День российской печати – праздник не только нынешних журналистов, но и дань памяти тем, кто создавал на страницах газет, в эфире радио и телевидения историю. Специальный проект «Через слово и сердце» посвящен тюменским репортерам, чьих судеб коснулась Великая Отечественная война и война с Японией 1945 года. Чьи очерки и фронтовые заметки стали летописью подвига, а их собственные судьбы – достойны отдельных книг.
С блокнотом наперевес
В руках журналистов-фронтовиков было не менее опасное оружие, чем огнестрельное или холодное, – слово. Они шли на передовую за фактами, героями и правдой. На борьбу с врагом встали все, кто имел отношение к прессе.
Под свист пуль писал тюменский журналист Александр Фатеев – один из создателей Тюменского отделения Союза журналистов СССР, ныне – Тюменского регионального отделения СЖР. В июле 1942 года он получил назначение на фронт, под Сталинград. Переломную в Великой Отечественной войне битву Фатеев прошел, будучи секретарем дивизионной газеты. Днями напролет он писал материалы, принимал сводки «Совинформбюро», находился на передовой.
Его верным спутником был потрепанный блокнот, листки которого с обеих сторон пестрели карандашными записями. Многие слова так и не дописаны до конца – Фатеев писал в спешке, нередко под вой авиабомб.
– Стойко и мужественно дерутся наши воины. Ярким примером этого служит подвиг коммуниста Ракишева. Кто он по национальности – татарин или узбек, казах или таджик – мне не удалось установить, но одно ясно, что он настоящий патриот, горячо любящий свой народ, свою Родину.
На его подразделение немцы бросили 18 танков. Коммунист Ракишев вместе со своими подчиненными вооружился противотанковыми гранатами и бутылками с горючей смесью и пополз навстречу вражеским бронированным чудовищам, – отметил Фатеев в одной из своих записей.
Он сохранил воспоминания о подвиге Ракишева, «советского богатыря», как он его назвал. Герой погиб, отбивая танковую атаку противника, но не позволил врагу перейти через наши позиции.
И полиграфист, и журналист
Сегодня газеты и журналы легко найти в магазинах и интернете. Типографские технологии шагнули вперед, но в середине ХХ века печать была трудоемким делом, в том числе для фронтовых «многотиражек». Благодаря дивизионным газетам, слова военкоров и известных писателей, таких как Константин Симонов, Муса Джалиль и Александр Твардовский, доходили до людей. В газете «Красноармейская правда» впервые напечатали главы «Василия Тёркина».
Наверняка перепечатывала его и фронтовая газета «Вперед». Сохранился ее номер от 20 августа 1945 года, который набирал полиграфист из Вагая Иван Хатанзеев. Ему не впервые было вставать за наборную кассу. В 30-е годы Хантазеев добился того, чтобы вагайская газета «Колхозник» вышла не на одной, а на двух полосах – большое событие, когда тексты набирались из свинцовых букв, а часть оборудования приводилась в действие вручную…
Знал, что такое печать газеты, и Пётр Горбунов. До войны он был учеником наборщика в типографии села Казанского. И уже в 17 лет его назначили заведующим типографией в селе Юрга. Опыт пригодился, когда в 1938 году Горбунова призвали в армию. На Дальнем Востоке он запустил типографию вновь созданной газеты «Красное знамя». В декабре 1941 года его назначили ответственным секретарем редакции газеты «Bo славу Родины» 83-й авиадивизии 25-й армии.
Он мог сделать газету сам, от начала и до конца, – и как полиграфист, и как журналист. Демобилизовавшись из армии в 1946 году, Пётр Горбунов продолжил трудиться на благо печатного слова. Он был директором издательства газеты «Тюменская правда», а также директором Тюменского областного книжного издательства и председателем Тюменского областного литературного объединения. Его репортажи и очерки интересовали читателей, а некоторые злободневные заголовки актуальны и сегодня.
Первый футбольный репортаж
Нередко журналистское слово подбадривало самих солдат. Так для родоначальника тюменской спортивной журналистики Бориса Мишатина безобидная шутка стала началом дела всей жизни. Он служил в морском флоте и, будучи на форте «Японский», неожиданно провел свой первый футбольный репортаж.
– Внимание! Говорит Москва! Сегодня очередной матч чемпионата страны по футболу. Московское «Динамо» на своем поле принимает столичных спартаковцев, – объявил он по громкой связи, будто всерьез комментировал футбольный матч.
Но в составах команд были матросы с нижней палубы, которые представляли клуб «Динамо», и матросы с верхней – игроки «Спартака». Командир катера на время стал судьей соревнований. Шуточный репортаж продлился недолго, но заинтересовал краснофлотцев с соседнего корабля! И юнга Мишатин провел еще несколько таких трансляций, а сам понял, что спорт – дело его жизни.
Но это случилось после, а на форте Борис Алексеевич принимал участие в освобождении корейских портов, проявлял бесстрашие в боях. Был даже награжден медалью Нахимова – за личное мужество, проявленное при высадке десанта в порту Юки 12 августа 1945 года.
Уже в мирное время голосом Мишатина звучали победы тюменских спортсменов: например, успехи биатлонисток Куклевой, Ахатовой и Мельник на Олимпиаде-98 в Нагано. Он также был тренером, главным судьей на состязаниях российского и международного уровней, спартакиадах РСФСР.
– Я благодарен судьбе за то, что она подарила мне такую долгую и насыщенную жизнь, – говорил Борис Мишатин в интервью накануне своего 90-летия.
Проект «Через слово и сердце» уже доступен читателям. Познакомиться с ним можно на сайте «Тюменской области сегодня», в эфире телеканала «Тюменское время». Спецпроект реализован Тюменским региональным отделением общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» за счет гранта губернатора Тюменской области из средств областного бюджета и Фонда-оператора Президентских грантов.
– Проект «Через слово и сердце» очень важен для сохранения исторической памяти в нашей профессии. И для понимания современным поколением журналистов силы слова и значимости прессы. Ведь недаром в годы Великой Отечественной войны за работу на фронте журналистов награждали такими же орденами, какими награждали за несколько сбитых самолетов или подбитых танков. Герои нашего проекта – журналисты-фронтовики не только били врага пером, а нередко – и с автоматом в руках. Они заложили основу школы тюменской журналистики,
— Павел Девайкин, председатель Тюменского регионального отделения Союза журналистов России