Найти в Дзене
Андреев | Ушатайка

"Какой талант? Я вообще не был расположен к спорту..." Федор Емельяненко: дочь в 9 лет подтягивается 12 раз, внуки, астма в детстве

Федор Емельяненко в 2026-м рассчитывает провести боксерский бой с Мирко Филиповичем, своим старым знакомым со времен Pride. Переговоры ведутся. Вероятно, поединок пройдет в Белграде. Определенности еще нет, но Федор активно тренируется - в 49 лет. Когда он в Москве - ездит в зал ЦСКА, к тренеру Дмитрию Каракашу. А в ноябре Емельяненко был на сборе Fedor Team в Кисловодске. И сам тренировался, и за тренировками своих ребят внимательно следил, особенно за тем, как они работали над ударной техникой - как руки при ударе доворачивали, как на ногах передвигались. Уделял внимание каждой мелочи. Ситуация: сидит Валентин Молдавский на стуле, руки выбрасывает (это упражнение такое). Федор стоит рядом, смотрит. Вроде, все нормально, что тут может не понравиться? "Нет, не так!" - повторяет Федор. Потом - бой с тенью. И снова что-то не так. Работа на мешке - тоже не все хорошо. Молодого Михаила Соломатина вообще загонял, порой даже прикрикивал - на публике мы Федора таким не видели! Но не будь Фед

Федор Емельяненко в 2026-м рассчитывает провести боксерский бой с Мирко Филиповичем, своим старым знакомым со времен Pride. Переговоры ведутся. Вероятно, поединок пройдет в Белграде. Определенности еще нет, но Федор активно тренируется - в 49 лет.

Когда он в Москве - ездит в зал ЦСКА, к тренеру Дмитрию Каракашу. А в ноябре Емельяненко был на сборе Fedor Team в Кисловодске. И сам тренировался, и за тренировками своих ребят внимательно следил, особенно за тем, как они работали над ударной техникой - как руки при ударе доворачивали, как на ногах передвигались.

Уделял внимание каждой мелочи. Ситуация: сидит Валентин Молдавский на стуле, руки выбрасывает (это упражнение такое). Федор стоит рядом, смотрит. Вроде, все нормально, что тут может не понравиться? "Нет, не так!" - повторяет Федор. Потом - бой с тенью. И снова что-то не так. Работа на мешке - тоже не все хорошо. Молодого Михаила Соломатина вообще загонял, порой даже прикрикивал - на публике мы Федора таким не видели!

Но не будь Федор настолько дотошным, не стали бы его бойцы чемпионами Bellator и PFL. Лидеры команды, кстати, после сбора победили - Молдавский уверенно выиграл у Ивана Штыркова в RCC - в своем первом бою в 93 кг, а Вадим Немков задушил ручным треугольником Ренана Феррейру и взял титул PFL в тяжелом весе.

Когда Федор тренировался в Кисловодске сам, то боксировал - в основном с белгородским боксером и кикбоксером Виталием Шабуниным. Те спарринги, что я видел лично, жесткими не были. Это были, скорее, даже не спарринги, а отработки комбинаций в условиях, близким к боевым. Во время этих отработок Федор часто шутил, смеялся, а каждый раунд в шутку заканчивал броском из самбо. После одного из них он жестко приземлился на Шабунина, и тот схватился за ребро. Обошлось без травмы. "Это самбо!" - показал Федор кулак. "Это самбо. А у нас бокс был..." - вздохнул Шабунин. Все вокруг рассмеялись. Федор дважды извинился, но тоже не смог сдержать смех: "Понимаю, что не прав, но так радостно!"

-2

Помочь Федору и парням с боксерской техникой в Кисловодск прилетел Михаил Гала, чемпион Европы-2002, староосколец. Сейчас ему 46, он не выступал с 2008 года, почти не тренируется, внешне выглядит грузно - напоминает древнерусского воина, и не из княжеской дружины, а из ополчения, кто сразу отозвался на клич - и пошел биться с кочевниками... Но КАК Гала работает на мешке и КАК двигается... Скорость рук страшная, удары при этом плотные, а ноги быстрые, движения выверенные, ничего лишнего. Жаль, что после любительской карьеры он не пошел в профи, да и в любителях добился совсем не всего, чего мог.

Михаил Гала - тот человек, который помогал Федору с ударкой в 2000 году, когда тот решил попробовать себя в боях без правил. Тоже сажал на стул и заставлял выкидывать удары - как сейчас Федор делает со своими учениками.

-3

- Да, меня тоже так на стул сажали! - сказал Федор. - Первым делом посадили. Это работа плеч. И это полезно для работы лежа - когда отключается таз. Работа лежа идет за счет плеч.

- У вас жесткий удар сразу прорезался?

- Нет, все это ставится... Может, и был какой-то удар, но правильность и жесткость удара ставится на мешке.

- Не каждому борцу дано хорошо научиться бить...

- Да нет, все это глупости. Если человеку правильно поставить удар - он будет бить жестко. Кем бы он ни был - хоть легкоатлетом, хоть шахматистом. Без разницы. Технику поставьте - и он будет лупить. Надо работать. А то им говоришь-говоришь, а они вчера сделали, сегодня не сделали, завтра тоже забыли.

- Работать надо. Но, мне кажется, всё определяет талант.

- (Федор отвлекается) Валя, опять! Плечо оставил!... Миша [Кашурников], тоже плечо оставил! Уводи переднее плечо назад. Назад, назад, назад!.. Какая разница, талант-не талант? Талант должен быть один: пашите с утра до вечера - и всё.

-4

- Не у всех все-таки получается. У кого-то есть предрасположенность. А кто-то может пахать, но ничего у него не будет получаться.

- Простите меня, я не хочу хвалиться, но я был вообще не расположен. Вообще! У меня до армии не было никакого результата. Я на уровне КМС боролся по самбо, по дзюдо. Ушел в армию, отслужил, как нормальный гражданин - два года. Не в спортротах, не в спецподразделениях. Вернулся - и в 20 лет продолжил [тренироваться и выступать]. В армии у меня был уголок - со штангой, с турником. И я каждый день там работал - штанга, турник, брусья.

- У вас же в детстве была проблема со здоровьем.

- Была, да. Я задыхался, у меня были астматические компоненты. Я бронхитами постоянно болел. Если Владимир Михайлович [Воронов] давал нагрузку - бег в гору - меня могло прихватить, я начинал задыхаться. Но это было крайне редко. И после кроссов все это ушло, слава Богу. Плюс у меня было давление высокое. Я был пухлый такой, толстый. Потом у меня вес ушел - и давление ушло. Но было время, что мне запрещали заниматься, я долго находился под контролем врачей, ходил, заменял давление - потому что у меня у ребенка 11-летнего давление было как у взрослого - 120 на 80 и выше.

Федор Емельяненко и Виталий Шабунин
Федор Емельяненко и Виталий Шабунин

- Допустим, в 15 лет вы сколько раз подтягивались?

- Раз 18. У меня дома был турнир - папа сделал. Начинал с нуля.

- Рекомендуете дома иметь турник?

- Не то что рекомендую, но если вы хотите, чтобы ваш мальчишка занимался, чтобы спина у него была [развита] - надо подтягиваться, хотя бы, через день. У меня средняя дочка подтягивается 12 раз, а младшая - пять (средней дочери Федора 9 лет, младшей - 6. - Прим.). Они обе спортсменки, художественной гимнастикой занимаются.

- Про внуков расскажите чуть-чуть.

- Они еще маленькие.

- У вас их же уже двое?

- Да. Федору два с половиной года, чуть больше, а Михаилу недавно год исполнился.

- Это уже какой ваш приезд на базу в Кисловодске? 20-й?

- Не могу сказать... Я тут еще со сборной по дзюдо был (то есть в 90-е годы. - Прим.), я тут к боям с Ногейрой готовился и после сюда ездил... Много раз сюда с ребятами приезжали, уже на новую базу. Отношение к нам здесь очень хорошее. И само место, конечно, очень располагает. Среднегорье. Идеальное место для одного из этапов подготовки - чтобы поднять выносливость, дать дополнительный запас в бою. Красиво... В ясную погоду виден Эльбрус. Мое утро здесь начинается с того, что я выхожу на балкон, фотографирую Эльбрус - и отсылаю своим.

-6

- За какое время вы добегали до Большого седла? Ваш рекорд?

- Минут за 46, если не ошибаюсь. Туда-обратно. Это когда я готовился к третьему бою с Антонио Родриго Ногейрой (прошел 31 декабря 2004 года, Емельяненко победил единогласным решением судей. - Прим.). Тогда я забежал за три недели на Большое седло 12 раз. Понедельник, вторник, среда, пятница. Это помимо основной работы в зале. И по вечерам у меня тоже были пробежки по 4 километра - 10 кругов по стадиону. Но я тогда чуть перегрузился. Не хватило мне времени восстановиться. Может, пары дней. Помню, у нас Эрик Оганов пробегал туда-обратно за 36 минут. Я целью пробежать на скорость не задавался, но, чтобы поднять выносливость, на Седло мы бегали.

- Бывали у вас спарринг-партнеры, которые слишком жестко работали?

- Вот он! (показывает на Михаила Гала и смеется). Никогда не жалел! Когда мы были в ринге с Мишей, я искал пятый угол. Потом, конечно, натаскался, но, конечно, с Мишей сложно было. Сейчас мы пригласили его в команду, чтобы он давал работу ног. Не каждый боксер может работать на ногах так, как Михаил Валентинович. Сейчас у него килограммов 100. Представляете, какая у него была скорость, когда он в 84 [килограмма] боксировал?

Илья Андреев