гренландии. Зачем это надо таким бравым парням, как янки? Пришли, забрали, закрыли вопрос.
Бесцеремонность у англосаксов в крови. Почитайте, как они лихо обошлись с Исландией и Фарерскими островами в 1940 году после поражения скандинавских стран в скоротечной войне против гитлеровской Германии. Да и у Гренландии тогда была своя роль – остров практически сразу же стал военной базой Соединённых Штатов Америки. Кого будут «жарить» международные правила и нормы в разгар противостояния Вашингтона и Пекина, Вашингтона и Москвы? У меня нет сомнений в том, что прямая аннексия Гренландии с предварительной высадкой американского десанта а-ля Крым 2014, вполне реальна. Вот только в Крыму жили русские веками, а на северном острове янки отродясь не проживали. Впрочем, опять же, кого это волнует?
Каков мог бы быть ответ Российской Федерации на такой вызов? Предлагаю вспомнить о существовании такого острова, как Шпицберген в 630 км от Гренландии. Его статус регулируется согласно договору 1920 года. Формальный суверенитет принадлежит Норвегии, но наша страна имеет право свободно вести там экономическую и научную деятельность, а российские граждане – без визы пребывать и проживать на острове. 297 граждан РФ проживает в посёлке Баренцбург, а ещё два посёлка – Пирамида и Грумант – законсервированы. Их необходимо срочно расконсервировать, усиливать экономическую деятельность на Шпицбергене, а также готовить военную операцию.
Норвегия – член НАТО. Однако агрессия США против Дании если не разрушит, то, во всяком случае, серьёзно поколеблет дисциплину и сплочённость организации. Это позволит обойтись без ядерной войны и негативных последствий. Если американцам можно, почему нельзя нам? Ведь мы арктическая страна. У вас тёрки с датчанами, у нас с норвежцами. Всё «по чесноку». Единственное, над чем следует задуматься: хватает ли у нас военного потенциала для ведения боевых действий в столь суровых условиях? Не прошли даром десятилетия учений и подготовки? Если всё же пошли насмарку, следует не медля и срочно муштровать Арктические войска. Заваруха вполне серьёзная – и на кону жизненные интересы нашей Северной державы.
Игорь Лисин