Найти в Дзене
Артур Газаров

Торопиться не надо

Помните, как говорил товарищ Саахов их кинофильма «Кавказская пленница»: – Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо… И ведь он был прав! Как гласит народная мудрость «Поспешишь – людей насмешишь». Но мне в тот день было не до смеха. Итак, что же такое я натворил. Забегался, задергался, в суете не глядя воткнул вилку от колонок в сетевой фильтр. Захотелось послушать вебинар. Колонки дорогие, качественные, мощные. Вилка не евро, а узкая. Так получилось, что один контакт вошел в гнездо розетки, а второй по диагонали попал на клемму заземления. В итоге хлопок и вырубилось многое. Сработал автомат на этаже. Отключился сервер, мои два компьютера. Недолго пришлось искать причину, разобрался – нашел на щитке нужный автомат. Все бы хорошо, но файл, с которым я работал оказался несохраненным, а набрано было много. Повезло, что компьютеры включились, блоки питания не погорели, но внезапное отключение питания, скачки и замыкания не самое полезное явление. Колонки, к счастью, уцелели. Позже

Помните, как говорил товарищ Саахов их кинофильма «Кавказская пленница»:

– Э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо…

И ведь он был прав!

Как гласит народная мудрость «Поспешишь – людей насмешишь».

Но мне в тот день было не до смеха.

Итак, что же такое я натворил.

Забегался, задергался, в суете не глядя воткнул вилку от колонок в сетевой фильтр. Захотелось послушать вебинар. Колонки дорогие, качественные, мощные.

Вилка не евро, а узкая. Так получилось, что один контакт вошел в гнездо розетки, а второй по диагонали попал на клемму заземления. В итоге хлопок и вырубилось многое. Сработал автомат на этаже. Отключился сервер, мои два компьютера.

Недолго пришлось искать причину, разобрался – нашел на щитке нужный автомат. Все бы хорошо, но файл, с которым я работал оказался несохраненным, а набрано было много. Повезло, что компьютеры включились, блоки питания не погорели, но внезапное отключение питания, скачки и замыкания не самое полезное явление.

Колонки, к счастью, уцелели.

Позже проанализировал эту ситуацию и вспомнил еще один случай, который со мной произошел в школьные годы.

Об этом писал раньше, но, чтобы не искать – изложу вновь.

Так получилось, что с электричеством познакомился в раннем детстве. Родители мне рассказывали, как целеустремленно и резво полез с какой-то железякой в розетку, но сам об этом ничего не помню. Тогда мне было около трех лет. Получил первое знакомство с явлением, которое называется электричество, тогда я глубокомысленно изрек: это очень омпасно!

Следующий опыт получил в пятилетнем возрасте. Мама включила пылесос и что-то мне сказала важное. Наверное, держись от него подальше. Так как с детства был излишне любопытным, полез и что-то натворил с вилкой. Шарахнуло, но выжил.

В третий раз я полез с тонким металлическим предметом в руках.

Имея за плечами солидный опыт «работы» с электричеством, дальше уже технику безопасности соблюдал по всем правилам. Только в журнале не расписывался. Но это лишь до девятого класса. В школе, в шестом классе старшая сестра записала на радиокружок, собирал приемники, усилители, цветомузыку. Вся комната была захламлена – из спичечных коробков склеил «домик» для радиодеталей, в больших ящиках и коробках лежали трансформаторы, катушки, динамики, повсюду разбросаны железяки, инструменты. Главное, родители и бабушка мне не высказывали никаких замечаний – делай что хочешь! Хотел я немногого – паять, сверлить, пилить…

Однажды понадобился кусок провода. Надо было что-то починить друзьям. Кажется, заменить шнур с вилкой от магнитофона. В те годы мы часто гуляли по улицам, сидели в скверах. Мобильников, разумеется, не было и виделись часто. Это сейчас встречаются два парня – привет, как дела, нормально, ну давай, пообщаемся в чате.

Я прибежал домой, порылся на столе, а там бардак неописуемый. Нашел провод, который как раз подходил. Подумал, что это моток двужильного сетевого провода, он валялся на столе под платами, разъемами и проводами. Увидел лезвие, схватил провод… и рубанул!!!

Вы бы видели, что произошло в следующий момент. Фейерверк, самый настоящий, фонтан искр! Лезвие почернело, расплавилось. Пальцы, которыми я держал лезвие – обуглились, они почернели.

Что произошло в спешке?

Перепутал, отрезал провод, включенный в розетку.

Меня затрясло, признаюсь, немного испугался. Что самое интересное, некоторое время боялся резать провода, десять раз посмотрю, прежде чем что-то порезать. Куда только подевалась моя торопливость?

Подобных случаев было много, всего не перечислить. Не всегда со мной. Другие люди тоже торопыги те еще.

Расскажу об одном случае.

Это произошло далеко не в детстве. Сижу за компьютером. Вдруг что-то затряслось и основательно жахнуло. Именно так, от души долбануло! Женщина, которая сидела за другим компьютером вскрикнула и подскочила.

Выходим, смотрим.

Потрясающая картина!

На лестнице, довольно высокой стоит молодой человек с перфоратором в руках. Вокруг него облако. Большое белесое облако. Он как-то по-детски улыбается и смотрит. Знаете, так в кино смотрят, когда уже спешить некуда.

– Слезай, ты можешь сам слезть, – крикнули ему.

Аккуратно помогли спуститься. Все оказалось в порядке. Парень в медпомощи не нуждался. Спросил, как все произошло. Полез он что-то высверливать. Вроде как сигнализацию прокладывать собирался.

Прямиком попал в толстую жилу, вернее сразу в три. В здание шел кабель, трехфазный. Монтажник попал в самую середину и соединил жалом перфоратора ноль с фазой. Как он рассказал, облако огня вылетело в лицо. Молодой человек успел отвернуться и чуть отодвинуть голову. Повезло, что не убило. Его перфоратор имел хорошую изоляцию. Качественный был инструмент, дорогой. Ожог он не получил, только лицо покрылось копотью. Еще повезло, что не слетел с лестницы, все же стоял высоко.

Но самое интересное впереди. Позвонили в электросеть. Там ответили – мы вам не поможем, это внутри здания, вызывайте управляйку. Позвонили в УК. Ждем. Время идет. Практически стемнело. Заявляется красавец-электрик, от которого несет спиртным. Вкратце рассказали, что произошло. Электрик из управляйки наотрез отказался – не, ребята. У меня допуск только к сетям 220 Вольт, 380 я ни-ни…даже близко не подойду.

Без электричества в наш век никуда, так оставлять нельзя.

Продолбили, раскрыли жилы, видно, что там хорошенько закоротило, но ничего, починить можно. Нужны были муфты или как они там правильно называются у электриков и специальные обжимные клещи. Ни того, ни другого. Кто-то сказал – у меня приятель электрик, но к нему надо ехать, примерно час. Дело было к ночи, десять вечера. Съездили, забрали. Все соединили, обжали, как смогли.

Стоим смотрим и никто не решается поднять рычаг. Рядом силовой шкаф, вставки вроде были целыми. Собрались, выдохнули и включили. Все в порядке, лампочки в здании загорелись.

Что интересно, на следующий день, когда руководитель об этом узнал, недовольно высказался – нечего было лезть, куда не надо, сначала схему проводки надо было изучить. Он ведь прав! Заставил ребят все заштукатурить и краску подобрать. Покрасили, но он и на этот раз докопался что колор не тот. Подобрали более-менее.

Как видно из вышеприведенных примеров – везде причина всех проблем спешка. Последствия могут быть как легкими, так мучительно тяжелыми, которые не так просто исправить.

Позже для себя вывел правило одной секунды. Перед тем как что-то сделать – стоит подождать секунду. Осмотреться, проверить или даже просто сосредоточиться на том, что делаешь. И тогда сразу становится многое заметным и от часто удается не вляпаться в очередную историю. Еще полезно перед тем, как уйти, уехать не пожалеть одну секунду посмотреть. Так не забудешь телефон на работе, или дома, когда уже спустишься на улицу. Да много чего еще.

Из-за спешки и невнимательности, неосторожности случаются и более серьезные последствия. Которые обходятся очень дорого.

Не знаю, как у вас, дорогой читатель, но у меня всегда перед отпуском случалось что-то непредвиденное. Иногда даже отпуск срывался …

В тот сентябрь собирался в Крым. До отпуска оставалась всего неделя. Сами понимаете, настроение чемоданное, рюкзак с фототехникой собран, последние приготовления.

Сижу за компьютером, работаю. Тогда у меня был прекрасный современный дисплей с плоским стеклом, девятнадцать дюймов – тогда это было престижно, хоть и на базе кинескопа. ЖК-мониторы только появились, но стоили в то время крайне дорого. Помнится, на ВДНХ просили 1300 долларов за 14-дюймовый.

Сижу и смотрю на экран с текстом, а сверху туман. Ну, думаю – точно мне пора отправляться в отпуск. Через несколько секунд дымка мне стала мешать. Протер глаза, потер ладонью лицо, думаю сейчас все пройдет. Раньше такого со мной не случалось. Все когда-то бывает в первый раз.

Слышу за стеной оживленные голоса, шум, суету.

Дверь в мой кабинет закрыта. Что-то явно не так. Посмотрел на монитор, так и не понял, что происходит – перед глазами все в дымке. Повернулся … на стене розетки, целых три. В них вставлены вилки и все они искрят, горят, стреляют. Неожиданно, и даже страшновато – схватить рукой искрящую вилку. Но тут понимаю, что, если прямо сейчас я не выдерну из розеток эти вилки, дальше будет только хуже. Прикипят и выдернуть будет сложнее, загорятся сильно так вообще невозможно. Да и пожар вообще-то может случиться. Выдохнул и выдернул, все три по очереди. Тут-то до меня дошло, наконец. Мое счастье, что монитор не сгорел.

Выбегаю – все суетятся, бегают, не поймут, что происходит. Выскакиваю в коридор. А там … ощущение такое, будто с неба сюда залетела шаровая молния. И не крошечная, а самая большая в мире. Свет невероятно яркий, ослепляющий. Так светильники еще никогда не горели. Это яркое свечение запомнилось мне надолго. Здание старинное, памятник архитектуры, потолки высоченные – больше ста лет. И все это пространство освещено так, что чувствовал себя в каком-то другом измерении.

Дальше стало еще «веселее».

Где отключить рубильник, я понятия не имел. Это выяснилось позже, когда все утихло. Но, чтобы добраться до него, надо было узнать, где ключ от щитовой. Позже выяснилось, что ключ от щитовой у сторожей на щитке. Комнатка сторожей днем заперта. Ключ от нее в каком-то кабинете или приемной. Как повезет.

Прошлись по кабинетам и почти везде наблюдали унылую картину. Системные блоки свистят, шипят, дымятся, запах гари. Не только системники, много техники тогда погорело. Что успели – выключили, остальное пришло в негодность.

Позже узнали, что за пределами здания произошла авария, на подстанции или с проводами случилось замыкание. Кто-то что-то сделал не так.

Теперь уже не так важно, однако закоротило не на шутку. В итоге всю сгоревшую оргтехнику – копиры, принтеры, компьютеры, мониторы погрузили в большую машину. Забита она была до отказа. Мастера в сервисном центры смотрели, качая головой:

– Давно нам столько аппаратуры сразу не привозили. Насчитали прилично. Ремонт оплатило учреждение, которое обслуживало энергохозяйство.

В отпуск меня все же отпустили, хотя и с большим трудом. Захожу к боссу, он мне:

– Я подумаю.

Думал до пятницы.

Захожу в пятницу, на часах два.

Он мне говорит спокойным голосом:

– А я еще тебе не подписал.

Объясняю:

– Все уже оплачено, жилье забронировано и т.д. Время-то уже ближе к концу дня, пятница, а завтра мне уезжать.

На что он спокойно так, вполне серьезно ответил:

– А что ты переживаешь, до конца рабочего дня еще далеко.

– На самом деле, – подумал я и вышел без спешки.

В седьмом часу я узнал, что мое заявление подписано.

Лежал на верхней полке в купе и вспоминал, как я собирался в отпуск. И подумал – когда-нибудь я об этом напишу. И вот настал тот день.

Какой вывод я тогда сделал?

Неважно – маленьких промах или непоправимое происшествие, всегда обидно. Все эти неприятности происходят именно из-за того, что на мгновенье отключается контроль. Причины могут быть разными. Один выпил, другому все безразлично, третий невнимательный, четвертый не имеет достаточного опыта. Но чаще всего это спешка. Поторопился и дел натворил.

По возможности стараюсь не забывать правило одной секунды. Сколько раз замечал, что всегда нужно все перепроверять.

Сообщение в соцсетях можно отправить не тому человеку или забыть исправить адрес электронной почты, и важная информация уйдет не туда.

Правильно говорят – торопись медленно.

Артур Юрьевич Газаров