Пока писал одну из предыдущих статей о преступниках, которым удалось уйти от правосудия после Второй мировой войны, задался вопросом: "А сколько вообще этих самых преступников было?". А ведь действительно. Вот известно про одного, второго, третьего. Тот в СС служил, этот комендантом в концлагере был, третий полицаем. Но это все конкретные примеры. А сколько их всего вот таких было? Скольким удалось тем или иным образом скрыться в послевоенные годы? А может есть еще и такие, кого официально разыскивают по сей день? Да, такие действительно есть, и сейчас расскажу об этом немного подробнее.
Вообще, как такое может быть, что война закончилась несколько десятилетий назад, но преступников по сей день разыскивают? Очевидно же, что им уже примерно по сто лет и, скорее всего, их уже нет в живых. Какой смысл их искать? Однако, есть официально установленное постановление суда, которое гласит о том, что преступления нацистов не имеют срока давности. Такое решение было изначально вынесено во время проведения Нюрнбергского трибунала. Соответственно, если ты совершал какие-то преступления против человечности в годы Второй мировой войны, то и искать тебя будут до последнего, пока не найдут или не узнают о том, что тебя уже давно нет.
Существует и определенный список военных преступников, который был составлен сразу после войны. Даже несмотря на то, что это все долгая и кропотливая работа, составили его довольно оперативно и состоял он из более чем 6500 фамилий. Это количество именно разыскиваемых преступников, которые совершили те или иные преступления за весь период Второй мировой войны, то есть с 1939-го по 1945 годы. Если брать конкретно СССР, то по состоянию на 1953 год МГБ официально разыскивал 2486 таких граждан.
Искать их начали тоже сразу. Причем некоторые успевали скрыться еще в годы войны, и уже в то время, даже когда еще не был взят Берлин, их тоже уже начинали искать. Если говорить о нашей стране, то в этот процесс были вовлечены не только спецслужбы, но и обычные оперативники, архивные работники, ЗАГСы, школы, военкоматы, всевозможные администрации и еще очень много ведомств, организаций и структур. Когда оперативники кого-то начинали искать, то подключались к процессу абсолютно все. Делались запросы по месту бывшего жительства, опросы свидетелей, соседей, школьных друзей и даже бабушек у подъезда. Ведь любая мелочь могла сыграть в поиске решающую роль.
Благодаря такой тщательности удавалось найти очень многих. Например, та же Тонька-пулеметчица, она же Антонина Макарова-Гинзбург (на фото выше), скрывалась очень долго под другой фамилией и вообще в другом регионе. Но именно благодаря тому, что у оперативников было на нее полное, вплоть до мелочей досье, найти ее удалось после случайной уличной драки, о которой та даже не знала и которая потянула за собой всю цепь связей и событий. И таких примеров полно. Ну а если брать мировую практику, то активно вчерашних нацистов и их пособников искали такие организации как Центр Симона Визенталя и Институт документации преступлений нацистов. Я о них еще напишу более подробно в будущем. Кстати, данные организации ведут свою деятельность по сей день.
Как отображается их деятельность в цифрах? Понятное дело, что с годами их активность снизилась, потому как часть преступников удалось обнаружить, ну а часть, как я сказал выше, уже нет в живых. Тем не менее, вот что известно из их последних отчетов: по состоянию на 2007 год в розыске находились еще 1019 человек военных преступников. По последним данным, из этого списка осталось лишь несколько десятков. Некоторые специалисты утверждают, что их чуть более 60. Это именно те, о которых не удалось найти вообще ничего.
Что интересно, далеко не все страны активно сотрудничали и сотрудничают с организациями и спецслужбами, занимающимися поиском нацистских преступников. Есть ряд стран, которые официально, на государственном уровне, никогда не выдавали таких, и не выдают по сей день. Это Австрия, Канада, Латвия, Литва, Норвегия, Сирия, Эстония и Швеция. Почему именно они? С Прибалтикой понятно, потому как там в годы войны была довольно большая доля добровольцев, записавшихся в ряды карателей СС. С Норвегией аналогичная история. Швеция в годы войны официально была нейтральной. Такой пытается оставаться и сейчас. В Канаду после войны бежало довольно большое количество карателей, особенно бандеровцев. В Сирию бежали бывшие офицеры СС. Но вот что в этом списке делает Австрия, честно говоря, затрудняюсь ответить. Видимо просто дань уважения нацистам, которые были родом как раз из данной страны. Тем не менее, бывали случаи, когда и из этих стран удавалось буквально выкрасть вчерашних преступников.
В целом, даже несмотря на то, что таковых остались уже единицы, занимающиеся их поиском специалисты говорят о том, что их миссия будет продолжаться до той поры, пока не закроют досье по последнему нацистскому преступнику. Пусть даже это будет спустя 100 или 200 лет. До этих пор работа будет продолжаться.
Читайте также: