Еду к своей подруге Варе. До неё 160-180 километров пути. То есть в стародавние времена я бы взялся доехать за день. Сейчас решаю не выпендриваться (всё равно потом сутки работник из меня будет никакой). Так что еду со своим огромным заплечным рюкзаком и полной загрузкой сумок на велосипеде.
Везу хозяюшке в дар сушёные грибы (для циников уточняю — лисички и подосиновики). А от неё надеюсь увезти полный груз сушёных яблок. Так как у меня в деревне с этим делом полный абзац. Уже второй год — ранняя весна приводит к раннему зацветанию. А потом как жахнет заморозок на 9 мая — и прощайте, яблочки...
Сейчас в рюкзаке поедет мой старый-престарый спальный мешок Норд. Весит он больше двух килограммов и места занимает превеликое количество. Зато ночью при нуле в нём можно спокойно спать, а не согреваться зубовным стуком, как в моём летнем спальнике.
День первый, 22 сентября
День выдался тёплый и пасмурный. Почти без осадков — иногда падает несколько капель. Специально выжидал удачной погоды... вот и припозднился — октябрь уж на носу!
Есть несколько вариантов пути из Себежского района в Бежаницкий. И все — кругалями! Проще всего по асфальту через Новоржев с севера или по асфальту через Пустошку с юга. Однако не для того мне внедорожный велосипед, чтобы на нём по трассам кататься.
«Где интересно — там нет асфальта»
Саня Привалов
Решил поехать через озеро Белое (из трёх Белых вблизи от меня это — Вербиловское). Летом на этом озере аншлаг. Проводятся всякие разные фесты. Сейчас видны следы проведения слёта ориентировщиков. На деревьях висят объявления, что свои грё... нехорошие ленточки они после соревнований снимут. И, естественно, ни шиша они не сняли. Что почему-то не удивляет.
Еду к известному мне пляжику. Тут прибит щит с объявлением от неких «Эльфов» с обещанием ноги переломать тем, кто намерен здесь сорить. Я не намерен. В мои планы входит только поплавать.
На Белом охотятся на рыбу бакланы и чомги. Вокруг пляжика изобилуют стрекозы-бабки. Прямо на голову норовят сесть. Вода вполне приличная. Взял с собой литр про запас.
Дороги в лесу после продолжительной летней засухи и недавних ливней, прямо скажем, так себе. Машин тут очень много катается и лесные тропинки разбиваются.
Да ещё кусок леса спилили в этой рекреационной зоне...😥
Короче — сплошное огорчение.
Там, где я обычно налегке пролетаю птицей, на тяжело гружёном велосипеде проехать не выходит. Топаю вверх, чавкая «гадами» по грязи.
Грибов очень мало (ещё не «пошли», да, наверное, уже и не «пойдут» в этом году). Есть немного лисичек, один белый (в урожайные годы их тут хоть косой коси).
Помимо этого растут клаварии-рогатики, трёхлопастные строчки и пантерные мухоморы. В этом году даже красных мухоморов почти нет!
Останавливаюсь передохнуть после дороги в Вербилово — перед самой рокочущей трассой Е-95 («Киевкой»). Лопаю бруснику. В прямой видимости вышка - тут даже Интернет есть!
Вокруг бродит крупная очень тощая лиса. Завидев меня, топает в мою сторону. Такие вот моменты очень не люблю. Нормальные лисы как правило идут не к человеку, а от него. Так что машу руками на неё. Убегает. Тем более, что ничего полезного для лис у меня с собой нет, да и подкармливать диких животных осенью не стоит...
Переезжаю трассу и двигаюсь на Выплоху.
Вокруг дороги отличные сосняки и ельники! Самое то прилечь в них уставшему путнику. Только вот я ещё недостаточно устал. И хотел бы проехать хотя бы половину пути.
Дорога потихоньку забирает вверх. Чтобы попасть в Бежаницы надо подняться на Бежаницкую возвышенность, а потом с неё спуститься.
Встречаю тритона, певчего кузнечика, гусеницу коконопряда самого неприветливого вида (она и вправду ядовитая).
Еду в летнем поло, даже в лёгкой летней куртке жарко! Поло — самое оно, практически то же джерси, только не бесит местных попугаистыми цветами. Так что я «разноцветных цветов — зелёного и тёмно-зелёного». Правда в шлеме — местных это тоже иногда раздражает. Ну, пусть они сами без шлемов на моциках гоняют...
В Щукино фотографирую изображение ангела с младенцем.
Потом фотографирую песчаный карьер, куда сыплются сверху сосны.
На носу вечер. Надо бы где-то останавливаться, пока не стемнело.
По закону подлости, нормальные леса сразу заканчиваются.
А в чернолесье так просто в гружёным великом не забуришься.
Проезжаю Остров (не тот, что райцентр, а тот, что в Вязовской волости). Вижу дорогу, спускающуюся к воде.
Прохожу по ней. Нет, не подходит. В сторонку тут нигде не отойти — в лесу завалы. Вставать на пляжике — себе дороже. Нагрянут местные рыбачки-охотнички-гопнички на УАЗе в три часа ночи с ящиком водки и развлекай их потом до утра, если ещё живым отпустят... Не-не, нафиг-нафиг! «Поворот не туда» и «Техасскую резню бензопилой» косплеить — это пусть другие блогеры этим занимаются.
А у меня правило чёткое: «сон — отдельно, поиск приключений на нижнюю чакру — отдельно»!
Так что возвращаюсь к дороге, нахожу заросшую и заваленную упавшими деревьями тропку и подхожу к той же дороге, но с обратной стороны склона довольно крутого холма, который оградит меня от шума ночных грузовиков
.Довольно долго в сумерках ищу два квадратных метра относительно плоской земли. Нападают оленьи кровососки и мокрецы (самые страшные хищники тайги).
Нахожу чей-то зазеленевший череп. Ставлю палатку, потом провожу фотосессию черепа, потом возвращаю его на то место, где он лежал. На меня однажды духи местности уже гневались, когда я череп забрал без их дозволения...
Лежу в палатке уже во тьме и мысленно перебираю всех известных мне млекопитов, которые водятся в здешних лесах. А из наземных я не видел «в лицо» разве кого-то из рукокрылых и грызунов, а также рысь. Насчёт белодушки не уверен — может со спины и видел. Ну, чуть-чуть не считается, бум считать — не видел я белодушку.
Так вот и кто же это такой череп отбросил?
«И вот, встал он и бросил мёрзлое тело
Приманкой для чёрных птиц.
Шёл, как каторжник от расстрела,
С ядром через семь границ..»
Олег Медведев
В «финал» у меня вышли выдра и барсук. Выдру я, подумав, исключил. Очень у неё башка приплющенная, чего здесь нет. Пришёл к выводу, что череп был барсучий. Так и думал...
И ведь ошибся!
Как я уже писал, если бы череп был целым, видовая принадлежность была бы очевидной.
Так что, господа подписчики, предложенный и одобренный вами вариант «барсук» мне тоже пришёл в голову. Но нет — не барсук!
И не что-то экзотичное вроде фоссы, харзы или ягуарунди. Всё проще.
Засыпаю. Кричит дятел и какие-то мелкие птахи, недовольные моим вторжением...
День второй 23 сентября
Ночь тёплая. С 6 до 7 утра дождь. Так что вставать не тороплюсь. Дальнейший день тёплый с прояснениями.
Готовлю чай на основе воды из озера Белого. Внезапно он сильно отдаёт ухой! В озере столько рыбы, что этот вкус явно чувствуется. Ну, ничего страшного в этом нет.
Поднимаюсь к повороту на исток реки Великой. Тут в весьма шумном и населённом месте имеется сильно эутерифицированное (загаженное) озерцо, на котором всегда есть что-то интересное.
Сегодня здесь пара лебедей-кликунов с тремя кликунятами. А также баклан и цапли. Белая цапля в этих местах уже совершенно обычный вид.
Еду по песчаной дороге холмами по возвышенности.
В Вязе — магазин. Пополняю запасы провизии.
В Прискухе выезжаю на трассу. (Тут я как-то ездил к мемориалу Александра Матросова). Теперь дело нехитрое — крутить педали на север к Локне и Бежаницам.
Солнце пригревает, но сильный холодный ветер прямо в лицо. Потому двигаюсь медленно. Да ещё ремонт - новый мягкий и липкий асфальт.
Над трассой вьются канюки.
Как раз насчёт канюка позвонила знакомая. Её подруга подобрала переломанного на трассе канюка. В ветеринарной (лучше сказать — коновальной) клинике ей предложили ампутировать птице крылья за 18 ка. Вот ведь, Ироды!
В общем, тётя сама наложила лигатуры и кормит несчастную птицу. Та лопает хорошо. Может быть, весной и на свободу отправится в небеса... А может быть станет домашним питомцем.
Достигаю финиша только к 17 часам.
Ноги немного подгибаются. Однако решаю пойти в Бежаницы за провиантом. Не люблю, когда у меня нет аварийного запаса (на случай внезапных разногласий и хозяином\хозяйкой дома).
Бежаницы — очень спокойный городок. Это вам не Опочка и не Великие Луки.
Тем не менее, ехать туда на велике и пристёгивать любимого коня где ни попадя не имею никакого желания. И слушать уверения Вари, что никто его не возьмёт даже и не пристёгнутый, мне тоже неинтересно. Её велик — может и не возьмут. А мой — возьмут. Или просто покрышки порежут.
Зачем?
Да потому что МОГУТ!
И не надо мне про видеокамеры! Вон — новости посмотрите! Люди (под чем-то) на камеру даже на полицейских при исполнении бросаются и лупят их прямо в участке! А это вам не какой-то там лясик угнать...
Остановит такого неадеквата какая-то там камера!
В общем, пошёл пешком. Телефон поставил на зарядку, второй телефон оставил дома для облегчения рюкзака...
Хорошо, однако, догадался не выкладывать из него фонарик.
До Бежаниц хоть и близко, а всё же 4 км. Плюс супермаркеты находятся на противоположном конце посёлка.
В соседней деревне меня тормознул мужик с бензокосой. Показалось ему подозрительным, что какие-то незнакомые типы в зелёном с большими рюкзаками (в моём лице) тут бродят. Не диверсант ли я? Успокаиваю его на свой счёт. В соседней деревне он всех в лицо знает.
Пока я ходил, прошло 3 часа. При том, что очередей не было. Зашёл в четыре торговые точки. Пара местных ханыг попросила денег. Вежливо отказал. Самому не хватает.
Возвращаюсь во мраке ночи — Варя уже на измене. Думает, полицию ей вызывать, или самой меня с собакой в кустах у дороги искать.
Да, не май месяц. Рано стемнело.
Дальше было много работы на свежем воздухе, заготовка яблок и немного приключений. В том числе — с медведем. Но об этом в следующий раз.