Найти в Дзене
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Просто такая сильная любовь

- Ей только хорошее можно писать, автор не любит критику, - часто читаю я про себя комментарии. Чаще всего они написаны в осуждающем тоне, подразумевающем, что это ненормально: мол, все вокруг обожают критику, и только автор - во дурёха! - не любит.
Меня всегда это удивляет. Для меня это звучит так: "Автор думает, что снег белый, во даёт, да?!"
Ну да. Снег белый. Люди любят, когда их хвалят. И не

- Ей только хорошее можно писать, автор не любит критику, - часто читаю я про себя комментарии. Чаще всего они написаны в осуждающем тоне, подразумевающем, что это ненормально: мол, все вокруг обожают критику, и только автор - во дурёха! - не любит.

Меня всегда это удивляет. Для меня это звучит так: "Автор думает, что снег белый, во даёт, да?!"

Ну да. Снег белый. Люди любят, когда их хвалят. И не любят, когда ругают. 

Можно подумать, авторы этих комментариев обожают, когда их хейтят, и абсолютно индифферентны к похвале. 

Да, мне часто в сети приходится выставлять границы. В ответ на хамство, негатив, неконструктивную критику без запроса, естественно. Никто не выставляет границы, когда им пишут хорошее . "Эй, что это вы тут меня вздумали любить? Совсем обалдели?" - так никто не говорит и правильно. 

Границы нужны как щит от негатива, и они всегда зависят от моего внутреннего состояния. 

Иногда я баню молча. 

Иногда вежливо предупреждаю, что со мной не обязательно соглашаться, но комментарии обязательно писать вежливо. 

Иногда в рамках формирования цифрового этикета поясняю, почему хамский негативный комментарий - это репутационная потеря автора комментария, а не автора блога. 

Иногда ерничаю, язвлю и выгуливаю Шапокляк. 

Но в любом случае абсолютно нормально, что мне добрые и поддерживающие комментарии нравятся, а злые - не нравятся.

Такова социальная природа человека. Наше ощущение благополучия исторически зависело от принятия нас стаей/группой/другими людьми .

Похвалу и одобрение мы считываем так: "Я принят людьми, я ценен, я в безопасности". Сразу активируются гормоны счастья - дофамин, серотонин - сразу мы довольные и счастливые. 

А негатив - это сигнал: "Ой. Я не нравлюсь людям, меня отвергают, мамочки!" - и тут же взметнулся гормон стресса - кортизол

В людей, которым плевать на чужое мнение, я не особо верю. Верю, что можно прокачать самооценку настолько, что чужое мнение будет цеплять по минимуму. Но всё равно ключевое слово "цеплять". 

И, кстати, когда меня прям сильно любят, я тоже напрягаюсь. Называю это "террор любовью". 

Этой истории уже несколько лет, думаю, можно уже её рассказать 

Нам сказали, что в городе N. Светлана (имя изменено, конечно) - самый лучший визажист. Потому что она работает в удовольствие, не из нужды, а из кайфа. 

У неё обеспеченный муж, и она сама выбирает себе клиентов, смело может сама отказать, если ей не интересно вас красить. Постоянно ездит на курсы, повышает свой профессиональный уровень. Ну, молодец, что тут сказать. 

Светлана согласилась сделать мне мейк. Выяснилось, что она читает меня давно, и вообще, можно сказать, фанат. 

Мы отлично с ней поладили на визаже, мило болтали во время работы. Мейк она и правда сделала бомбический. 

На концерте моем она сидела в первом ряду, и выглядела очень довольной. Вышла на сцену обнять, а потом писала мне комплименты. 

Наверное, я могу констатировать, что это было яркое и вдохновенное сотрудничество. Хоть и короткое. Часа два в общей сложности. 

Я видела, что она выложила наше совместное селфи и подписала его: "Я с моей Ольгой". 

"С моей". Ну, может, в значении "моей любимой"?

Потом Света стала периодически мне писать просто так: "Как дела?" или "Как ты?"

Это было странно. 

Дело в том, что у меня очень широкий круг друзей, и, честно сказать, я не рассчитывала его еще расширять. Я и так страшно переживаю из-за того, что со многими друзьями редко вижусь, а ведь дружба - это регулярный взаимообмен энергией. 

По этим причинам я не могла регулярно Светлане отвечать и поддерживать беседу. У меня были очень односложные ответы, типа "норм", "ок", "спасибо ". 

 Так я давала понять: "Слушай, Свет, я верю, что ты классная, но у меня лимит друзей исчерпан". 

Потом я выступала в другом городе.

Смотрю: "Ого!" Света пришла ко мне на выступление, сидит в первом ряду. С букетом. 

Я ей улыбнулась, кивнула.  

Она после концерта подошла и обняла меня так, как будто мы сто лет не виделись и страшно соскучились. 

- Ой, а что ты тут делаешь? Я удивилась, - говорю ч. - Ты же была уже на этой программе...

- Да у меня тут дела. Дела уже сделала, вечер свободен, давай поужинаем вместе?

А у меня ужин уже был давно запланирован с другими людьми. 

Я говорю честно: 

- У меня ужин с друзьями, прости. 

- Я отлично впишусь в любую компанию, скажешь, что я тоже твоя подруга... - улыбается Света. 

Я напряглась, думаю: "Нет, это очень странно. Ты же не подруга, и не моя. Я тебя знаю 2 часа. Ну почему я так должна делать?"

- Слушай, у нас тут своя компания, свои разговоры...

- Ну а что, я одна в чужом городе, не знаю, куда деться вечером. Не бросите же вы меня? - манипулирует Света.

Я думаю: "Блин, ну а я здесь при чём?" Это было максимально странно и навязчиво. В итоге, я не взяла ее на ужин, но мне пришлось посидеть с ней после полуночи в лобби отеля после ужина. Она настояла, что ей нужно книгу подписать. "Знаешь для кого? Для главы Администрации этого города! " Света давала понять, что с ней лучше дружить. 

Я пыталась. Чтобы выдержать рамки вежливости. И она потом опять выложила фото: "Мы с Олькой тусим". 

С Олькой. Типа, такое домашнее имя. Меня так друзья называют близкие: Олька наша, Савелька. Но от Светы было странно это слышать. 

Летом мы с детьми поехали отдыхать, я про это написала, и Света тоже там оказалась. Именно, где мы. Выяснилось, что где-то рядом у них дом, и они вот решили приехать туда семьёй.  

И она пишет: "Давай я приеду, и мы проведём день вместе с детьми. Или ты приезжай". 

Я отвечаю: 

- Спасибо, мы тут всего на три дня, и мы здесь именно от людей и отдыхаем, от общения. 

А она:

- Ну от людей, но не от меня же... 

Я уже злюсь, думаю: "Ну, как ей сказать, что она тоже люди?"

 И каждый раз я испытывала странное чувство. С одной стороны, хочется сказать ,"не надо", с другой - она же ничего плохого не делает. Она приезжает, то букет подарит, то билет в первый ряд купит, то книжку подпишет...

Прошёл год, и я опять приезжаю в этот город N. 

Света просто оборвала мне всю личку, стала меня спрашивать, во сколько у нас мейк (она, конечно, сделает), где мы живём, что будем делать, куда пойдём. 

Я говорю: "Этим всем занимаются организаторы, эти вопросы не ко мне". 

И тогда она просто "напала" на организаторов: "Давайте я вас встречу, позавтракаем вот здесь, потом мы пойдём сюда, потом я вот тут помогу". 

И организатор спрашивает меня аккуратно: 

- Там твоя подруга очень активно хочет принять участие в нашем пребывании в N. Ты мне скажи, как мне себя вести, просто она меня, если честно, подзамучила - что мне с ней делать?

- Какая моя подруга? У меня нет тут никакой подруги!

Тут я понимаю, что это та самая Света. 

Говорю организатору: 

- Это не моя подруга совсем.

- Как не твоя? Она пишет: "Моя Олька". Так надо организовать вам встречу?

- Если честно, я ее уже боюсь. И не хочу даже мейк у нее делать. Но ей нужно, вероятно, козырнуть нашей совместной фоткой. Скажи ей, что мы можем во время мейка сфоткаться. 

Но Света вела себя так, как будто мы лично к ней в гости приезжаем. И, собственно, этим и закончилось. Она сказала: "Вам не нужно снимать никакую гостиницу, экономьте деньги - давайте поживёте у меня". 

А это исключено. Ну то есть я однозначно сказала "нет". Потому что это надо было бы общаться с хозяйкой столько, сколько ей хочется, и не отдохнуть ни минуты. 

Мы пытались до последнего быть вежливыми, говорили: "Нет, мы будем жить в гостинице, будем обедать на деловой встрече. Нет мы не планируем ужинать, потому что у нас скоро вылет". 

- У нас в городе есть прекрасные видовые рестораны, я вас туда повезу. Там не обязательно есть, можно просто смотреть, - говорит Света. Она вообще нас не слышит  

 В какой-то момент она успела даже моего организатора достать. Организатор пришла ко мне в номер и говорит: "Оля, я в одном шаге от того, чтобы ее послать. Но она мне в личку сто сообщений написала. Я хочу ее заблокировать " 

И тут звонит телефон. Стационарный. В номере. Я беру трубку:

- Это Ольга? Вам тут доставка цветов. И второй девушке, которая с вами. Кажется, она ваш организатор. Так вот ей тоже букет. 

- А от кого? Есть записка?

Вроде в этом городе у нас никаких приключений и ухажёров не было 

- Да. "С наилучшими пожеланиями, какая-то Светлана". 

- Ясно.

Я положила трубку, говорю организатору: "Она нам там по букету цветов прислала". 

И вот тот самый случай, когда уже даже цветы не в радость. 

И каждый раз как будто бы она нас подкупала. И по сути ничего плохого не сделала, просто хотела помочь, и было неловко выстроить эти границы и сказать "не надо, ну пожалуйста, хватит, хватит так хорошо к нам относиться".

И вот я хочу собственно этот текст записать к чему. Закончилось всё тем, что я очень жёстко с ней поговорила. Видимо, так, как никогда с ней никто не говорил. 

Сказала: "Света, понимаешь, есть хейтеры. Это люди, которые не любят меня, и что бы я ни сделала, это не поможет им меня полюбить. Потому что любой мой самый хороший поступок они найдут как выставить в негативном свете. 

А ты - пример обратной, "любовной" стороны. Ты просто терроризируешь своей любовью. Совершенно не понятно, куда от нее деться. Это ближе к сталкерству, чем к любви. Хватит, пожалуйста. Не надо звонков, цветов, шоколадок, мейков, ресторанов. Услышь, пожалуйста. Не надо ни мне, ни организатору писать.

 Спасибо, что ты к нам хорошо относишься. Но кроме своих чувств замечай и наши". 

Мейк мы делали у другого человека. 

Света смертельно обиделась... Сказала: "Я к вам с добром, а вы... Неблагодарные!"

Я правда боюсь вот этих перегибов.

Самое лучшее - это сбалансированное отношение. Когда людям что-то нравится во мне, что-то не нравится, с чем-то они согласны, с чем-то нет, что-то терпят, чем-то восхищаются. Это нормально. Совершенно нормально видеть вот этот баланс. 

Я всем сердцем люблю своих друзей, но это не мешает мне видеть их недостатки. Просто недостатки не мешают мне их любить. 

Но вот это слепое обожание пугает ещё больше, чем ненависть. Потому что ненависть — она хотя бы честная.

 Хейтеры - представляете? - даже ходят ко мне на концерты, пишут в записках проклятия... Ну, то есть человек купил билет за 3000, чтобы написать в вазу с застрявшими мечтами (перед концертом ставим такую) "как же я тебя ненавижу". Ну, окей. Но это же, по-моему, про этого человека, не про меня.

Написала вот этот текст и отпустила ситуацию. 

Чувствую как будто вину за то, что выстроила с ней границы грубо. Но иногда иначе никак. Ну, не понимал человек по-хорошему...

Террор любовью пугает. Любовь тоже должна быть достаточно сбалансированной...

Автор
Автор