Bloomberg | США
Пол Уоллес (Paul Wallace), Голнар Мотевалли (Golnar Motevalli), Фиона Макдональд (Fiona MacDonald), Бен Бартенштейн (Ben Bartenstein), Питер Мартин (Peter Martin)
Восстание в Иране грозит крахом Иранской Республики и геополитическим хаосом в регионе, сообщает Bloomberg. Иран по-прежнему представляет опасность, предупреждает автор статьи: страна сохраняет мощный арсенал баллистических ракет, способных поражать любые цели на Ближнем Востоке.
Успех восстания и падение Исламской Республики обрушат глобальную геополитику и рынки энергии, угрожая масштабным хаосом
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Пока волны протестующих из ночи в ночь накатывают на улицы Ирана, лидеры других стран сталкиваются с реальной перспективой краха Исламской Республики — ключевого события, которое может перевернуть мировую геополитику и рынки энергоресурсов.
Режим верховного лидера аятоллы Али Хаменеи, не раз переживавший протестные бури, на этот раз столкнулся с движением, которое только ширится. По имеющимся сведениям, в минувшие выходные сотни тысяч человек, пренебрегая угрозами властей и жестокими репрессиями, вышли на улицы — от Тегерана до десятков городов по всей 90-миллионной стране. Их действия встречают одобрение президента США Дональда Трампа, недавно захватившего лидера Венесуэлы Николаса Мадуро. В последние дни американский президент неоднократно угрожал ударить по Ирану, показывая, что Вашингтон вернулся в игру по смене режимов.
В воскресенье Трамп заявил, что пристально следит за ситуацией в Иране. "Мы очень серьезно рассматриваем этот вопрос, — сообщил он журналистам на борту президентского самолета. — Военные изучают его, и мы рассматриваем несколько очень серьезных вариантов. Мы примем решение".
В четверг и пятницу цена на нефть Brent резко выросла более чем на 5%, достигнув уровня выше 63 долларов за баррель. Трейдеры отреагировали на вероятность срывов поставок со стороны Ирана, занимающего четвертое место по добыче в ОПЕК.
"Это самое важное событие в Иране с 1979 года, — прокомментировал экс-старший аналитик ЦРУ по Ближнему Востоку Уильям Ашер (William Usher), имея в виду революцию, создавшую Исламскую Республику, изменившую региональный баланс сил и посеявшую многолетнюю вражду с США. — Режим загнан в угол, и виной всему — экономика. У них остается все меньше времени и средств, чтобы вернуть себе контроль".
Согласно информации агентства Human Rights Activists News Agency (США), за две недели погибли свыше 500 человек, а число задержанных превысило 10 тысяч. Изначально протесты начались из-за обвала валюты и экономики, но теперь их цель — сам режим.
Начиная с четверга, власти Ирана блокируют интернет и мобильную связь, стремясь сдержать нарастающий гнев населения из-за коррупции, экономического кризиса и политических репрессий. Ряд иностранных авиакомпаний отменил полеты в страну.
В воскресенье Дональд Трамп сообщил, что намерен обсудить с миллиардером Илоном Маском возможность использования системы Starlink для восстановления доступа иранцев к интернету.
Угрозы в адрес Тегерана прозвучали на фоне активного демонтажа Трампом послевоенного мирового порядка и демонстрации силы США, которая уже включала конфискацию венесуэльской нефти после захвата Мадуро и угрозы аннексировать Гренландию у союзника по НАТО в лице Дании.
Тем временем Израиль, нанесший Ирану серьезный урон во время 12-дневной июньской воздушной кампании при поддержке США, активно консультируется с европейскими правительствами относительно развития ситуации, сообщил на условиях анонимности высокопоставленный европейский чиновник.
Ставки для нефтяного рынка велики, однако неизвестно, охватили ли беспорядки главную нефтедобывающую провинцию Хузестан, и признаков сокращения экспорта нет. Сын бывшего шаха Реза Пехлеви (Reza Pahlavi), проживающий в США и претендующий на роль лидера оппозиции, призвал нефтяников к забастовке. В 1978 году подобные стачки нанесли смертельный удар по монархии его отца, мгновенно парализовав экономику.
"Внимание рынка теперь приковано к Ирану, — заявил глава аналитического отдела A/S Global Risk Management Арне Ломанн Расмуссен (Arne Lohmann Rasmussen). — Также растут опасения, что США под руководством Трампа могут воспользоваться хаосом для смены режима по венесуэльскому сценарию".
Белый дом пребывает в эйфории, вдохновленный тактической победой над Мадуро и ударами по иранским ядерным объектам. Одновременно американские власти наращивают давление на Данию, требуя уступить контроль над Гренландией, что свидетельствует о готовности администрации к новым зарубежным авантюрам.
Несмотря на все риски, Трамп может поддаться искушению свергнуть режим, который уже более 45 лет остается заклятым врагом США и Израиля.
"Баланс сил изменится радикально, — заявил о возможном падении Исламской Республики инвестор Марк Мобиус (Mark Mobius). — Идеальный исход — полная смена власти. Худший — затяжной внутренний конфликт при сохранении нынешнего режима".
При этом во время предвыборной кампании Трамп нередко осуждал американский авантюризм в регионе, где свержение давнего врага США Саддама Хусейна породило десятилетия хаоса и террора, унесших сотни тысяч жизней и триллионы долларов.
Именно перспектива такого силового вакуума вызывает тревогу у лидеров стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), сообщают региональные источники. Несмотря на давнюю вражду с Ираном, эта группа, куда входят Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар, в последние годы налаживала с ним связи, стремясь обезопасить себя от ответного удара в случае военной эскалации со стороны США или Израиля. Призрак "Арабской весны", где падение диктатур привело к тотальному хаосу, все еще витает над регионом.
Тегеран предупредил, что в случае атаки американские активы в регионе — где Штаты имеют обширные коммерческие интересы и десятки тысяч военных — а также Израиль станут для него "законными целями".
Хотя за два последних года Исламская Республика серьезно ослабла из-за экономического застоя, галопирующей инфляции и израильских ударов по ее силам и союзникам, она сохраняет мощный и современный арсенал баллистических ракет, способных поражать любые цели на Ближнем Востоке — от военных баз до нефтяной инфраструктуры. Также режим опирается на поддержку многочисленных силовых ведомств, прежде всего могущественного Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
"Адский котел". Обратный отсчет для Украины запущен — потери немыслимы
По словам Элли Геранамей (Ellie Geranmayeh) из Европейского совета по международным отношениям, для стран ССАГПЗ, Турции и Пакистана худшим сценарием станет хаос в Иране. И угроза реальна из-за разнородности протестующих, включающих как светскую элиту, так и консерваторов, и отсутствия у них единого лидера. "После сближения с Тегераном в последние годы в ССАГПЗ считают, что лучше иметь дело с известным врагом, чем с полным хаосом или чуждой им новой властью", — отметила Геранамей.
Удары США и Израиля могут, напротив, укрепить позиции властей и ослабить протесты. В июне бомбардировки вызвали всплеск национализма в Иране.
Аналитик Bloomberg Economics Дина Эсфандияри (Dina Esfandiary) считает, что к концу 2026 года Исламская Республика вряд ли сохранится в нынешнем виде. Наиболее вероятны кадровые перестановки, сохраняющие систему, или переворот КСИР, который может дать больше социальных свобод (поскольку им управляют военные), но ужесточит политику внутри страны и за рубежом. Революция маловероятна: "Коллапс пока не предвидится. Иранцы боятся хаоса, видя пример Ирака и Сирии, а власти жестко подавляют протесты".
В воскресенье президент Масуд Пезешкиан, бывший кардиохирург, считающийся умеренным в верхах иранской власти, попытался говорить на языке примирения. Он выразил соболезнования семьям, пострадавшим от "трагических последствий". "Давайте сядем вместе, рука об руку, и решим проблемы", — обратился он к нации по государственному телевидению.
Однако вряд ли многие протестующие воспримут эти слова всерьез. Верховный лидер, чья власть несопоставимо больше, и силовые структуры лишь наращивают агрессивную риторику, заикаясь о смертной казни и давая понять: их ответ, как всегда, будет жестоким и силовым.
"Крах режима красивым не будет, — уверен бывший аналитик ЦРУ Ашер. — В краткосрочной перспективе можно ожидать раскола страны, когда этнические меньшинства и отдельные провинции начнут бороться за автономию от Тегерана. Корпус стражей исламской революции (КСИР) будет яростно защищать режим, так что масштабное насилие весьма вероятно".
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>