Вот бывают ароматы летние, зимние, осенние, и впервые я прочувствовала именно зимность литературы, взяв в поездку сборники издательства «Эксмо» «Страшные истории на Рождество» и «Святочные рассказы».
Мне видится, что их наиболее уютно и душевно читать именно когда за окном холод, снежок, метель, а слог авторов 19 века согревает изнутри. Плед теплый, чай вкусный и красивая книга.
Тут сразу замечу, знаю для многих важно, эти сборники, в отличие от многих других красивых изданий «Эксмо», напечатаны на белой плотной бумаге, читать их не только духовно, но и эстетически приятно. Картинок там нет.
«Страшные истории на Рождество».
Тут я ожидала прочитать старые легенды, поверья, суеверья, чтобы соприкоснуться с фольклором, можно сказать, из первых уст. Таких же, как я, может ожидать разочарование.😩
Практически все истории написаны в формате разоблачителей фокусников – в конце вам расскажут, что страшного чуда в общепринятом понимании и не было и как оно на самом деле «показалось».
Эта книга очень ярко отражает убеждение – чудеса делают люди, причем всякие разные.
Думаю, вас особо позабавит история с гробами от Чехова.
И только в глубине сборника появился «Николка» – действительно страшный рассказ с настоящим чудом. А страшным его сделало человеческое отношение.
Бесы и демоны – прекрасные объекты для переноса ответственности за собственные поступки, если не смотреть на них символически, не находить в себе.
Для Николки чудо случилось, самое настоящее и необъяснимое, а скольким «николкам» «не повезло». Однако ценность этих историй не только в их наполнении, а скорее в их исполнении.
Слог, волшебный, окутывающий, погружающий в деревню, хуторы, в бытность, ритуальность, в людей, в их отношения, переживания. Захотелось печку, полушубок и снег по пояс за окном. Надо сказать, желания сбылись, ну, кроме печки, а полушубок и так был.
«Святочные рассказы».
Этот сборник был более страшным.
Пугает он был безразличием, которое красной нитью проходит через все истории. Много эмоций они вызывали, много слез, в голове горело «самое страшное зло на земле – это безразличие, нет ничего страшнее, всё от него».
Много историй про детей, брошенных и не очень, но одинаково бедных. Это было страшно читать, читать и осознавать весь ужас детской трагедии.
Дети – самые несвободные и самые беззащитные люди на планете, наверное, потому что их не принято считать за полноценных людей, ведь они недо-росли еще до чего-то там очень взрослого, но вполне себе доросли до побоев, голода, смерти в снегу.
И много ли изменилось с 19-го-то века?
Тут же мне вспомнилась книга «Громкое молчание хороших людей», такой дайджест по злу, которое совершает каждый из нас и даже не замечает, и всё оно растет из безразличия.
В этом месте, безусловно, особенно нужен баланс, быть небезразличным совсем не равно отдавать последнюю рубаху или подавать каждому, кто руку тянет.
Есть и приятное.
Для баланса в книге есть прекрасный рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор» про профессора Пирогова. Он сделал одно действие, которое хотел и мог сделать, но сделал он его просто из осознания, что он часть целого, не слитая с целым, но и не абсолютно автономная единица, который на всех плевать хотел.
Есть и забавные работы, например «Жемчужное ожерелье» Николая Лескова. Оно тоже про небезразличие, которое иногда граничит с абсурдом, и про чудо, которое совершает человек своим искренним отношением.
Одну цитату мне бы хотелось оставить здесь:
Прочитав эти две книги, я как-то особенно заскучала по неспешности, по длинным вечерам за большим столом с беседами, в которых и истории, и легенды, и споры, и много-много тепла, не только от свежеприготовленной еды.
В канале публикую обзоры на книги и фильмы для ваших прекрасных вечеров – подписывайтесь ✔️