Найти в Дзене
Пограничный контроль

Протесты и экономика

Как-то довольно давно, году в 12, у меня был один знакомый по работе – уже немолодой, очень умный, профессор и доктор одной из гуманитарных наук. И в целом вполне добрый и эмпатичный человек, хорошо относящийся и к коллегам, и к студентам. Он часто путешествовал по миру по своим профессорским делам, и вот однажды его занесло в Иран – прямо, насколько помню, во время или сразу после новогодних праздников. Вернулся он буквально очарованный, раздавал коллегам сувенирные персидские коврики и всячески нахваливал страну. На мои очень робкие (в виду огромной разницы в возрасте и в образовании) замечания по поводу жестокости режима и репрессий он ответил что-то в духе того, что всей правды мы точно не знаем, возможно, мировые СМИ там как-то все преувеличивают, и вообще, наверное, это издержки вот этого всего видимого благополучия и порядка. Ну то есть в том смысле, что любое благополучие требует определенного закручивания гаек, а иначе будет хаос и крах по всем сферам. В виду рабочих обстоятел

Как-то довольно давно, году в 12, у меня был один знакомый по работе – уже немолодой, очень умный, профессор и доктор одной из гуманитарных наук. И в целом вполне добрый и эмпатичный человек, хорошо относящийся и к коллегам, и к студентам. Он часто путешествовал по миру по своим профессорским делам, и вот однажды его занесло в Иран – прямо, насколько помню, во время или сразу после новогодних праздников. Вернулся он буквально очарованный, раздавал коллегам сувенирные персидские коврики и всячески нахваливал страну.

На мои очень робкие (в виду огромной разницы в возрасте и в образовании) замечания по поводу жестокости режима и репрессий он ответил что-то в духе того, что всей правды мы точно не знаем, возможно, мировые СМИ там как-то все преувеличивают, и вообще, наверное, это издержки вот этого всего видимого благополучия и порядка. Ну то есть в том смысле, что любое благополучие требует определенного закручивания гаек, а иначе будет хаос и крах по всем сферам.

В виду рабочих обстоятельств наше общение постепенно сошло на нет, и я так и не узнала, пересмотрел ли он с тех пор свои взгляды или так и остался в своем прекрасном мире. Но надеюсь, что все-таки пересмотрел. Потому что за прошедшие годы если какая-то идея и смогла стать общественным мейнстримом, то это совершенно непреложная корреляция – закручивание гаек и отсутствие политических свобод прямо противоположно экономическому процветанию и благополучию. Вероятнее всего, если бы профессор посетил Иран в эти дни, он вряд ли был бы в таком восторге и смог бы воочию увидеть, как былое благополучие за эти годы рассыпалось в прах. Да, несвободные режимы могут довольно долго производить впечатление экономического успеха, но это именно что впечатление, которое без нормального поступательного развития рано или поздно ветшает и стирается – а сквозь него проступает неприятная и горькая правда.

mk.ru
mk.ru

Это настолько веский и серьезный аргумент, что сами несвободные режимы в своих информационных нарративах постоянно крутятся вокруг него. Например, бодро рапортуя о любых мало-мальски заметных в масштабах страны достижениях или сурово обличая экономические трудности в развитых и свободных странах. Это им неплохо удается в том смысле, что экономические трудности происходят со всеми, а какие-никакие достижения тоже случаются у многих – особенно если специально работать чисто на показуху.

Разница только в одном – в векторе, по которому вся экономика движется. В свободных обществах она развивается, а в несвободных – разрушается, и на дистанциях в 10, 20, 30 лет это видно просто прекрасно. Помню свое удивление, когда я увидела португальские фото 70-х – так плохо даже в СССР не одевались. Всего за 30 лет внешний вид большинства жителей крупных городов там перестал отличаться от соседних Франции с Испанией. На протяжении всего нескольких десятилетий прогресс и регресс становятся видны во всей красе. И чтобы не видеть их, надо очень хотеть их не видеть.

Всегда, во всем мире и при любых обстоятельствах люди хотят жить хорошо. Нормально питаться, одеваться по погоде, иметь крышу над головой. Обеспечивать всем необходимым своих детей, давать им образование. Лечить и поддерживать своих пожилых родителей. Свободно выбирать себе профессию и занятость, иметь социальные или другие гарантии взамен выплачиваемых налогов. Чувствовать себя в безопасности, а свое жилище и имущество – в неприкосновенности. Все это и многое другое – довольно простые вещи, доступные абсолютно всем людям на земле. При одном условии – если эти блага не отбирают у них насильно, если их не лишают свободы выбора, перспектив и будущего равномерного и поступательного развития.