Найти в Дзене
Восток - дело тонкое!

Мескита, мечеть ставшая кафедральным собором в Кордове (много фото)

В статье про Айя-Софию в Стамбуле, было много комментарий по поводу того, что из церкви сделали мечеть. Думаю, стоит вспомнить о Кафедральном соборе Мескита в Кордове, хранящем в своих стенах эхо былой эпохи, когда он, до Реконкисты, был Соборной мечетью. Сердце Кордовы, некогда бьющееся в ритме арабской молитвы, ныне хранит тишину христианского собора. Великая мечеть Кордовы, Мескита, подобно фениксу, восставшему из пепла прежних верований, стоит, вбирая в себя эпоху за эпохой. Её минарет, словно устремленная ввысь стрела, прежде рассекал небеса призывом муэдзина, а теперь увенчан крестом – символом новой веры, подобно короне на голове старого короля. Когда-то Аль-Хакам II (10 в.) , халиф Кордовы, украсил её михраб мозаиками, сверкающими, словно звезды в ночи, и колоннами из яшмы и оникса, взятых словно из сокровищницы самого царя Соломона. Теперь же, в христианском соборе, алтари водружены на священном арабском полу, словно новые ростки, пробивающиеся сквозь древнюю почву. Внутри, ле

В статье про Айя-Софию в Стамбуле, было много комментарий по поводу того, что из церкви сделали мечеть. Думаю, стоит вспомнить о Кафедральном соборе Мескита в Кордове, хранящем в своих стенах эхо былой эпохи, когда он, до Реконкисты, был Соборной мечетью.

Сердце Кордовы, некогда бьющееся в ритме арабской молитвы, ныне хранит тишину христианского собора. Великая мечеть Кордовы, Мескита, подобно фениксу, восставшему из пепла прежних верований, стоит, вбирая в себя эпоху за эпохой. Её минарет, словно устремленная ввысь стрела, прежде рассекал небеса призывом муэдзина, а теперь увенчан крестом – символом новой веры, подобно короне на голове старого короля.

Когда-то Аль-Хакам II (10 в.) , халиф Кордовы, украсил её михраб мозаиками, сверкающими, словно звезды в ночи, и колоннами из яшмы и оникса, взятых словно из сокровищницы самого царя Соломона. Теперь же, в христианском соборе, алтари водружены на священном арабском полу, словно новые ростки, пробивающиеся сквозь древнюю почву.

Внутри, лес колонн из мрамора и гранита, привезенных из уголков древнего мира, тянется в бесконечность, подобно деревьям в волшебном саду, где каждая деталь шепчет истории минувших дней. Арочные своды, сплетенные в геометрические узоры, напоминают о величии исламской архитектуры, словно застывшая музыка, запечатленная в камне.

Храм в Кордове тем известен,
Что столбов тринадцать сотен,
Неподъёмных, необхватных,
Его купол подпирают.
Генрих Гейне - Альманзор (1821 г.)

Мескита – это не просто здание, а живая летопись, где каждая арка, каждая колонна, каждая мозаика рассказывают о смене эпох, о столкновении культур, о вечном стремлении человека к духовному. Она – свидетельница величия халифата, падения Гранады, и торжества христианства, словно книга, написанная камнем и молитвой.

История

В лето 711 года, когда ветра перемен дули с африканского континента, арабские легионы, словно саранча, заполонили Северную Африку и устремили свой взор на европейский берег, словно голодные волки на стадо овец. Но у границ Франции, словно о скалу, разбились их захватнические волны о несокрушимую силу Карла Великого.

Покорив лишь Иберийский полуостров, словно горсть земли, вырванную из ладони Европы, арабы окрестили его Ал-Андалусом, имя, что эхом до сих пор звучит в названии Андалузии, южной жемчужины Испании. После арабского наступления началась Реконкиста, освобождение Испании. Гранада, последний арабский город, сдалась в 1492 году. Кордова, столица мавров, пала еще раньше, в 1236 году. В южной Испании сохранились ценные памятники арабской эпохи, включая Кордовскую мечеть. Эта мечеть, уникальная по своей красоте и архитектуре, не имеет аналогов. Она представляет собой синтез архитектуры, мозаики и декоративного искусства.

В 785 году эмир Абдурахман I приобрел место, где стояла церковь Сан-Висенте (5 век), и начал строить мечеть. Возможно, в строительстве участвовали мастера из Багдада и Византии. Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник. Ранее вдоль стен была галерея, а с северной стороны - минарет. Сейчас на его месте колокольня, с архангелом Рафаилом на вершине.

Внутренний двор мечети - Апельсиновый двор, с фонтанами. Вдоль стен двора сохранилась крытая галерея. Ряды деревьев во дворе создают эффект колоннады, продолжающей внутреннее пространство мечети. Внутренний зал мечети, с колоннами, создает впечатление бесконечности. Колонны соединены двухъярусными арками. Пол перед михрабом выложен белым мрамором.

В 951 году первый кордовский халиф, Абдурахман III, распорядился о возведении нового минарета рядом с мечетью, который, как полагают, послужил прообразом знаменитой севильской Хиральды. Дальнейшее расширение мечети было осуществлено при правлении Хакима II (961-976). В этот период были добавлены четырнадцать нефов, создан новый михраб – молитвенная ниша, и возведена максура, особое место для халифа, где был установлен его трон. Трон Хакима II был изготовлен из самшита, эбенового и сандалового дерева. По свидетельствам арабских историков, над его созданием на протяжении семи лет трудились шесть выдающихся мастеров вместе со своими помощниками.

-4

У западной стены мечети Хаким II приказал построить "комнату милостыни", предназначенную для оказания помощи нуждающимся странникам. Стены этой комнаты были богато украшены изысканными орнаментами. В мечети бережно хранился знаменитый Коран огромного размера, который могли поднять только два человека. Коран был облачен в расшитый покров, и каждую пятницу утром его торжественно выносили для богослужения.

Для украшения михраба халиф пригласил искусных мозаичистов из Византии. Михраб стал самым богато украшенным и изысканным элементом мечети. Перед ним была установлена купольная сень, чей купол представлял собой подобие вознесенного над пространством сказочного цветка. Он опирался на перекрещивающиеся арки, а свободные участки купола были заполнены резными ажурными плитами из алебастра, сквозь которые проникал мягкий, приглушенный свет. Подковообразная арка михраба украшена полосами с уникальными орнаментами. Аналогичным образом декорированы многолопастные арки входа в михраб, состоящие из резных камней, покрытых орнаментом. Стена, на которой расположена ниша, выделяется среди прочих частей мечети своей насыщенностью и великолепием декора, включая многоцветную мозаику и арабские надписи, выполненные золотом на красном и голубом фоне. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором.

В 1236 году Кордова освободилась от мавританского владычества. Величественное здание мечети трансформировали, адаптировав его для использования в качестве христианской церкви. Строительство храма вызвало бурные протесты как со стороны городского совета, так и среди жителей Кордовы, включая христиан. После продолжительных разногласий и возражений архиепископ Кордовский запросил помощи у императора Карла V, получив его разрешение на возведение церкви внутри мечети.

Однако, в 1526 году, посетив Кордову и увидев последствия своего необдуманного решения, Карл V с сожалением отметил, что ни при каких обстоятельствах не дал бы согласия на преобразование мечети, если бы ранее имел возможность оценить её величие.

Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире
Карл V
Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить - внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.
100 Великих храмов

Наш телеграм канал - Восток дело тонкое!

Литература

Губарева М. В., Низовский А. Ю. - 100 Великих храмов

-7