Будь как дома, путник
Я ни в чём не откажу
Я ни в чём не откажу
Я ни в чём не откажу! (Хэй!)
Множество историй
Коль желаешь - расскажу
Коль желаешь - расскажу
Коль желаешь - расскажу!
(Группа «Король и Шут» - «Будь как дома, путник…»)
Действительно, работы современного художника из Санкт-Петербурга Ярослава Гержедовича словно повествуют об очень длительном путешествии автора придуманного им мира (вне реальных границ и временных рамок), в котором он - не сколько автор-демиург этого мира, а скорее странник (себя он иногда называет Сталкером), следующий только по ему одному известному пути.
Причем, он, на мой взгляд, не стремится шокировать, эпатировать или просто удивить зрителя – он творит, как бы для себя, исследуя и открывая особенности и тайны этого мира…
Многие художники решаются на то, чтобы представить и отразить некоторые таинственные, мистические миры. Тем не менее, эти работы чаще мало связаны между собой, за исключением тех случаев, когда связанность возникает при иллюстрировании ими произведений литературы.
Ярослав Гержедович, у которого страсть к рисованию сформировалась к 3-4 классу школы, воспитываясь в семье художника, пришел к своему стилю и сюжетным линиям постепенно. Вначале, через знакомство с книгами репродукций итальянских и голландских художников эпохи возрождения он пришел к убеждению, что иллюстрирование эры феодализма гораздо интересней и красивей, чем отражение советской реальности. А окончательный выбор пути, как своеобразное озарение, самадхи (в дзен-буддистском смысле), произошел после знакомства с работами П. Брейгеля Ст. и, особенно, с его «Охотниками на снегу»…
Работы Ярослава Гержедовича характеризуются узнаваемостью. В определенной степени это связано с проработкой мельчайших деталей. Для примера я приведу ниже его работу, которая называется «Короли в изгнании», хотя в одном из ресурсов дано иное название «Визит к местной ведьме». Впрочем, это не меняет суть работы.
… И, специально, чтобы продемонстрировать уровень детализации работы художника привожу и фрагмент этой картины. Ну а третьей работой ниже будет картина с вполне уместным для нее названием «Поклонение волхвов».
А вот сюжетное разнообразие его работ обусловлено, прежде всего, интересом к познанию других миров, путешествиям в прошлое и будущее (постапокалипсис).
Кстати, прорыв художника к популярности произошел почти внезапно, когда он разместил свои работы в сети на одном из ресурсов, ранее не уделяя большого внимания популяризации своих работ. В результате, его работы получили распространение от тематических веб-сайтов до обложек книг и музыкальных альбомов.
Предпочитает работу на бумаге, натянутой на фанерный планшет, обычно используя акрил, темперу, акварель и тушь (мелкая острая кисть используется им для деталей, а большая - для фона). Фотографический материал используется лишь вспомогательно, для освежения памяти. В цветовой гамме чаще использует темно-синий, темно-коричневый и белила, иногда умеренный желтый и красный. Фотошоп и ИИ он ставит под сомнение и в своей работе отвергает.
Для понимания живописи и графических работ такого художника важно не только наличие названий его картин, но и представление о том, как сам художник относится к своему творчеству. В связи с этим, приведу несколько фраз художника из одного из интервью с ним:
«…Все выбиралось годами, методом проб и ошибок. Находясь под воздействием форм «старого» искусства, не так-то просто найти свою оригинальную манеру в работах. Когда же в итоге она сформировались, то получилась обостренно фигуративной и во многом все же традиционной. Через поиски и компромиссы пришел к эклектике, синтезу, символизму. Постепенно складывался набор мотивов - фэнтези, постапокалипсис, мистика, театр абсурда, эстетика распада…». «…Приход как образа, так и идеи напоминает электрический разряд. Спровоцировать подобное может что угодно, например название какой-нибудь песни, фраза в старом вестерне, то, как выглядят очертания города на горизонте, и прочее. Самый стабильный генератор вдохновения - небо с облаками…». «….Едва ли можно сказать, что я люблю Санкт-Петербург. Просто потому, что любовь ему и даром не нужна - со всей его достоевщиной, рефлексией, депрессией, гектарами промзон, суровым климатом, революциями и войнами. Нева ночью - вообще как гигантский черный полиэтилен. Не слишком оптимистично, хотя Бродский умудрился воспеть Ленинград в образах лета, молодости, счастья. Что мне действительно нравится - можно сесть на поезд и через пять минут увидеть траву в рост человека, какие-то заболоченные куски территории, постиндустриальные бетонные руины…». Ист-к: ссылка.
Хочу дополнить представление художника о своих предпочтениях в живописи. В частности, помимо влияния упомянутого выше Питера Брейгеля Ст. он ценит таких художников, как: Ян ван Эйк, Рембрандт, Иероним Босх, Леонардо да Винчи, Рогир ван дер Вейден, Ян Вермеер и Эндрю Уайет.
И о биографии. Ярослав Игоревич Гержедович родился в 1970 г. в семье художника. Закончил Ленинградское художественное училище им. Серова (ныне Рериха) в 1985-1989 (обучался в группе Н.Н. Ганжало, так же испытал влияние Н. А. Сажина). Тема диплома - серия плакатов к фильмам А.А. Тарковского. Оценка «Отлично» с похвалой экзаменационной комиссии. Специальность: живописец, график. С 1987г. - участие в выставках.
Работы находятся в собрании Музея современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург), а так же в частных собраниях Швейцарии, Англии, Германии.
На этом, пожалуй, и всё.
Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал.
Если у Вас есть возможность и желание ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА публикации (по крайней мере, помочь в прокорме 4-х котов: ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ), то нажмите ниже (справа от лайков) на значок «ПОДДЕРЖАТЬ».
Спасибо!