Найти в Дзене
Право Суда

- Мать скоро помрет, ее наследством всё закроем! - говорит муж, набирая кредиты "под наследство"

Ожидание наследства у всех проходит по-разному. Кто-то скорбит, а кто-то считает потенциальную выгоду. О такой истории поведала Татьяна С. из Краснодарского края, обратившись за консультацией к нашему юристу-партнеру. По его просьбе она подготовила подробный рассказ о ситуации. Материал подготовлен с помощью транскрибации голосового материала, отредактирован для формата блога. Разговорные элементы сохранены. Далее - со слов Татьяны. В этом месяце нам нужно отдать банку почти 120 тысяч. Да, у нас неплохие доходы свыше 250 тысяч на семью, но у нас и двое детей: сыну 16, дочке 11, репетиторы, кружки, еда, одежда... А мой муж, Николай, ходит по дому гоголем и выбирает плитку для ванной. Итальянскую. В кредит, разумеется. — Тань, ну чего ты киснешь? — отмахивается он, видя мое перекошенное лицо.— Потерпи пару месяцев. Матери недолго осталось... Все закроем, еще и останется. Заживем! Мы в браке 18 лет. Я знаю Колю как облупленного, но сейчас мне становится страшно. Он делит шкуру неубитог
Оглавление

Ожидание наследства у всех проходит по-разному. Кто-то скорбит, а кто-то считает потенциальную выгоду. О такой истории поведала Татьяна С. из Краснодарского края, обратившись за консультацией к нашему юристу-партнеру.

По его просьбе она подготовила подробный рассказ о ситуации.

Материал подготовлен с помощью транскрибации голосового материала, отредактирован для формата блога. Разговорные элементы сохранены.

Далее - со слов Татьяны.

Кому горе, а кому предвкушение...

В этом месяце нам нужно отдать банку почти 120 тысяч. Да, у нас неплохие доходы свыше 250 тысяч на семью, но у нас и двое детей: сыну 16, дочке 11, репетиторы, кружки, еда, одежда... А мой муж, Николай, ходит по дому гоголем и выбирает плитку для ванной. Итальянскую. В кредит, разумеется.

— Тань, ну чего ты киснешь? — отмахивается он, видя мое перекошенное лицо.— Потерпи пару месяцев. Матери недолго осталось... Все закроем, еще и останется. Заживем!

Мы в браке 18 лет. Я знаю Колю как облупленного, но сейчас мне становится страшно. Он делит шкуру неубитого медведя, причем с таким азартом, что уже набрал под эту «шкуру» долгов на годы вперед. Новый кроссовер, моторная лодка размером с катер (это под будущий домик на побережье, видите ли цена "надо-брать-прям-щас"), прицеп под эту лодку, теперь вот капитальный ремонт. И все это — в расчете на смерть его матери.

Ситуация у нас, мягко говоря, циничная. Свекрови осталось недолго. Онкология, четвертая стадия, букет сопутствующих болячек. Врачи говорят прямо: 3–4 месяца — это потолок.

Цинизм? Нет, расчет...

Кто ужаснулся цинизму ситуации - подождите. Все вполне объяснимо... Коле 38 лет, и любви к матери у него нет ни грамма. Там старая, глубокая обида. Ему было 12, когда умер отец. Казалось бы, горе должно сплотить, но его мать через полгода упорхнула в Москву с новым мужчиной. Просто оставила Колю на бабушку и старшую сестру, а сама строила личную жизнь. Приезжала раз в 1-2 месяца, привозила подарки и снова исчезала. Через два года вернулась на 3 месяца, рассталась, но потом снова кого-то нашла и опять ускакала устраивать личную жизнь.

Сестра мужа, которой сейчас 43, мать так ее и не простила. Они не общаются вообще, там открытая война при редчайших контактах. С проклятиями и оскорблениями. А Коля... Коля выбрал другую тактику. Он сохранял холодный нейтралитет, а последние годы дружит с мамой «под лисичку». Улыбается, звонит, ездит в гости. Делает вид, что "простил и понял". Не потому что простил, а потому что умеет считать.

Несколько лет назад мать похоронила своего очередного, но на этот раз вполне обеспеченного мужа. Несмотря на двоих детей от других браков у ее мужа, ей достались две квартиры в Краснодаре, плюс её собственный дом, купленный с ним пополам. И Коля твердо решил, что это — его компенсация за сиротское детство при живой матери. А уж при первых проблемах со здоровьем и при подозрении на онкологию тут же, под соусом "чтобы сестре не досталось", убедил все оформить на себя.

— Завещание на меня, я сам ее возил, сам видел копию, она мне показала, — твердит он мне каждый день как мантру. — На сестру она из принципа не перепишет. Так что расслабься, Танюха.

И он расслабился. Перестал считать деньги, берет всё, что хочется. «После наследства одну квартиру продадим, кредиты закроем, вторую будем сдавать». План идеальный. Был бы.

Если бы три месяца назад на пороге свекровиного дома не возникла тётя Люба.

-2

Еще один "кандидат"...

Это младшая сестра свекрови. Они толком и не общались лет десять, только последний год, когда Люба перебралась в Краснодарский край, пенсию коротать. И, стоило сестре слечь, Люба и вовсе тут как тут. И такая забота, вы бы видели! И полы моет, и в магазин бегает, и супчики варит, и мусор выносит, и за двором следит.

Коля только радуется:

— Ой, как хорошо, хоть мне туда мотаться не надо, нюхать эти лекарства. Пусть тетка возится, ей зачтется.

А я смотрю на это и холодею. Я же вижу, что тётя Люба там не из альтруизма спину гнет. Да, свекровь ей подкидывает деньги, это всё не за доброе слово. Но Люба женщина хваткая, своего не упустит. Свекровь сейчас слабая, на сильных обезболивающих, голова туманная. Она благодарна любому, кто стакан воды подаст. А рядом — добрая сестра, а "любимый" сыночек только звонит узнать, "как дела", заезжает на полчаса, да ждет, когда квартиры освободятся.

И я понимаю, что уже даже сейчас завещания может и не быть. Или оно будет на ту самую сестру. И что нам делать? Просто чтобы понять — есть ли у нас хоть какая-то гарантия? Может, завещание нельзя так просто взять и переписать? Или будет учтено ее состояние здоровья?

Комментирует юрист

Завещание — это односторонняя сделка. Пока человек жив и дееспособен, он волен распоряжаться своим добром как ему вздумается. Дееспособности свекровь никто не лишал.

Согласно ст. 1130 ГК РФ, завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любой момент, не указывая причин и ничьего согласия не спрашивая.

Мама мужа может хоть каждое утро писать новое завещание. Сегодня - на сына, завтра - на сестру, послезавтра - на соседку или кошачий приют.

Действительным будет то, которое написано последним по дате. И узнать об этом вы сможете только после открытия наследственного дела. Нотариус не имеет права сообщать вам, менялось ли завещание, пока наследодатель жив (тайна завещания).

Так что риск, озвученный Татьяной, абсолютно реален. Если «добрая» тетя грамотно обработает больную сестру, то Николай останется с лодкой-катером и кредитами, но без квартир.

Что можно сделать сейчас?

Как минимум нужно заранее готовиться к суду по оспариванию нового завещания.

Важно понимать, что если мать отменит предыдущее завещание и составит новое, то даже отмена нового не "восстановит" старое завещание! наследование будет осуществляться по 1/2 с сестрой Николая. Если же "старое" завещание отдельной волей не отменялось, а просто были внесены изменения в имеющееся, то при отмене "последних правок" завещания начнет действовать предыдущее. В данном случае - на Николая.

Если мать перепишет всё на свою сестру Любу, единственным шансом для Николая будет доказать, что в момент подписания документа мать не отдавала отчета своим действиям (ст. 177 ГК РФ).

Учитывая онкологию и, вероятно, прием сильных обезболивающих (в том числе путающих сознание анальгетиков), это вполне реальная перспектива. Если, конечно, завещание будет написано в сложный период болезни.

Что нужно делать Николаю, вместо того чтобы выбирать новую мебель:

  1. Собирать медицинские документы. Любые справки, выписки, рецепты. Важно знать, какие препараты она принимает. Если это, например, опиоидные анальгетики, то они могут влиять на ясность сознания.
  2. Фиксировать странности. Если мать заговаривается, не узнает родных, теряется во времени — это нужно фиксировать (видео, свидетели). Под любым поводом: записать привет внукам, например.
  3. Инициировать осмотр психиатра. Если есть возможность, вызвать врача на дом якобы для консультации по депрессии или сну, чтобы в карте появилась запись о её психическом статусе, состоянии, проблемах.

Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза будет проводиться именно по медицинским картам.

  • Если там будет пусто и никаких следов "проблем с сознанием", то суд вы 100% проиграете.
  • Если там будут записи о помрачении сознания на фоне интоксикации или приема препаратов — шанс вернуть наследство есть.

Не верьте мифам о том, что "любое завещание можно легко отменить". Николай реально "делит шкуру неубитого медведя", вгоняя семью в долговую яму, тогда как "медведь" может оказаться хитрее и уйти к другому охотнику...

Дополнительная информация была дана Татьяне в приватной консультации.

Ставьте «Палец вверх», если было интересно и не забывайте подписываться на канал.

Задать вопрос юристу можно на сайте (консультация по телефону) или же в онлайн-переписке на наших площадках ВКонтакте, Телеграм или в Одноклассниках. Подписывайтесь!

Читайте еще по теме: