Найти в Дзене
Елена Чудинова

Песня Эдит Пиаф "Уличное Рождество" (прислушавшись к смыслу)

Левый взгляд искажён, даже когда талантлив. (Раньше, случалось, что бывал и талантлив, сейчас такое уже немыслимо). Всегда в нем сидит кусочек зеркала тролля. Попалась песня Эдит Пиаф "Уличное Рождество". Трогательно до невозможности. То есть я не уверена, что кого-либо могли сильно расстрогать слова поэта Анри Конте, но в сочетании с музыкой и,главное, проникновенным исполнением, ну прямо душу ранят. Кое-что процитирую. "Куда ты, малыш, идешь-бежишь босиком"? Переводят как "голыми ножками", но pieds nus это именно - босиком. Дети улиц, конечно, бегают в слишком больших башмаках, дырявых башмаках, но чтобы уж босыми по снегу... Ну да ладно. La lumière et la joie Свет и радость
Sont derrière les vitrines Они за витринами
Ni pour toi, ni pour moi Ни для тебя, ни для меня
C'est pour notre voisine Это для нашей соседки.
Mon petit, amuse-toi bien Крошка моя, восхищайся
En regardant, en regardant Любуясь, любуясь
Mais surtout, ne touche à rien Но ничего не трогай!
En regardant de

Левый взгляд искажён, даже когда талантлив. (Раньше, случалось, что бывал и талантлив, сейчас такое уже немыслимо). Всегда в нем сидит кусочек зеркала тролля.

Попалась песня Эдит Пиаф "Уличное Рождество". Трогательно до невозможности. То есть я не уверена, что кого-либо могли сильно расстрогать слова поэта Анри Конте, но в сочетании с музыкой и,главное, проникновенным исполнением, ну прямо душу ранят.

Кое-что процитирую.

"Куда ты, малыш, идешь-бежишь босиком"?

Переводят как "голыми ножками", но pieds nus это именно - босиком. Дети улиц, конечно, бегают в слишком больших башмаках, дырявых башмаках, но чтобы уж босыми по снегу...

Ну да ладно.

La lumière et la joie Свет и радость
Sont derrière les vitrines Они за витринами
Ni pour toi, ni pour moi Ни для тебя, ни для меня
C'est pour notre voisine Это для нашей соседки.
Mon petit, amuse-toi bien Крошка моя, восхищайся
En regardant, en regardant Любуясь, любуясь
Mais surtout, ne touche à rien Но ничего не трогай!
En regardant de loin... Любуясь издалека.

Le Noël de la rue Рождество на улице
C'est le froid de l'hiver Это холод зимы
Dans les yeux grands ouverts В широко открытых глазах
Des enfants de la rue. Детей на улице.

Слушаешь, и задаешься вопросом: Рождество, оно в самом деле - в витринах магазинов или в кафе?

Оно прежде всего - в храме. А там - там тепло, там светло, там пение, радость, сияние Праздника. Разве кто-то на Рождество не пускал французских бедных детей в церкви? Серьезно? (А около храма чудо из чудес - праздничный вертеп. Да, им можно только любоваться, трогать не надо. Но это касается как бедных, так и богатых детей - они одинаково способны отвертеть голову симпатичному ягненочку или ослику).

В это же время Рождества не было, действительно не было у других детей.

У советских.

Вот о ком надлежало пустить слезу, уж если на то пошло.

Вот эти дети действительно не знали света Рождества. Не знали о Младенце в яслях, о Звезде, о Волхвах, им предлагали подмену: радоваться под ёлочкой смене даты в календаре. Обуты-одеты (время не сталинское, в какое пела Эдит Пиаф), но - бедные.
Вот эти дети действительно не знали света Рождества. Не знали о Младенце в яслях, о Звезде, о Волхвах, им предлагали подмену: радоваться под ёлочкой смене даты в календаре. Обуты-одеты (время не сталинское, в какое пела Эдит Пиаф), но - бедные.

И уж кстати - где бесплатные угощения и подарки для бедных детей? Где, к примеру, Secours catholique? (Основана в 1946-м году, а песня спета в 1951-м).

Не всякой слезе стоит так-то уж безоглядно доверять. Мне эта песня напомнила рассказ Куприна "Чудесный доктор", которым до сих пор отирают эти слезы левые товарищи.

И тут - витрина... Странно, что не босые.
И тут - витрина... Странно, что не босые.

В перессказе из литературных статей:

"Самый младший ребенок страдает от голода, крича в колыбели, в то
время как старшая дочь болеет с высокой температурой, а семья лишена
возможности приобрести лекарства из-за финансовых трудностей. В надежде
на помощь Мерцалова посылает своих старших сыновей к бывшему
работодателю своего мужа, но они возвращаются с пустыми руками.В течение этого года несчастья безжалостно обрушивались на Мерцаловых. Глава семьи заболевает тифом, а его работу управляющего занимает другой человек. Семейные сбережения тратятся на лекарства, вынуждая Мерцаловых переселиться в подвал. Дети начинают заболевать, и одна из дочерей умирает, и теперь заболевает другая — Машутка. Мерцалов отчаянно пытается найти деньги на лекарства, обращаясь к разным людям, но всё безуспешно".

Поверить тут можно только одному. Что (по семейному преданию), великий Пирогов в тяжелое время помог некоей семье лично.

Но где - бесплатная медицинская помощь? Почему Мерцалов обратился за помощью к загадочным "разным людям", а не в Иверскую общину? Или в Покровскую? Почему не получил бесплатных лекарств в общине Александровской?

Почему больными не занялась Больница Покровского монастыря в Киеве — образцовое церковно-благотворительное учреждение?

Где Общество помощи бедным, как раз назначавшее пособия нуждающимся?

(Отметим, что в рассказе нуждается добропорядочная семья, не какие-нибудь пропойцы. Тут вообще без вопросов - в первую очередь).

Где все остальные пять десятков общественных и государственных организаций, действовавших в цивилизованном большом русском городе?

Но, вспомни о социальных институтах Эдит Пиаф или революционный литератор Куприн - нарушилась бы картинка, которая им нужна для "кипения разума возмущенного".

Так вот получается, если внимательно.

Порадоваться остается лишь одному. Хотя левых сегодня не меньше чем 70 или 130 лет назад, но по части талантливости они феерически измельчали.

А что до меня, то я люблю Мирей Матье. При всей талантливости Пиаф, люблю Матье. Прекрасную, способную одарить радостью Рождества.

PS Канал на Бусти только начат, но подписка на него - выражение дружеской приязни к автору.

изображения из открытого доступа