Найти в Дзене

Сретенская церковь в Пушкино в Новой Деревне

Новая Деревня - ныне это микрорайон города Пушкино - стоит на Старом Ярославском шоссе. Раньше здесь пролегала Троицкая дорога, по которой паломники шли из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Население Новой Деревни было необычным. Ее жители, как считалось, являлись потомками разных народностей: "мордвы, чувашей, чухны", которых ссылали в эти края. Нрав у местных обитателей был дикий и необузданный. Литератор XIX века Михаил Макаров писал о них так: Встарь, как говорят, от Пушкина до Братовщины было жутко для пешеходцев и даже для немногочисленно проезжающих. Дикари Новодеревенские имели худую промышленность. Под "промышленностью" Новой Деревни понимались, конечно, разбой и грабеж. Однако уже к XIX столетию местные крестьяне мало отличались от своих соседей и разбоем не занимались. Правда, по обычаю, путешественника или богомольца, проходившего здесь по Троцкой дороге, обступали местные дети и довольно настойчиво просили денег "на гулянье и пряник". В те годы в Новой Деревне не было свое
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Новая Деревня - ныне это микрорайон города Пушкино - стоит на Старом Ярославском шоссе. Раньше здесь пролегала Троицкая дорога, по которой паломники шли из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Население Новой Деревни было необычным. Ее жители, как считалось, являлись потомками разных народностей: "мордвы, чувашей, чухны", которых ссылали в эти края. Нрав у местных обитателей был дикий и необузданный. Литератор XIX века Михаил Макаров писал о них так:

Встарь, как говорят, от Пушкина до Братовщины было жутко для пешеходцев и даже для немногочисленно проезжающих. Дикари Новодеревенские имели худую промышленность.

Под "промышленностью" Новой Деревни понимались, конечно, разбой и грабеж. Однако уже к XIX столетию местные крестьяне мало отличались от своих соседей и разбоем не занимались. Правда, по обычаю, путешественника или богомольца, проходившего здесь по Троцкой дороге, обступали местные дети и довольно настойчиво просили денег "на гулянье и пряник".

-2

В те годы в Новой Деревне не было своего храма. Нынешний деревянный храм был построен в 1873-1874 годах, но не в Новой Деревне, а около железнодорожной станции Пушкино. Назывался он тогда иначе - в честь Сошествия Святого Духа. Вернее, в эти годы были почти одновременно построены две деревянные церкви у станции: Боголюбская и Свято-Духовская. Первая предназначалась для летних служб, а вторая - для служб в зимнее время. Окрестности древнего села Пушкино в те годы уже стали популярным дачным местом. Дачники хотели иметь собственный храм, так как ближайший Никольский отстоял довольно далеко от вокзала и всегда был полон верующими из окрестных деревень, а также рабочими фабрик братьев Арманд.

В 1914 году вместо деревянной Свято-Духовской церкви у станции Пушкино был построен новый каменный храм с тем же посвящением. Этот храм был воздвигнут стараниями местного церковного старосты купца Михаила Шарикова. Вот как описывали этот храм в то время:

Новый храм - трехпредельный, необыкновенно изящной выдержанной архитектуры. Стиль - древне Московско-Новгородский. Внутренность храма, благодаря железобетонному своду, совершенно открытая и потому в акустическом отношении прямо превосходна.

Михаил Сергеевич Шариков родился в семье крестьянина Владимирской губернии, который разбогател на торговле лесом и вошел в купеческое сословие. Сам же Михаил Шариков продолжил дело отца, обосновавшись в подмосковном Пушкино. С 1896 года он стал церковным старостой Свято-Духовской церкви. Уже после революции в 1921 году Шариков принял сан священника и вплоть до своей кончины в 1929 году служил в построенной им же Свято-Духовской церкви у станции Пушкино.

Итак, перед революцией у станции Пушкино было сразу три храма: деревянный Боголюбский, каменный Свято-Духовский и старый деревянный также Свято-Духовский. В советские годы Боголюбская церковь была закрыта, а затем и вовсе разобрана. Также закрыт был и каменный Свято-Духовский храм, хотя здание уцелело. В настоящее время каменный храм у станции вновь действует, но сильно переделан и мало чем напоминает свой прежний облик.

А вот старый деревянный Свято-Духовский храм за ненадобностью разобрали, но не уничтожили. Все тот же ктитор, а впоследствии священник Шариков задумал перевезти этот деревянный храм от станции за несколько верст в Новую Деревню. Исполнить это дело помешала сначала Первая мировая война, затем революция. Только в 1923 году появилась возможность осуществить "перенос" храма: его собрали и освятили в Новой Деревне уже в честь Сретения Господня. С тех пор Сретенский - он же бывший Свято-Духовский храм - не закрывался.

В советский период своей истории этот храм стал известен тем, что в нем на протяжении 20 лет с 1970 по 1990 годы настоятелем был известный священник протоиерей Александр Мень. 9 сентября 1990 года священника убили вблизи поселка Семхоз, где он жил. Убийство произошло как раз по дороге к станции, откуда о. Александр намеревался добраться, как обычно, до Новой Деревни на службу в Сретенскую церковь. Преступление это не раскрыто до сего дня. Отца Александра отпевали и погребли в ограде Сретенского храма 11 сентября 1990 года на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. За алтарем Сретенской церкви с левой стороны можно увидеть резной белокаменные крест над могилой пастыря со словами из Евангелия:

А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном
-5

Запоминающийся деталью облика Сретенской церкви в Новой Деревне является деревянный голубь, расположенный над входом. Изначально голубя здесь не было. Этот голубь - произведение северных мастеров из Архангельской области. Голубя подарил на день рождения о. Александру Меню его тогдашний ученик культуролог и поэт Сергей Маркус. Он и не предполагал, что священник прикрепит голубя над входом в храм как символ Святого Духа. С тех пор "северный" голубь и остался на этом месте.