Представьте: две подруги из Мюнхена, Анна и Лиза, собираются в Россию. Их багаж стереотипов перевешивает чемодан с вещами. Теплая одежда для вечной зимы, сникерсы «на случай, если еда будет странной», и смутная тревога: «А вдруг мы увидим медведя на улице?». Их маршрут: от глубинки (выбрали Казань, потому что звучит «экзотично») до Москвы. То, что произошло дальше, это когнитивный диссонанс в чистом виде, залитый оливье и приправленный самоиронией.
Акт 1. Прибытие. Где снег и суровые лица?
Первое потрясение настигло их еще в самолете, летевшем над Россией. «Боже, это же бесконечные леса и синие озера! Это похоже на Канаду, только... с загадочной славянской душой», вспоминает Лиза. Второе в аэропорту Казани. Вместо угрюмых пограничников их встретила улыбчивая девушка на паспортном контроле, сказавшая «Добро пожаловать» на ломаном, но очень милом английском.
«Мы готовились к “суровой русской действительности”, а нас сразу обняла какая-то теплая, почти южная атмосфера. И люди улыбаются! Они фотографируются на фоне цветов! Это же провинция?» смеется Анна.
Акт 2. Казань. Восток, которого они не ждали.
Их ожидал город из бревенчатых изб. Реальность оказалась иной.
Кремль. «Мы стояли перед мечетью Кул-Шариф, сияющей бирюзой и белым мрамором, а напротив православный собор. И это НЕ конфликт! Это красота и гармония. В Германии о таком сосуществовании можно только мечтать. У нас в голове не укладывалось».
Еда. «Мы боялись, что три недели будем есть только борщ и гречку. О, наивные! Чак-чак, элеш, манты, губадия... Нам сказали, что это татарская кухня. Но это было в России! Мы открыли для себя целую вселенную вкусов, о которой даже не подозревали. Наш «запасной сникерс» так и пролежал в чемодане».
Люди. «К нам подходили не для того, чтобы что-то продать или обмануть. Просто интересовались, откуда мы, и хотели помочь. Одна бабушка в парке на пальцах объяснила, как пройти к набережной, а потом сунула нам в руки яблоко. “Чтобы силы были!”. Я чуть не расплакалась».
Шок номер один: Россия это не серая монолитная масса. Это калейдоскоп культур, религий и невероятной кухни.
Акт 3. Транссибирский опыт (в миниатюре) и озеро Байкал.
Девушки купили билеты на поезд до Иркутска. Здесь стереотипы сыграли с ними злую шутку.
«Мы думали, поезд будет как из фильмов 70-х: темный, дымный, с жесткими лавками. А нам попался современный вагон с розетками, Wi-Fi (пусть и прерывистым) и белоснежным бельем. И вот он, кульминационный момент общения! В купе ехала семья из Новосибирска. За 3 часа мы, ломая языки, обсуждали всё: политику (осторожно!), музыку, почему немцы не улыбаются, а русские такие щедрые. Нас угощали домашними солеными огурцами, печеньем и, конечно, чаем из самовара в вагоне-ресторане. Это было лучше любого дипломатического приема».
А потом они увидели Байкал.
«Вот тут слова закончились. Мы, немцы, гордимся своим Боденским озером. Но Байкал... Это не озеро. Это море прозрачности, окруженное горами. Мы трогали воду, думая, что она будет ледяной даже летом (стереотип!), а она была свежей и мягкой. И эти легенды, духи, шаманы... Мы приехали смотреть на “дикую Россию”, а оказались в самом сакральном и духовном месте, которое только можно представить».
Шок номер два: Россия это не только люди. Это природа, которая по масштабам и мощи сродни другой планете. И здесь о ней говорят с благоговением.
Акт 4. Москва. Футуризм против стереотипов.
И вот, насытившись «провинцией», они полетели в Москву. Ожидали: огромные, мрачные здания, люди в мехах с каменными лицами, бесконечные пробки и водка на каждом углу.
Реальность?
· Москва-Сити. «Мы буквально онемели. Это же Манхэттен, только круче! Стекло, сталь, футуристические формы. Мы поднялись на смотровую площадку, и Анна сказала: “Так, где тут Россия с медведями? Я вижу город из “Пятого элемента””. Это был полный крах шаблона».
Метро. «Мы думали, это просто транспорт. Это подземные дворцы! Хрустальные люстры, мозаики, мрамор. Мы ездили как туристы, выходя на каждой красивой станции. Люди в наушниках читали книги. Никакой тотальной грусти».
Гастрономия. «От душевных столовых до ресторанов с мишленовскими звездами. Мы ели крабовую лапшу и сибири-роллы. Москва оказалась одним из самых космополитичных городов мира. Да, мы нашли и тот самый “советский” ресторан для атмосферы, но это был сознательный выбор, а не необходимость».
Главный шок: Россия не живет в прошлом. Она несется в будущее на гиперзвуковой скорости, бережно неся в себе свои традиции.
Итог: Медведей не видели. Разочарованы?
Возвращались они с другими чемоданами. Не только с матрешками и ушанками, но и с татарскими скатертями, байкальским чаем, тоннами фотографий и паролем от Wi-Fi в том самом поезде.
«Самый большой миф, говорит Лиза, что Россия это “одно большое такое”. Она разная в каждом городе, в каждом человеке. Она может быть суровой, как ветер на Байкале, и невероятно теплой, как та самая бабушка с яблоком. Она может быть древней, как стены Кремля, и дерзкой, как башня “Эволюция” в Москве. Мы искали анекдот про медведей, а нашли страну-загадку, страну-контраст. И да, медведя мы таки видели! В зоопарке. Он мирно жевал яблоко. Видимо, тоже от той бабушки».
А что вы думаете?
Часто ли вам, россиянам, приходится развеивать такие стереотипы о своей стране? А что из перечисленного иностранцев удивляет больше всего? И главное: где все-таки водятся эти знаменитые уличные медведи? Может, они только в особых «туристических» районах? Поделитесь своими историями в комментариях!
Статья основана на обобщенном опыте многочисленных тревел-блогеров и отчетов иностранных туристов, опубликованных в открытых источниках (BBC Travel личные блоги). Все описанные места, реалии и культурные особенности существуют и доступны для проверки. Юмор строится на контрасте ожиданий и реальности, что является классическим и добрым приемом в travel-журналистике.