Найти в Дзене

В фольклоре есть место для каждого

Фольклор — это многолетние традиции, наша культура, наши корни. При этом очень разнообразное направление, в котором каждый может найти отдушину: эти весёлые танцы на вечёрке, глубокие лирические песни, исконная вышивка и костюмы. Собирать и передавать традиции помогают фольклорные ансамбли ЧелГУ «Горица» и «Черепица», руководителями которых являются Ксения Коковина и Вадим Чупин. Как начался ваш путь в фольклоре? Ксения: Путь начался ещё в школе, где у нас был фольклорный кружок. Год я вышивала, потом преподаватели раскрыли мой музыкальный слух и голос, с третьего класса я стала петь в ансамбле. Однажды, в шестом классе, мы поехали на большой фестиваль в Омск, где собралось много фольклористов. Тогда я поняла, что это не просто кружок, а целая жизнь, в которой дело найдётся каждому. Так я решила пойти учиться на народное музыкальное творчество. Вадим: В шесть лет меня отдали в музыкальную школу в моём родном посёлке Рощино, где было фольклорное отделение. Конечно, я продолжил заниматьс

Фольклор — это многолетние традиции, наша культура, наши корни. При этом очень разнообразное направление, в котором каждый может найти отдушину: эти весёлые танцы на вечёрке, глубокие лирические песни, исконная вышивка и костюмы. Собирать и передавать традиции помогают фольклорные ансамбли ЧелГУ «Горица» и «Черепица», руководителями которых являются Ксения Коковина и Вадим Чупин.

Как начался ваш путь в фольклоре?

Ксения: Путь начался ещё в школе, где у нас был фольклорный кружок. Год я вышивала, потом преподаватели раскрыли мой музыкальный слух и голос, с третьего класса я стала петь в ансамбле. Однажды, в шестом классе, мы поехали на большой фестиваль в Омск, где собралось много фольклористов. Тогда я поняла, что это не просто кружок, а целая жизнь, в которой дело найдётся каждому. Так я решила пойти учиться на народное музыкальное творчество.

Ксения Коковина
Ксения Коковина

Вадим: В шесть лет меня отдали в музыкальную школу в моём родном посёлке Рощино, где было фольклорное отделение. Конечно, я продолжил заниматься из-за мамы, которая заставляла ходить (смеётся), но всё не зря! Благодаря руководителю Любови Павловне Шмаковой я заинтересовался народными инструментами, начал играть, петь и ездить на различные фестивали. С 15-16 лет увлечение уже стало осознанным и в итоге переросло в руководство ансамблем.

Вадим Чупин
Вадим Чупин

Ксения: Главное в фольклоре — не пение и не танцы, а общение. Ты приезжаешь на фестивали и встречаешь там единомышленников, которые знают такие же песни, наигрыши, как и ты. Так появляются друзья по всей России!

Вадим: Да, а ещё ведь фольклор очень разнообразен. Можно петь, танцевать, вышивать, изучать историю, любые бытовые вопросы нашей жизни. У девушек одни интересы, у парней — другие. Всё можно реализовать через народное творчество.

Как образовался ансамбль «Горица»?

Ксения: В ЧелГУ на филологическом факультете учились четыре девочки, которые занимались народным пением. Татьяна Александровна Конкина основала ансамбль, а через год передала его мне. Было так страшно: я недавно окончила колледж культуры в Миассе, работала только с детьми, но решила попробовать и осталась руководителем, сейчас работаю в ЧелГУ уже 11 лет.

-4

Почему мужской ансамбль «Черепица» выделили отдельно?

Вадим: В посёлке у нас был коллектив «Черёма», так получилось, что он состоял в основном из парней. На фестивале мы подружились с «Горицей» и решили тоже ходить на занятия этого ансамбля, несмотря на то, что многие учились не в ЧелГУ. Над названием долго не думали: соединили «Черёма» и «Горица», получилась «Черепица».

Ансамбль существует вместе с «Горицей», но мы выступаем и отдельно мужским коллективом. По традиции есть это разделение: мужской угол и женский угол, отличающиеся голоса, характер звука, да и на музыкальных инструментах в основном играют мужчины. Это отдельный пласт, который невозможно раскрыть в «Горице», где коллектив смешанный.

На каких музыкальных инструментах вы играете? Как ребята этому учатся?

Сейчас многие студенты приходят с развитым музыкальным слухом и умением играть на гитаре, фортепиано или ударных. Им легче осваивать народные инструменты: балалайку, гусли, бубен, гармошку. Мы посвящаем несколько занятий изучению инструментов, но в основном этому учатся самостоятельно. Также передача опыта происходит на фестивалях, где есть семинары, мастер-классы со специалистами. Так появляется интерес, ребята подходят друг к другу, просят показать наигрыш. В ЧелГУ мы занимаемся больше теорией, а на фестивалях — три дня «варимся в фольклоре», получаем бесценный опыт.

Как студенты попадают в ансамбль? Нужен музыкальный слух и голос?

Ксения: Научиться петь может каждый! Но да, сейчас нам приходится делать некоторый отбор. Ансамблю уже много лет, в нём продолжают заниматься и выпускники, поэтому коллектив и уровень профессионализма растут. Новых ребят нужно учить с нуля, откатываясь назад, тогда страдают опытные. С этого года в ансамбле глобальный переворот: мы разделились на два состава. С новенькими сначала больше поём весёлые песни, частушки, чтобы потом переходить к лирике. Невозможно передать те эмоции, которые ты чувствуешь во время исполнения лирических песен. Это такие внутренние вибрации, ты отдыхаешь эмоционально, физически, проживаешь сюжет композиции, ведь тексты откликаются и сейчас: неравная любовь, разлука.

Вадим: Да, раньше психологов то не было, все просто пели. Это своеобразная исповедь, наверное: поёшь, и легче становится…

Вы поёте старые песни или есть и современные?

Здесь сложный вопрос: а что вообще можно считать фольклором? Ведь это творчество без автора, но при этом существуют всеми любимые песни, которые воспринимаются как народные, а, на самом деле, у них есть конкретный автор (например, песня «Каравай»). Мы поеём в основном песни оренбургских казаков, записанные в Челябинской области.

Наша задача собирать сохранять и передавать традиционную культуру, чтобы песни, обряды и жизнь наших прабабушек не ушли вместе с ними, а люди узнавали традиционную культуру в таком виде, в котором она была в действительности. Каждый год, благодаря нашим друзьям, большим профессионалам, нам удаётся побывать в экспедиции, где мы записываем песни, кадрили и даже наигрыши на музыкальных инструментах. Потом расшифровываем материал и готовим его к выступлению на фестивалях. Здесь как раз видна разница регионов: в говоре, манере исполнения, костюмах. Наши уральские песни степенные, не грустные и не весёлые, сдержанные. А у донских казаков очень всё широко, выразительно и харизматично. Это связано с историей и традициями определённой местности, в которые в ансамбле ты погружаешься с головой.

-5

Чему новичкам сложнее всего учиться?

Ксения: Сложнее всего извлечь эту народную традиционную манеру пения, определённый звук. Ребята приходят либо «неогранёнными камешками», либо привыкшими к другому жанру. Важно научиться слушать не только себя, но и весь ансамбль, чтобы один голос не звучал сильнее или тише других. Соединить эти слои голосов, найти общий пласт, добавить характер — тогда будет красиво. Но для получения настоящего народного исполнения, естественного звучания нужно съездить на несколько фестивалей и посмотреть на профессионалов.

Как выбираете песни для репетиций и выступлений?

Вадим: Люди раньше были привязаны к календарю, пели песни только в определённое время. Нельзя было спеть что-то весёлое в пост. Мы тоже стараемся выбирать композиции к праздникам. Например, сейчас готовим рождественские песни для мероприятий.

Ксения: Выступаем в основном с более весёлыми композициями, на фестивали возим региональные песни. У нас в голове примерно двести песен, учится очень легко, на голос, а не по нотам.

Почему важна разминка перед пением? Народник может сорвать голос?

Ксения: Каждый профессионал должен делать распевку, разминку, чтобы настроиться на правильные эмоции и подготовить свой голос. Это как разогрев спортсмена перед стартом. Делая дыхательную гимнастику, мы раскрепощаемся, звукоизвлечение идёт увереннее. Поэтому очень важна наша артикуляционная разминка со скороговорками и специальными упражнениями. Голос у нас никто не срывал, мы следим за правильностью исполнения. Сразу слышно, если человеку неудобно, звук идёт не так.

-6

Также вы говорите, что во время пения нужно двигаться. Почему движения важны? Как вы оформляете номер для выступления?

Фольклор не создан для сцены, для выступления приходится создавать определённый образ. Раньше люди танцевали на вечёрке по пять часов, это, конечно, не прыжки, а естественное пружинистые движения, лёгкость. Мы танцуем в паре, так как важно иметь контакт с противоположным полом. И в целом нужно учиться понимать соседа, общаться с ним не только на репетиции, но и за пределами, чтобы спеться. Мы знакомы с ансамблем и Первоуральска, который на репетиции за два часа могжет спеть одну песню, а остальное время общаться и пить чай. В итоге на сцене они поют идеально, это говорит о том, что в ансамбле важно понимать друг друга, дышать вместе и слышать партнёра духовно.

Все костюмы мы шьём сами, даже некоторые парни участвуют в процессе. Конечно, обращаемся к специалистам по традиционному костюму, смотрим музейные источники, сборники. Поэтому одежда не похожа на сценическую, все костюмы разные: юбка, кофта, сарафан. Таким образом, мы сохраняем традиционный костюм Южного Урала

Расскажите о поездке на конкурс «Казачий круг» и встрече с Надеждой Бабкиной?

Вадим: Изначально конкурс Оренбургской казачьей песни проходил в Екатеринбурге, где собрались все казачьи коллективы с Уральского федерального округа. Там «Черепица» взяла гран-при. На гала-концерт мы поехали мужской компанией в Москву. На награждении, при выходе на сцену, Надежда Георгиевна Бабкина заметила наши традиционные костюмы, удивилась ручной вышивке, так как большинство выступающих были в гимнастерках или сценических костюмах. Она прямо прикоснулась к орнаменту на рубахе Данилы Абузярова, который он сам вышивал, и спросила: «Настоящая?».

Конечно, нам было приятно, такое внимание. На «Казачьем круге» мы выступали в театре «Русская песня», где работают профессионалы высокого уровня. Приехать на это мероприятие и представить Оренбургское казачье войско для нас было очень волнительно и почётно!

-7

Какие ещё конкурсы и фестивали можете выделить в этом году?

В этом году мы много ездили на фольклорные фестивали! Представили нашу область в прекрасной Вологде, сразу же после этого поехали в ярославскую область, в город Мышкин, на потрясающий семейный фестиваль, где люди неделю живут в палатках и изучают народную культуру. В августе ездили в Казань на Международный этнический фестиваль «Крутушка», это был юбилейный год, поэтому мероприятие получилось особенно масштабным, приехало много коллективов из других стран (Болгария, Армения).

В октябре мы поехали в Краснодарский край, на фестиваль «Александровская крепость», на который мечтали попасть очень давно, к нему мы готовились два года. Там были высокоуважаемые члены жюри всего российского фольклора и достойные участники. Мы показывали свадебный обряд нашей области. Конечно, радует, что членам жюри он понравился.

Как раньше отмечался Новый год в народе?

Традиции празднования Нового года на Руси менялись в зависимости от эпохи. Если говорить про нынешний Новый год, дату 1 января установил Пётр I в 1699 году. До этого празднования проходили весной, когда пробуждалась природа: весеннее солнцестояние и Масленица.

В новогодний период мы рассказываем о рождении Иисуса, поём тропарь, дети показывают Вертепный театр. В деревне люди более открытые, поэтому колядовать мы ездим туда, в городе этой традиции уже нет.

-8

Фольклор — это хобби или работа? Что для вас главное в этом деле?

Вадим: Несмотря на то, что я уже руковожу ансамблем, фольклор — это хобби. Я стремлюсь к тому, чтобы создать дружескую атмосферу в коллективе, не хочу казаться каким-то начальником. Раньше ведь тоже было так — взрослые что-то наигрывают, танцуют, разговаривают, дети на печи лежат, слушают, впитывают. Поэтому главное — общение и взаимопонимание в ансамбле.

Ксения: Фольклор — это и хобби, и работа, и вся моя жизнь. То, чему я могу отдать себя безвозмездно. Главное для меня — передать свои знания коллективу и людям в целом, в надежде на то, что они будут продолжать моё дело. Ансамбль — это, прежде всего, друзья, которые всегда помогают, поддерживают. В старшем составе у некоторых участников знаний не меньше моих, поэтому мы стараемся дополнять друг друга, так и получается хороший и качественный коллектив. Надеюсь, что новый состав будет таким же хорошим.

Фольклор — это что-то очень глубокое, это не просто ансамбль, не просто весёлые песни и развлечения, как многие думают. Это наша многолетняя работа над возрождением традиций, которая передавалась через поколения…

Лада Брик, фото из сообщества «Горица» ВКонтакте