Эмоции растений и тайны клеточной связи: Забытые открытия Клив Бакстера
В середине 60-х годов научный мир всколыхнула сенсация: американский эксперт по полиграфам Клив Бакстер заявил об открытии эмоциональной реакции растений на стрессы, испытываемые человеком. Это казалось невероятным, и советская академическая наука обрушилась с критикой на эти "идеалистические" представления, надолго предав имя Бакстера забвению. Однако, как оказалось, зря.
От полиграфа к растениям: Начало удивительного эксперимента
2 февраля 1966 года Клив Бакстер задался вопросом: как отреагирует драцена на увлажнение почвы? Подключив листья растения к электродам полиграфа, Бакстер полил его водой. К его удивлению, самописец выдал "всплеск", похожий на реакцию человека, лгущего на детекторе лжи.
Заинтригованный странным явлением, Бакстер решил нанести растению "травму". И снова самописец отреагировал! В течение нескольких месяцев ученый повторял опыты, обнаружив, что растение реагирует не только на физическую травму, но и на одну лишь мысль о ней.
Расширение границ: Клетки, кровь и йогурт тоже чувствуют?
Бакстер расширил свои эксперименты, используя разные виды растений и избегая широкой огласки. Вскоре он начал регистрировать электрические сигналы не только от растений, но и от их клеток, клеток куриных яиц, человеческой крови и даже йогурта!
Несмотря на секретность, информация о фантастических открытиях Бакстера утекала в СМИ. На Западе возник ажиотаж вокруг его имени, мешавший дальнейшим исследованиям. Вскоре интерес к Бакстеру утих, и о его заслугах новые поколения узнали из бестселлера "Тайная жизнь растений" (1973) и книги Роберта Стоуна "Тайная жизнь ваших клеток" (1989).
Белые кровяные тельца: Идеальный объект для экспериментов
Опыты Бакстера показали, что различные клеточные сообщества, включая йогурты, пробы крови, плесень и сперматозоиды, демонстрируют аналогичные результаты. Однако наиболее подходящими для исследований Бакстер посчитал белые кровяные тельца (лейкоциты), выделяемые из солевого раствора.
Ученый использовал разделенный видеоэкран, на одной половине которого отображалась кривая самописца полиграфа, а на другой – человек, чьи клетки исследовались. Это позволяло одновременно наблюдать за показаниями прибора и эмоциональным состоянием "хозяина" клеток.
Лейкоциты помещали в пробирку с электродами электроэнцефалографа. В спокойном состоянии донора прибор регистрировал слабые электрические сигналы. Но стоило донору испытать стресс – громкий возглас, яркую фотографию или острый телесюжет, – лейкоциты реагировали резко и отчетливо.
Расстояние не помеха: Клетки чувствуют на любом расстоянии?
Удивительно, что увеличение расстояния между донором и лабораторией с лейкоцитами (от 4,5 метра до 10 километров) не повлияло на результаты. Тогда Бакстер провел эксперимент с астронавтом Брайеном О'Лири, оставившим образец своих лейкоцитов в лаборатории Бакстера в Сан-Диего и улетевшим за 500 километров в Финикс. В течение 10 часов астронавт фиксировал свои эмоции, которые коррелировали с электрическими сигналами лейкоцитов.
Бакстер пришел к выводу, что сигналы от живых клеток не рассеиваются с увеличением расстояния и не поддаются экранированию.
Космическое путешествие лейкоцитов: Бакстер готовится доказать мгновенность передачи сигнала
Следующим шагом Бакстера стало намерение доказать мгновенность передачи клеточных сигналов на любые расстояния. Для этого планировался эксперимент с пробиркой лейкоцитов на космическом аппарате, летящем к Марсу. Донор оставался на Земле.
После выхода корабля на орбиту Марса специальное устройство должно было разморозить клетки. В заранее выбранные моменты времени донор на Земле подвергался бы стрессовым воздействиям. Реакцию лейкоцитов планировалось преобразовать в телеметрические сигналы, которые со скоростью света достигли бы Земли за 15-20 минут. Сопоставление телеметрических данных с моментами стресса у донора, по расчетам ученого, подтверждало бы мгновенную реакцию клеток.
Опыты повторяются: Единство информационных процессов
Стоит отметить, что некоторые опыты Бакстера были успешно повторены в других лабораториях. В России профессор В.М. Пушкин провел более двухсот подобных экспериментов, заключив в своем научном отчете: "Наши опыты свидетельствуют о единстве информационных процессов, протекающих в клетках растения и в нервной системе человека… Это единство – наследие тех времен, когда на Земле появилась первая молекула ДНК – носитель жизни и общий предок растений и человека".
Засекреченная тайна: Что случилось с "космическим" экспериментом?
Сведений о "космических" опытах Бакстера до сих пор нет. Были ли они проведены? И если да, почему результаты до сих пор не разглашаются? Возможно, эксперимент оказался слишком революционным, или результаты оказались засекречены?
Несмотря на это, некоторые эксперименты Бакстера были успешно повторены, в том числе в России, где профессор В.М. Пушкин пришел к выводу о единстве информационных процессов в клетках растений и нервной системе человека.
В любом случае, открытия Клив Бакстера, объединившие мир растений, клеток и человеческих эмоций на квантовом уровне, возможно, перевернут наше понимание жизни и сознания. Они заставляют задуматься о том, что все мы – часть единой, взаимосвязанной системы, реагирующей на малейшие изменения в окружающей среде. Возможно, когда-нибудь мы сможем установить связь с растениями и другими формами жизни, и тогда мир откроется нам с совершенно новой стороны.
"Когда в следующий раз сломаете ветку в парке или лесу, оглянитесь вокруг."