The New York Times | США
Политика США после возвращения Трампа в Белый дом стала для других стран шоком, но не сюрпризом — чего-то подобного они ожидали, пишет NYT. Америка все больше концентрируется на делах Западного полушария, уходя из других регионов — и это означает конец ее глобального доминирования.
Саранг Шидор (Sarang Shidore)
До того, как сосредоточиться на Венесуэле, Белый дом во главе с Трампом успел потрясти мир введением масштабных пошлин. Их применение стало шоком, но не сюрпризом — ведь Трамп с командой годами позиционировали их как "серебряную пулю" для экономики США.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Реакция мира оказалась неожиданной. Практически никто, кроме Китая и Канады, не ответил симметрично. Напротив, многие государства выстроились в очередь для подписания соглашений с США, часто на заведомо невыгодных условиях. Такие страны, как Малайзия и Камбоджа, даже согласились на унизительные оговорки, ограничивающие их экономические связи с третьими странами.
"Потерял друга": Си не ожидал такого исхода событий. Ответ никого не обрадует
Мир в целом довольно вяло отреагировал и на другие демарши Вашингтона: выход из ВОЗ, ЮНЕСКО и Парижского соглашения по климату, свертывание программ иностранной помощи, давление с целью урезать бюджет ООН. Расширение запретов на въезд в США, затронувшее в основном африканские страны, также было встречено на континенте довольно сдержанно. Та же осторожность наблюдается и вокруг похищения Николаса Мадуро.
Но за этим видимым подчинением кроется иной процесс. Пусть США все еще могущественны и могут прогибать других под себя, их эпоха однополярного господства закончилась. Агрессия администрации Трампа — это, скорее, последняя судорога крайнего унилатерализма. И уже сквозь туман проступают контуры новой реальности. Пока американское глобальное лидерство меркнет, формируется новый мир — хочет того Вашингтон или нет.
Своими тарифами США нанесли удар по самим основам глобализации. Однако, вопреки заявлениям о новом "мировом шаблоне", остальной мир — и особенно страны Глобального Юга — не только продолжают, но и углубляют торговую интеграцию. Да, есть исключения вроде Мексики, но в 2025 году двусторонние торговые соглашения подписали столь разные страны, как Канада, Индия, Индонезия, Малайзия, Новая Зеландия и Перу.
Активизировались и региональные объединения. Китай и АСЕАН расширили давнее соглашение о свободной торговле, включив в него цифровую и зеленую экономику. Евросоюз начал переговоры о сближении с крупной тихоокеанской группой и практически завершил историческую сделку с МЕРКОСУР, главным южноамериканским блоком. Пусть в Америке "глобализация" стала почти что ругательством, для остального мира она по-прежнему актуальна.
Игнорируя принцип взаимовыгодной торговли, США навязали асимметричные сделки на рынке критически важных минералов, поставив под контроль экономический суверенитет ресурсных стран. Но американское давление — лишь часть картины. Вдохновившись примером Чили и Индонезии, успешно освоивших свои запасы лития и никеля, Вьетнам и Зимбабве начали активно развивать собственную добычу. А страны Сахеля и вовсе пошли на национализацию западных горнодобывающих активов.
Враждебную позицию США в отношении энергетического перехода мир также воспринял почти равнодушно. Китай уже превратился в бесспорного лидера возобновляемой энергетики, и Глобальный Юг активно перенимает его технологии. По продажам электромобилей Непал, Сингапур, Таиланд, Уругвай и Вьетнам уже оставили США далеко позади. Африка и Южная Азия переживают настоящий бум солнечной энергетики.
"Песенка Запада спета": чех вернулся из России и шокировал всех своей историей
Тем временем альянс БРИКС, объединяющий главным образом развивающиеся страны, продолжает отстаивать идеи многостороннего сотрудничества. Вступление Индонезии в прошлом году и придание статуса "стран-партнеров" Малайзии, Таиланду и Нигерии укрепили влияние и авторитет группы. Хотя альянсу придется проявлять гибкость перед вызовами политики "Америка прежде всего", а внутренние разногласия сохраняются, эта площадка предоставляет возможность для сотрудничества вне американской орбиты влияния.
Это правда, что некоторые латиноамериканские страны все сильнее попадают под давление Вашингтона в духе реакционного возрождения доктрины Монро, и свержение Мадуро — яркое тому доказательство. Но остальной мир движется в противоположную сторону. В этом контексте американское давление на европейских союзников с целью заставить их усилить собственную оборону может обернуться скрытым благом. Европа наконец будет вынуждена искать баланс между сдерживанием России и поиском прочного мира для Украины.
Однако самые интересные процессы разворачиваются в Азии. Маневрируя между Китаем и США, многие азиатские страны привлекают Пекин к урегулированию региональных конфликтов. Но одновременно они заключают целый ряд двусторонних договоров о безопасности, чтобы сдержать растущее влияние Китая, и активно наращивают собственный оборонный потенциал — как более надежный способ повысить цену агрессии.
Общая картина, хоть еще полностью и не проявившаяся, не является ни возвратом к старому порядку, ни созданием совершенно нового. Зарождающийся миропорядок скорее напоминает индийское блюдо кичди — смесь самых разных ингредиентов и вкусов. Выглядит это, возможно, неопрятно, зато очищает и укрепляет организм. Мир будущего будет менее иерархичным и более самоорганизующимся, где прагматизм возьмет верх над идеологией.
В таком мире "Группа двадцати" и БРИКС могут взять на себя роль координаторов кризисного реагирования, дополняя реформированную ООН. Однако главными двигателями перемен станут активные страны — и не обязательно крупные. Малые островные государства, к примеру, уже вносят в климатическую повестку вклад, несоразмерный их влиянию. Создание новой коалиции открытых для торговли стран, куда вошли Марокко, Коста-Рика и Норвегия, — лишь первый намек на грядущие перемены.
Разумеется, перестройка мировой архитектуры без доминирования США гладко не пройдет. На этом пути нас ждут крутые повороты, конфликты и нестабильность. Но разве рождение нового миропорядка когда-либо было спокойным и упорядоченным? Почему на этот раз все должно быть иначе?
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>