Михаил Зощенко писал, что в России люди «страдают, не зная, зачем живут». Он сам страдал — от травм войны, от любви, от критики, от себя самого. Он славился своим юмором, но в семье его нельзя было назвать весельчаком. Он был скуп на чувства к жене и ребенку, изменял и пропадал неделями. Несмотря на такое поведение известного супруга, его жена Вера Кербиц прожила с ним почти всю жизнь. И она всегда с гордостью называла себя «женой писателя», даже после стольких обид и унижений перенесенных от Зощенко.
Девочка с кудряшками, которой выбрали мужа
Вера Кербиц родилась в Петербурге в дворянской семье. Её отец, Владимир Кербиц, был армейским офицером старой школы, который считал, что дочери полагалось не работать, а удачно выйти замуж. Хотя сама Вера тянулась к учебе и мечтала получить высшее образование. Но, не могла пойти против воли родителей. Едва окончив Петровскую гимназию, она стала женой военного Виталия Мартануса. Любви не было. Это было просто «замужество». И когда муж ушел на фронт и не вернулся, Вера буквально вздохнула, будто освободилась от груза. Она осталась в Петрограде. Молодая вдова. Свободная. Снова могла думать о себе.
«Я люблю солнечный зайчик и вас»
В это время на фронте воевал молодой Зощенко. В 1916 году он попал под газовую атаку, которая навсегда изменила жизнь писателя. Он навсегда заработал себе кучу болячек. Его легкие были отравлены, сердце — ослаблено, настроение навсегда испорчено. Он вернулся с войны не героем, а хандриком. Вспыльчивым, бедным, отчаянно ищущим, за что зацепиться в жизни. И в этом состоянии он встретил Веру на вечере у знакомых.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
«Он был другой, не похожий на людей из её мира», — писали современники. Худой, язвительный, с беспокойными глазами и непредсказуемым характером. Вера влюбилась. Он сделал предложение просто, даже устало. Она ответила согласием, но после недолгой паузы. Так началась их долгая совместная жизнь.
Писатель и его машинистка
Первое время они жили в одной комнате, в коммунальной квартире на Петроградской стороне. Почти половину комнаты занимала печка. Днём Зощенко писал, а Вера печатала. Он называл её «женой писателя». Она это повторяла с гордостью.
В 1921 году Зощенко опубликовал свой первый сборник — «Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова». В том же году у них родился сын, Валерий. Всё это совпало с пиком творческого вдохновения. Максим Горький одобрил тексты Зощенко. После чего писатель стал популярным и узнаваемым. Он начал буквально купаться в славе и внимании противоположного пола.
Казалось, они были счастливы. Налаживается быт… Но вскоре он заявил, что планирует переехать жить в Дом Искусств, потому что «крики младенца мешают работать». Это был первый серьёзный разрыв, хотя и не последний.
«Ты старая». Любовь в черновиках
Зощенко возвращался домой не с цветами, а с продуктами - рафинадом, свининой и… приносил новые рукописи. И однажды, на внимание жены и вопросы о его переезде домой он ответил фразой, которую Вера запомнит навсегда: «Ты надоела мне. Ты старая». Хотя на тот момент ей не было и тридцати.
Так они и жили. Он исчезал надолго, появлялся внезапно. Писал, изменял, уставал, болел. Письма от поклонниц приходили мешками с признаниями в чувствах.
Он одевался с иголочки, вёл себя как денди, а дома был раздражителен, закрыт и жёсток. И при этом всегда знал, что Вера — его тыл. Несмотря на все, он продолжал называть жену - «мещанкой». Только за то, что женщина старалась обустроить их дом. Ей нравилось украшать жилье фарфором, бархатными шторами, красивыми вещицами. Создавала атмосферу своего детства.
Вера коллекционировала антиквариат. А Зощенко всё чаще смотрел на неё как на мебель. Несмотря на такое отношение к ней мужа, Вера не уходила от него. Даже когда у неё появился поклонник, который смотрел на неё восхищенным взглядом.
Блокада для неё. Эвакуация — для него
В 1941 году семья Зощенко оказалась перед выбором. Михаил получил разрешение на эвакуацию в Алма-Ату. С собой можно было взять жену. А сыну, которому на тот момент исполнилось 20-ть, предстояло получить повестку. Мать не хотела оставлять его.
Вера осталась в блокадном Ленинграде. Зощенко отправился в Алма-Ату. Где стал жить со старинной знакомой, Лидией Чалововой, которая была влюблена в писателя. Она ухаживала за ним и помогала во всем, а также редактировала рукопись. Женщина добилась, чтобы паёк писателя увеличили. А Зощенко писал, свою автобиографию. И надеялся на ошеломительный успех рукописи. Но, его ожидания не оправдались и книга «Перед восходом солнца» стала буквально поносима критиками. Они писали: «Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам».
После провала Зощенко впал в депрессию. Друзья начали его избегать. Тогда то он и вспомнил о жене и принял решение возвратиться домой.
Возвращение в пустую комнату
Не было объятий и поцелуем. Он вошел, скупо поздоровался и сразу ушёл в кабинет. Вера ничего не сказала. Просто снова начала стирать, готовить, чинить старые вещи. Они жили, как будто параллельно. Он переписывался с Чаловой, Вера знала об этом. Писать он перестал. Поддерживали их семью - друзья, которые буквально подкидывали деньги в их почтовый ящик.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK 👇 Посмотрите👇
Также, Вера что собирала годами — фарфор, серебро, мебель, потихоньку продавала, а на вырученные деньги жили. Аркадий Райкин тайно платил ему за фельетоны, а сам их складывал в стол, так как они были не актуальны и без нужного юмора.
Также друзья выхлопатали Зощенко приватную пенсию. Перед смертью писатель сказал жене : «Тебе будет на что жить». И, добавил: «Как же нелепо я жил».
Михаил Зощенко умер 22 июля 1958 года. Вера пережила мужа на 23 года и ушла из жизни в 1981-м. Их сын Валерий — через пять лет после смерти матери.
Правильно в народе говорят, что лучше родиться счастливой - о чем говорит жизнь красавицы актрисы Мерлин Монро - Не муж и не любовник: О чем Мэрилин Монро просила своего последнего мужчину, который не бросил ее до конца.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130126/66987/