Найти в Дзене

Был ли Сталин учеником Ленина?

Сталин после смерти Ленина пытался представить себя как главный ученик Ленина, как главный последователь его идей, как человек который пытался продолжить дело Ленина. Основные оппоненты Сталина, такие как Троцкий, Зиновьев, Каменев, постоянно говорили о том, что Сталин изменил делу Ленина. Кроме того на закрытых заседаниях ЦК оппозиция поднимала вопрос об отставке Сталина, которую в последние годы своей жизни требовал Ленин. Это завещание Ленина не было обнародовано для обычных граждан СССР, однако в узких кругах партийного руководства о нём знали, его обсуждали во время избрания генерального секретаря ЦК партии на Объединённых заседаниях центрального комитета и Центральной контрольной комиссии. Также о завещании Ленина было известно партийным съездам 1920-х годов, то есть тем делегатам которые там присутствовали. В общей сложности несколько сот человек на всю страну знали об этом, интернета тогда не было, свободных средств массовой информации тоже, и хотя эта информация и просочилась

Сталин после смерти Ленина пытался представить себя как главный ученик Ленина, как главный последователь его идей, как человек который пытался продолжить дело Ленина. Основные оппоненты Сталина, такие как Троцкий, Зиновьев, Каменев, постоянно говорили о том, что Сталин изменил делу Ленина. Кроме того на закрытых заседаниях ЦК оппозиция поднимала вопрос об отставке Сталина, которую в последние годы своей жизни требовал Ленин. Это завещание Ленина не было обнародовано для обычных граждан СССР, однако в узких кругах партийного руководства о нём знали, его обсуждали во время избрания генерального секретаря ЦК партии на Объединённых заседаниях центрального комитета и Центральной контрольной комиссии. Также о завещании Ленина было известно партийным съездам 1920-х годов, то есть тем делегатам которые там присутствовали. В общей сложности несколько сот человек на всю страну знали об этом, интернета тогда не было, свободных средств массовой информации тоже, и хотя эта информация и просочилась за границу, но внутри СССР обычный обыватель узнал об этом только после смерти Сталина во время хрущевской Оттепели.

Безусловно Сталин пытался соответствовать Ленинскому размаху, хотел быть его прямым подражателем. И в данном случае это воспринималось как абсолютно положительная черта. Сталин считал, что Ленин очень жёсткий политик, который расправлялся со своими оппонентами, который не считался и насмехался над демократическими процедурами, и вообще считал, у кого сила, у того и правда. Надо сказать что отчасти подобное мнение Сталина не было лишено оснований. Ленин действительно относился к своим оппонентам как к абсолютным ничтожествам, но только это касалось представителей других партий. Всё-таки внутри партии Ленин сохранял определённую внутрипартийную демократию.

Сталин усовершенствовал политику Ленина, распространив отношение Ленина к представителям других партий на представителей партии Большевиков. Он начал жёсткие репрессии против тех членов партии, которые открыто критиковали его политику. Он уничтожал старую гвардию Ленина, прикрываясь именем Ленина.

Сталин действовал прямолинейно, считая, что в партии не может быть двух мнений. Генеральная линия ЦК партии должна быть абсолютно монолитной, каждый кто выступит против мнения ЦК, должен быть уничтожен. Если до смерти Ленина Сталин был жёстким мрачным человеком, то после смерти Ленина стал формироваться новый Сталин, жестокий, мстительный, беспощадный.

Сталин не уважал тех, кто боялся применять силу, кто боялся использовать репрессии, кто сомневался перед самыми страшными пытками, унижающими человеческое достоинство. Он превращался в злобного зверя, который готов был разорвать глотку любому существу, которое покажется ему врагом. Единственной возможностью спастись в этой ситуации было доказать Сталину, что у тебя и в мыслях нет переходить ему дорогу, что ты признаёшь себя абсолютной пешкой и ничтожеством по сравнению с великим Сталиным. Если он видел в твоих глазах только обожествление и искреннее подчинение, тогда он на какое-то время мог оставить тебя в покое.

Но даже полное отсутствие амбиций, искреннее преклонение перед Сталиным не могло спасти определенную группу людей, особенно это касалось высших чиновников карательных органов, их Сталин "чистил" время от времени просто потому, что периодически нужна была профилактика. У этих людей было слишком много власти, и Сталин не мог допустить, чтобы эти люди засиживались на своих местах.

Конечно были люди, которые прошли весь политический путь вместе со Сталиным с момента его назначения генеральным секретарем ЦК до момента его смерти. Это в первую очередь Молотов, Ворошилов, Каганович, Калинин. Но почти все они были на крючке у Сталина, который репрессировал их родственников и постоянно угрожал репрессировать их самих. Сталин их проверял, посажу-ка я его жену, расстреляю его брата, что он будет после этого делать, усомнится ли он в Сталине, потеряет ли веру в великого вождя или продолжит преклоняться перед богочеловеком Сталиным. Орджоникидзе эту проверку не прошёл, а Молотов и Ворошилов прошли.

Сталин создал систему страха, повального доносительства, унизительного лизоблюдства и низкосортного карьеризма. Эта система не имела ничего общего с Ленинской системой внутрипартийной демократии. Ленин тоже был диктатор, Ленин тоже любил навязывать своё мнение, Ленин свирепо расправлялся с врагами, но ему никогда и в голову не взбрело бы посадить в тюрьму допустим жену Бухарина за то, что Бухарин выступал против Ленина во время Брестских переговоров с Германией или когда Бухарин критиковал Ленина за однопартийное правительство.

Система Сталина естественно не являлась продолжением системы Ленина, она являлась уродливым симулятором Ленинской системы. Сталин не был учеником Ленина, он был человеком который извратил ленинскую систему Большевистской демократии.