Поздравляю всех с одним из важнейших Православных праздников – Крещением, наступившим вчера. Увы, его омрачили последние вести из Сирии. Ровно год и месяц назад там пал режим Башара Асада, с тех пор страна объята смутой. Новый её виток пришёлся как раз на крещенские праздничные дни. Восстание племен, отступление курдов за Ефрат, активизация террористов ИГИЛ… Кто заинтересуется – найдёт материалы по теме в сети. Горит не только Сирия. Не потушен пожар войны в Палестине, пылает мятежом Иран, разгорается междоусобица в Йемене, тлеет в Закавказье. Кажется, что искры этого же пламени обжигают Балканы. А что уж говорить про Африку? Всё рядом.
Сирийская земля – это часть библейской истории. Когда мы – представители архбюро «Лозинский и партнёры» - вместе с группой геодезистов, археологов, реставраторов, скульпторов и пр. прибыли в волшебной красоты город Дамаск, то посетили и мечеть Омейядов – первое культовое сооружение Ислама. При арамейцах там находилось святилище Хадада, во времена языческого Рима там возвели храм Юпитера, позже это место эволюционировало в христианскую церковь, а после падения власти Византии в регионе под ударами Халифата, она стала знаменитой магометанской святыней. В ней хранятся мощи Иоанна Крестителя, почитаемого и христианами, и мусульманами всех толков, а отчасти и иудеями.
Находясь в тех местах, мы особенно сильно чувствовали цивилизационные сдвиги, происходившие здесь тысячелетиями. Когда ходишь по земле Ветхого и Нового Заветов, за которую до сих пор сражаются сильные мира сего, то понимаешь, насколько убоги могут быть наши рассуждения про актуальность чего-либо из недавнего прошлого. А еще насколько ценно возвращение мира. Неважно – это посиделки в кофейне на улицах Дамаска или конференция ученых в музее… Вместе с коллегами я запечатлевал всё это на пленку (т.е. карту памяти), ощущая радость от того, что здешняя жизнь как-то налаживается. И что наша страна внесла в этой свой вклад.
(Ниже короткий ролик о поездке и её целях)
Помню, как иногда в Дамаске трудно было снимать. Люди, поняв, что я русский радостно махали руками в камеру, жали руки, приветствовали, обнимали. И тем не менее, мне удалось схватить видеохронику весны мирной жизни в этом сказочно прекрасном городе, по которому меня водили молодые ребята и девушки из Национального музея Дамаска. Кажется, я был единственным членом нашей делегации, который после официальных мероприятий остался для неформального личного общения.
Оно происходило на ломаном английском с вкраплениями отдельных арабских слов, которые я успел узнать. А еще при помощи жестикуляции, взглядов, улыбок. Мы побывали в музее Авиценны, ходили по узким улочкам и уютным дворам, памятникам архитектуры и захолустьям, книжным развалам на тротуарах и полутемному рынку под пробитыми шрапнелью навесами. У мира была своя музыка. Уличные обувщики чинили ботинки - стучали по подошвам молоточки, строчила швейная машинка. Жужжали машинками парикмахеры. Парикмахерских там много - они центры притяжения, место обмена новостями, не менее важное, чем кафе или базар. О чем там говорят теперь? Что стало с моими попутчиками по той незабываемой прогулке?
Помню ощущение безопасности. В отличие от курортных городов Турции или Египта, не было страшно сойти из туристического потока в какие-то жилые массивы, даже когда я был один. Шумная жизнь Востока здесь не раздражала, а была ценна каждой своей крупицей. Мы гуляли с музейщиками до ломоты в ногах. Фотографировались, ели жареное мясо в кляре на деревянных палочках. В какой-то момент у одной из сопровождающих меня девушек (разумеется, самой красивой из всей компании) встречный ветер разметал волосы, и на миг хлестким ударом прижал их к моему лицу.
Через каштановые волны мне в глаза било бликами слепящее солнце. Причудливыми вспышками угадывались силуэты крыш, минаретов, весёлый поток машин и людей... А в воздухе разливался незабываемый запах цветов лимона и миндаля. В тот момент я подумал, что так, наверное, и выглядит восточная сказка наяву.
Это к сожалению в кадр не попало... По итогу должен был получится фильм о проекте, ради которого нашу команду и пригласили в Сирийскую Арабскую республику – проекте восстановления Триумфальной арки Пальмиры. К выставке в Москве я экстренно собрал видео в большой хроникальный блок, ставшим фоном для экспозиции. Он о людях, отправившихся тогда в Сирию, об их деле, о Пальмире и о самой Сирии… Сирии, которую мы потеряли. Мы - русские, сирийцы, земляне...
Выставка должна была пройти в парке "Патриот", но новая волна ковида перечеркнула эти планы. Кроме того, как ни странно у нас в стране тоже нашлись "доброжелатели", ставившие палки в колёса этому мероприятию и проекту в целом. Тем не менее, в авральном режиме мы подготовили и провели выставку - прямо у нас в архбюро. Были гости из Крыма, Урала, Беларуси, Сирии. И кадры поездки помогли всем нам вновь перенестись в Дамаск и Пальмиру.
(короткий видеоролик о том событии см. ниже)
Позже этот фильм вместе с частью экспозиции был продемонстрирован на фестивале античных искусств "Боспорские Агоны" в Керчи.
Полноценное документальное кино с выстроенным увлекательным сценарием, интервью, дикторским текстом и музыкой так и не увидело свет. Как и восстановление Пальмиры. Но, может быть, оно всё же произойдёт когда-нибудь. И может быть, Россия приложит к этому свою руку. А пока осталась видеолетопись той экспедиции. Приятного всем просмотра! Мир вашему дому... Еще раз с Крещением и всеми наступившими праздниками!
P.S. Также предлагаю всем желающим ознакомиться с официальной, а главное, богато иллюстрированной статьей о той экспедиции: