Представьте эпоху, когда смерть не скрывали, а горе находило необычные формы выражения, которые сейчас кажутся неприемлемыми и даже табуированными. Среди всех особенно выделяются викторианские традиции, где большая роль отводилась созданию восковых кукол — точных копий почивших детей. Для нас сегодня это кажется странным. Но для людей той эпохи это был понятный способ прожить потерю.
Мой канал в целом посвящен не психологии, а куклам и игрушкам. Поэтому моя цель — рассказать, какие иногда странные и специфические роли куклы берут на себя, чтобы помочь человеку. В данном случае именно похоронные куклы давали возможность найти покой и принять неизбежное.
Исторический контекст и причины появления практики: викторианские традиции поминовения
В XIX веке детская смертность была невероятно высокой. Родители теряли своих детей, когда те были совсем малышами, и осознание того, что их радость и счастье никогда не вырастет и не войдёт во взрослую жизнь, была для викторианских семей большим испытанием. Несмотря на то, что темы смерти и похорон во времена правления королевы Виктории не были табуированными, а, напротив, обсуждались и проживались открыто, смирение с неизбежностью потери требовало создания особенных ритуалов.
Дети часто умирали от оспы, скарлатины, туберкулёза. Эти болезни обезображивали и делали маленькие личики неузнаваемыми. Восковая кукла давала семье иной, идеализированный образ. Она изображала ребёнка не больным и измученным, а мирно спящим. Это помогало сохранить в памяти умиротворённый лик.
Технология создания траурных кукол: процесс изготовления восковой эффигии
Процесс создания викторианских кукол для поминовения был личным и индивидуализированным. Если семья прощалась с малышом до 3-х лет, создавали куклу в рост. Если же речь шла о прощании с подростком, то ограничивались скульптурной головкой или бюстом.
Тело похоронной куклы создавали из ткани, набитой песком, чтобы она имела вес живого ребёнка. Лицо изготавливали из воска, добиваясь портретного сходства. Для усиления эффекта в качестве волос использовали локоны почившего малыша, а готовую куклу одевали в крестильную рубашку, платье или костюмчик ребенка. Форму головы иногда делали плоской, чтобы восковую куклу можно было положить в кроватку или маленький гроб. Всё это усиливало связь родителей с потерянным ребенком, превращая куклу в эффигию (скульптурное надгробие с портретным сходством).
Использование куклы в похоронных и поминальных ритуалах
Изготовленная таким образом кукла становилась частью прощания. Её показывали на похоронах, иногда клали рядом с телом или в собственный миниатюрный гроб. После церемонии похоронную куклу могли оставить на могиле. Но в большинстве случаев её не оставляли, а забирали домой, что было характерно для многих викторианских традиций поминовения.
Домашнее хранение и уход за восковой куклой
Дома с кукольным двойником обращались как с живым ребёнком. Его укладывали в постель, переодевали, меняли постельное белье. Некоторые семьи ставили восковую куклу под защитный стеклянный колпак. Так восковое подобие помогало родителям совершать привычные ритуалы заботы. Это давало время, чтобы смириться с потерей, отпускать её постепенно через ежедневные действия и проживать эмоции, которые не успели прочувствовать за короткую жизнь ребенка.
Причины исчезновения традиции
К 20-м годам XX века эта специфическая викторианская традиция исчезла. Причин несколько: детская смертность снизилась благодаря развитию медицины. После мировых войн, когда потери близких превысили все возможные для осознания пределы, общество стало считать такую практику слишком мрачной и травмирующей.
Но отголоски этих старинных викторианских кукол можно увидеть в современных «реборн-куклах» — очень реалистичных силиконовых младенцах, которые тоже иногда помогают справиться с утратой.
Похожий феномен: кукла «Замёрзшая Шарлотта» и детские «похоронные наборы»
Интересно, что тема смерти в Викторианскую эпоху присутствовала даже в детских играх. Существовали и другие викторианские куклы, например, фарфоровые «Замёрзшая Шарлотта». Их часто продавали в наборе с крошечным гробом и саваном. Девочки использовали их, чтобы играть в похороны: обряжали куклу, устраивали прощание. Это был способ с детства научиться ритуалам, которые позже могли понадобиться в реальной жизни. Если восковая кукла была для взрослых, то «Замёрзшая Шарлотта» знакомила со смертью даже детей.
Бремя памяти
Со стороны эти обычаи могут пугать. Но, по моему мнению, они были попыткой обуздать невыносимое горе, дать ему форму и место. Викторианские традиции скорби напоминают нам, что она всегда ищет выход.
А как вы думаете, могут ли материальные предметы — фотографии, вещи или даже такие куклы — по-настоящему помогать в горе, или они лишь продлевают боль?
🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸🌸
Донат можно сделать здесь ) Я потрачу его во благо кукол или попью вкусный кофе во время поездки благодаря вам!
👉Не забывайте нажимать 👍💗💗 лайк
>>>>>>>>Подписывайтесь на канал
Больше кукол <<<<<<<<