Операция - это последнее средство лечения. Возможности других методов исчерпаны, переходим к радикальным мерам.
Это всё звучит вполне нормально, когда речь идёт о каких-то угрожающих жизни состояниях, когда промедление смерти подобно и т.д. А как быть с деформациями стоп? Когда визуально всё может быть не просто некрасиво, а очень некрасиво, когда ни одна пара обуви не подходит, но человека устраивают условные галоши, и в целом жизнь прекрасна и удивительна? Стоит ли оперировать такие стопы? Лично моё отношение к такому состоянию очень простое: если организм адаптировался, запросы и пожелания самого владельца таких стоп минимальны, то и оперировать не надо. У каждой операции есть риски и осложнения.
Другое дело, когда беспокоит не основная проблема, в частности, наличие шишки, отклонение большого пальца, а, например, только деформированный - молоткообразный - второй палец. Натирается в обуви. Или болезненный натоптыш на подошве - одно из звеньев патогенеза деформации. Что делать в этой ситуации? Бороться с натоптышем бесполезно. Распрямлять второй палец бесполезно - его место занято первым. Реконструировать всю стопу?
Вот такую, например:
А если пациенту 85, букет сопутствующих заболеваний, тревожные родственники и т.д. Как только разговор заходит о том, что нужно ставить на место большой палец - который не беспокоит, а для этого нужно сделать остеотомию (перепилить, по сути - сломать) первой плюсневой кости, то психологически воспринять такую информацию непросто. Проблемка-то небольшая, вроде, и «ломать кости» из-за этого - такое себе. Страшновато. Тем более, что срастаться кости должны, а это долго, хлопотно и т.д.
В целом все примерно так. С одной поправкой. Сегодня хирургия стопы - это высокотехнологичное событие, которое полностью меняет ситуацию.
Сейчас покажу.
Вот эту стопу оперировали по старинке 20 лет назад - классически «срубили» шишку, что никак не повлияло на ситуацию в целом. Большой палец продолжил смещение, вытолкал наверх второй палец, тот надавил на головку второй плюсневой кости, под ней образовался натоптыш. Круг замкнулся.
Даже не специалист по рентгенограмме все поймет. Есть масса способов решить эту проблему, результат будет одинаков, просто методы разные. Мой выбор - минимальная травматичность.
Всё можно сделать буквально «без разрезов». Вот так:
Через минимальный доступ на тыле стопы выполняем основные манипуляции, и через 2 прокола кожи сбоку вводим два винта:
Спица - для фиксации второго пальца в правильном положении, ему нужно привыкнуть.
На всё про всё- 30 минут. Анестезия проводниковая, плюс сон. После такого вмешательства ходить в послеоперационном ботинке можно будет уже завтра. Спицу удалим через 3 недели, винты оставим на память - они титановые, находятся внутри плюсневой кости.
Конечно, хронологический возраст в подобных ситуациях неважен (здесь - 85), но логичнее всё же решать подобные проблемы пораньше. Зачем мучиться годами? Эта пациентка, например, была у меня два года назад. Тогда побоялась. Прошло два года, стало еще хуже, счастье, что терапевт и анестезиолог пропустили на операцию, а если бы нет?
Покажу обратный вариант: молодая женщина страдала от шишек в любой обуви, но ей даже в голову не приходила мысль об операции. Пока не ушибла стопу ровно в области шишки, с чем и обратилась. Вот тут-то и выяснилось, что проблема решается легко и просто:
Час на всё мероприятие. Четыре недели на восстановление. Быстро, малотравматично:
Здесь всё намного проще - через один доступ 2,5 сантиметра всё поставил на место. Винтик внутри вообще крошечный:
Вот такие сегодня у нас космические технологии. По-другому и не скажешь!