Маршрут «7 секретов долголетия в шедеврах Третьяковской галереи» позволяет посетителям постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» на Крымском Валу взглянуть на известные полотна из собрания Галереи под новым углом — не только с художественной точки зрения, но и учитывая человеческий опыт и накопленную мудрость. Это разговор о жизни, выборе и внутренней силе.
Кузьма Петров-Водкин. Портрет Саломеи Андрониковой
Кузьма Петров-Водкин (1878–1939) — представитель плеяды художников Серебряного века. В июле 1924 года мастер отправился в Париж, где позже написал портрет грузинской княжны Саломеи Андрониковой-Гальперн (1888–1982), одной из самых удивительных женщин того времени.
Саломея родилась в Тифлисе. В 17 лет она переехала в Санкт-Петербург, где до отъезда из России держала литературный салон. Ее образ запечатлели многие выдающиеся художники того времени, среди которых — Зинаида Серебрякова и Борис Григорьев. Знаменитые поэты — Осип Мандельштам, Анна Ахматова — посвящали ей стихи. Именно после знакомства с ней Александр Блок написал «Незнакомку».
Тэффи вспоминала о княжне: «Украшением… вечеров как всегда была Саломея Андреева [Андроникова] — не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина и не певица — сплошное „не“. Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга…» Что-то было в этой женщине поразительное, недаром поэт Аветик Исаакян однажды заметил: «Женщины ее породы рождаются раз в столетие, нарочно для того, чтобы быть воспетыми и увековеченными». Саломея Андроникова прожила долгую, яркую жизнь и скончалась в Лондоне в возрасте 93 лет.
Зал № 1
Михаил Нестеров. Портрет Ивана Павлова
Михаил Нестеров (1862–1942) — один из крупнейших мастеров русского искусства конца XIX – первой половины XX века. Он получил известность благодаря картине «Видение отроку Варфоломею», показанной на 18-й передвижной выставке и приобретенной Павлом Третьяковым. В конце 1880-х годов Нестеров присоединился к членам Абрамцевского кружка. В Москве он работал над росписью храмов, в том числе в Марфо-Мариинской обители. А в 1930-е годы основным жанром в его творчестве становится портрет.
В 1930 году Нестеров познакомился с Иваном Павловым (1849–1936), ученым, физиологом, создателем науки о высшей нервной деятельности человека. Выпускник естественного отделения Санкт-Петербургского университета и Медико-хирургической академии, в 1904 году Павлов стал первым российским лауреатом Нобелевской премии за работу по физиологии пищеварения. В 1925 году он был назначен директором Физиологического института Академии наук СССР с лабораторией в Колтушах недалеко от Ленинграда. Именно там, на застекленной террасе наукограда написал художник ученого в сентябре 1935 года.
Павлов изображен на фоне окна, открывающего вид на научный городок. Он увлечен спором со своим заместителем Виктором Рикманом и стучит кулаками по столу. Этот жест был подмечен художником: «Оживляясь, имеет манеру для большей убедительности пристукнуть по столу кулаком». Стоящий слева горшок с любимым цветком Павлова — кампанулой — рассказывает об одном из увлечений ученого — садоводстве.
Зал № 25
Михаил Нестеров. Портрет Елизаветы Кругликовой
Елизавета Кругликова (1865–1941) — выдающийся художник, мастер цветного офорта, силуэта и монотипии. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества она училась у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина и Абрама Архипова. С 1895 до лета 1914 года жила в Париже, где не только развивалась как художник, но и начала преподавательскую деятельность в собственной мастерской. А уже с 1902-го увлеклась созданием гравюр. Вернувшись в Россию, продолжила творческую и преподавательскую деятельность. Кругликова по праву может считаться лидером ленинградской школы офорта.
Портрет Елизаветы Кругликовой — один из самых изысканных и выразительных в его портретной галерее. По поводу его создания художник вспоминал: «Сейчас я неожиданно для себя принялся за новый портрет. Сегодня начинаю писать красками. А еще три-четыре дня тому назад говорил утром за чаем, что больше уже писать не буду… <…> …к вечеру явились гости — две дамы… обе давнишние знакомые… И вот случилось нечто: я „влюбляюсь“ в старую, семидесятичетырехлетнюю, и полетело все прахом. Сейчас я пишу с нее портрет. Оба „влюбленные“ страшно устают, но это не беда, оба живут, а это „уже хорошо“… Вы любопытствуете знать, кто же сия особа, наделавшая столько хлопот. Это девушка, интересная, талантливая, нам обоим сто пятьдесят лет… Но это ничего. Девушка так моложава, кокетливо умна, что девятнадцать сеансов, несмотря на все трудности, пролетели почти незаметно. Да, Вы все же не знаете, кто эта чаровница… Это известная офортистка Елизавета Сергеевна Кругликова… В Москве она оказалась гостьей на три-четыре дня и задержалась по сей день благодаря моему портрету. Какова его судьба — покажет будущее». Судьба портрета оказалась весьма удачной: сразу после написания он поступил в Третьяковскую галерею и по сей день украшает экспозицию искусства XX века.
Зал № 25
Михаил Нестеров. Портрет Веры Мухиной
Мухина изображена в период наивысшего расцвета своего мастерства. В 1937 году ее монументальная скульптура «Рабочий и колхозница» увенчала грандиозный павильон СССР на Международной выставке в Париже. Эта работа принесла ей всемирную славу. Более чем 24-метровая скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, ее проектировали и собирали в Москве, а затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию. Произведение стало образом молодой, стремительно движущейся в будущее страны, и одновременно символизировало успехи в области искусства, науки и техники. После окончания выставки скульптурную группу установили в Москве на ВДНХ, возле Северного, тогда еще главного входа.
Мастер познакомился с Верой Мухиной (1889–1953) в 1940 году и в тот же год приступил к исполнению ее портрета. Так Нестеров писал о знаменитой модели: «Она интересна, умна, внешне имеет „свое лицо“ совершенно законченное, русское…»
Художник задумал изобразить Мухину во время работы. И хотя она не любила присутствия посетителей в своей мастерской, но согласилась позировать в момент создания эскиза для неосуществленного памятника «Спасение челюскинцев». Ее творческий темперамент вдохновил Нестерова на написание портрета динамичного по колориту и композиции. В едином порыве соединяются творец и рождающийся на наших глазах скульптурный образ античного бога северного ветра — Борея. Нестеров использует подчеркнуто диагональное построение картины, почти монохромное живописное решение строится на контрастном столкновении светлых и темных красочных масс.
Зал № 25
Павел Корин. Портрет Сергея Конёнкова
Павел Корин (1892–1967) — выдающийся живописец и реставратор. Он родился в семье потомственных иконописцев, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Большое влияние на молодого художника оказала дружба с Михаилом Нестеровым.
На портрете изображен скульптор Сергей Конёнков (1874–1971), которого называли «русским Роденом». Он был человеком яркой и одновременно таинственной судьбы, многие обстоятельства которой до сих пор не разгаданы. Родился Конёнков в крестьянской семье, учился в МУЖВЗ, затем в Императорской Академии художеств. Рано обрел мировую известность как талантливый скульптор, при этом был активно вовлечен в политику, участвовал в революционном движении. Скульптор дружил с Альбертом Эйнштейном, переписывался с Иосифом Сталиным, был известен в США, носил звание Народного художника СССР. В 1923 году, по предложению наркома просвещения Анатолия Луначарского, он уехал с выставкой в США. А вернулся на родину лишь в 1945-м, по личному приглашению Сталина, — за художником и его работами был послан пароход «Смольный».
На портрете Корин изобразил Конёнкова после возвращения из-за границы, когда тот работал в Москве и, несмотря на почтенный возраст — 73 года — был полон творческих идей, придающих ему жизненные силы. Скульптор показан в состоянии вдохновения. Духовное напряжение мыслителя выражено через резкое сочетание светлого и темного фонов и острые линии, очерчивающие силуэт. Эффект усиливает динамика композиции, построенная на столкновении больших живописных масс.
Зал № 25
Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья
Виктор Попков (1932–1974) — выдающийся художник послевоенного времени, классик советского искусства второй половины ХХ века, один из основателей «сурового стиля». Наиболее полно творчество Попкова представлено в Третьяковской галерее. Художник выделялся яркой индивидуальностью, он был человеком отчаянным, задиристым, непредсказуемым. Характер поведения в социуме и уровень эмоционального напряжения сближает Попкова с главным культурным героем эпохи застоя — Владимиром Высоцким.
Работа «Хороший человек была бабка Анисья» — одно из последних произведений, которое Попков завершил незадолго до своей гибели. Трагизм события в полотне смягчает шелест падающих осенних листьев и стрекотание сорок. Вся сцена представляет собой торжественное и примиряющее действо. Природа подана художником как храм. Мастер наполняет картину метафорами и символами. Так, в «древо жизни» превращается осеняющий всех могучий дуб, в багряной кроне которого сохранилась зеленая ветвь. Эта картина — итог размышлений художника о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, людской признательности и благодарности. Постепенно открывается замысел автора передать на холсте величие земли и значимость каждой человеческой жизни, в том числе и простой деревенской бабки Анисьи, достойно прожившей свой век. Проститься с ней пришли все односельчане.
Бабка Анисья — символический образ, воплощение философской идеи о непреложном жизненном цикле и ценности каждого. Скромные похороны хорошего человека могут ставить масштабные вопросы существования. Жизнь в своем неизбежном и закономерном течении предстает как нескончаемый поток, в ее вечный круговорот — от увядания и до рождения — включены и природа, и человек.
Зал № 36
Дмитрий Жилинский. Автопортрет в Испании
«Автопортрет в Испании» был создан под впечатлением от пребывания в Каталонии. Подобно художнику эпохи Ренессанса, Жилинский делает акцент на профильном автопортрете: перед нами художник за работой, он держит в руках кисть и создает картину прекрасного мира, залитого солнечным светом. Мастер восхищается голубым небом и холодноватой зеленью листьев агавы. Моделью для женщины, стоящей на дороге, стала жена художника Нина Жилинская, с которой он познакомился еще в годы учебы в институте. Жена была музой мастера, его строгим критиком в вопросах искусства и талантливым скульптором. Жилинский так вспоминал о супруге: «Последние ее десять лет для меня особенно дороги! Я чувствовал как бы необходимость моего существования, ежечасного присутствия рядом с любимым человеком, работавшим как художник до последнего дня».
Дмитрий Жилинский (1927–2015) — один из ведущих мастеров отечественного искусства XX века. Художник прожил 88 лет, большую часть из которых посвятил живописи. В своем творчестве он стремился воплотить идеал человеческой личности, красоту и гармонию мироздания. Жилинский жил и работал рядом с Фаворским — графиком, искусствоведом, педагогом, Ефимовым — художником, скульптором-анималистом, его женой Ниной Симонович-Ефимовой — художником, графиком. Нина Яковлевна была двоюродной сестрой Валентина Серова, а бабушка Жилинского — Нина Васильевна Немчинова — являлась младшей сестрой Серова. Жилинский участвовал в семейных праздниках обитателей дома, играл с ними в шарады.Позднее Жилинский сам станет педагогом. Работы его учениц Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой находятся в Третьяковской галерее в одном зале с работами мастера.
Зал № 36
Для участников совместного проекта Третьяковской галереи и «Московского долголетия» было разработано специализированное издание — музейный маршрут на бумажном носителе. На обороте каждой открытки представлено краткое описание картины, а также секреты долголетия авторов и их героев.
7 шедевров музейного маршрута можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском Валу, 10.
ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ НА САЙТЕ ЛАВРУС