Вообще, стоило бы вспомнить эту вещь и раньше - из трёх отцов-основателей фантастики как профессионального литературного жанра, именно книги Хайнлайна, при всём уважении к Азимову и Кларку, для меня не теряют ни актуальности, ни свежести.
"Война — не есть убийство и насилие, война — это контролируемое насилие с определенной целью. Цель войны — поддержать силой решение твоего правительства. Не убить врага только для того, чтобы его убить, а заставить его сделать то, что ты от него хочешь. Не убийство, но контролируемое и целенаправленное насилие".
Он прожил долгую жизнь и прошёл большой и жизненный и творческий путь - человек из "библейского пояса" США, проломивший казавшиеся непреодолимыми преграды на пути к академии флота; стихийный социалист сен-симоновского толка, возненавидевший коммунистическую идею после поездки в СССР; демократ, в зрелом возрасте поддержавший одиознейшего республиканца Голдуотера, первый профессиональный фантаст и ещё примерно как у луковицы слоёв, в том числе и с личной жизнью.
"Бесплатно не бывает ничего. Даже дыхание, дающее нам жизнь, должно быть оплачено болью и усилием при первом вздохе".
Самый его добрый роман "Дверь в лето" этически не безупречен, а "Луна - суровая хозяйка" внезапно для него самого стал культовым для либертарианцев, которые - клоуны, конечно, по ряду причин, но в целом, политическая идея, стоящая за ними, несомненно заслуживает изучения не меньше коммунизма того же.
"Бросьте меня в застенок, сожгите меня на костре, коронуйте царем царей, я буду стремиться к счастью, пока жив мой рассудок, но ни боги, ни святые, ни мудрецы, ни наркотики не гарантируют, что я его достигну".
"Звёздный десант" - тоже книга многих измерений и смыслов, один из которых прекрасно постмодернистски обыгран в феерии Верхувена, но книга вовсе не об этом, а о ежедневном выборе и ответственности за него, о бессмысленности пацифизма, о невозможности прав без тягостных обязанностей, о взрослении.
"Насилие, грубая сила уладили больше исторических вопросов, чем любой другой фактор, и противоположное мнение является в лучшем случае благим пожеланием. Народы, забывающие об этой прописной истине, платят жизнью и свободой".
К слову, эта книга была первой хайнлайновской, которую издатель отказался публиковать, как литературу для юношества, и он прав, пожалуй - я прочитал книгу в юности, как отличную фантастику, поскольку у меня ещё не было вопросов, на которые автор уже дал свои, пусть и не универсальные, ответы и после я, даже не перечитывая, вспоминал какие-то моменты по мере появления этих вопросов.
"Ответственность перед обществом — не перед семьёй или какой-нибудь группой — требует воображения, потому что требует преданности некой идее, долгу и другим высоким ценностям".
Ещё прекрасно, что книги Хайнлайна менялись вместе с ним и кого-то их ответы будут ждать в совершенно других книгах - в упоминавшейся ли "Луне...", в "Гражданине галактики", "Нам - живущим" или, не приведи Господь, в "Кукловодах".
"Старая песня - "Все понять-все простить"-это сущая ерунда. Многие вещи вызывают тем больше отвращения,чем больше их понимаешь"