Вот уже шесть лет в России проходит новогодняя акция «Мечты невидимых стариков». Что-то вроде распиаренной «Елки желаний», но без пафоса и для тех, про кого редко вспоминают. Для одиноких стариков, для тех, чьи дети далеко и почти их не навещают. Для тех, кто уже почти разучился мечтать. «Такие дела» приехали к волонтерам из Калуги и даже поучаствовали в сбыче одной из мечт.
«Дорогой Дедушка Мороз! Я одинокий пенсионер Надежда Викторовна с очень маленькой пенсией все еще верю в чудеса. Хотелось бы получить в подарок одеяло».
«Здравствуй дедушка Мороз! На Новый год хочу получить халат велюровый или махровый, тапочки теплые пушистые, а лучше продуктовый набор к новогоднему столу (курочка, сыр, колбаска, масло сливочное, фрукты)».
«Дедушка Мороз, подари мне, пожалуйста, наушники для телевизора. Я плохо слышу, соседи ругаются, что телевизор слишком громко работает».
Я перебираю стопку писем Деду Морозу, написанных от руки участниками акции. Торт с розочками из крема как в детстве, плед, набор кастрюль, светильник, радиоприемник, подушка, сладкий подарок, теплые тапочки. Людям, написавшим эти письма, далеко за 70 лет. Они не просят новый айфон, приставку и трюковый самокат. Но визиту сказочного Деда со Снегурочкой и подаркам радуются как дети. Просят подергать Мороза за бороду, читают стихи, а чаще просто тихо плачут, отвернувшись.
Особая песня
В середине декабря 78-летний Николай Николаевич узнал, что у него рак. Четвертая стадия, с метастазами. Онколог честно сказал, что наступающий год для него, скорее всего, станет последним.
«Девочки, ну какие подарки. Ничего мне уже не надо» — с таким настроением Николай Николаевич ответил на вопрос про подарок и письмо для Деда Мороза волонтерам из калужской АНБО «Важен каждый». Под свою опеку одинокого незрячего пенсионера волонтеры взяли уже несколько лет назад, и весть про смертельный диагноз расстроила всех. Интеллигентного, скромного мужчину успели полюбить.
Зрение он потерял 12 лет назад. Все семь операций на глазах оказались безрезультатными. Освоиться в новом, потемневшем мире помогла Николаю Николаевичу жена. Но уже четыре года, как ее не стало. А год назад умер его верный друг пес Юкосик.
Финансово старика поддерживает сын. Справляться с бытом помогает ангел-хранитель — соцработница Светлана. Но большую часть времени Николай Николаевич проводит совсем один. Освоил умную колонку, слушает музыку и аудиокниги. Предается воспоминаниям. В школе он когда-то учился отлично. Папа, фронтовик, был директором школы. Мама — учительницей младших классов. Коля обожал точные науки. После школы поступил в институт, но разочаровался и ушел работать на завод токарем. Перебирает сегодня старые письма, которые помнит наизусть. И вот, кажется, скоро и сам станет воспоминанием.
«Нам очень хочется подарить ему эмоцию. Материальное ему уже не важно. Но мы знаем, что он очень любит певицу Марину Девятову. Вдруг она согласится поздравить его с Новым годом?» — с этим вопросом в «Такие дела» обратилась руководитель организации «Важен каждый» Елена Молоносова.
Редакция связалась с командой певицы, и Марина откликнулась. Записала для Николая Николаевича теплое поздравление и даже спела «В лесу родилась елочка».
Мы запустили видео на ноутбуке и, затаив дыхание, наблюдали за реакцией. Знакомый голос он сразу узнал, хоть и просидел все видео с каменным лицом, сказав в конце сухо «спасибо».
Но через несколько часов его помощница Светлана написала, что, как только мы ушли, он, очень довольный, бросился звонить знакомым рассказывать, что его поздравила «сама Марина Девятова». Сюрприз удался.
Бинты в подарок
К утру 30 декабря весь небольшой офис калужского волонтерского движения «Важен каждый» забит разношерстными пакетами и коробками. Часть подарков предназначена для мечтателей в самой Калуге. Остальные за каникулы разъедутся с волонтерами по области.
Самый драматичный запрос на подарок в этом году пришел из областного райцентра Кирова. 80-летняя пенсионерка попросила у Деда Мороза запас бинтов, мазей, перекиси и перевязочных материалов. Она одна ухаживает за сыном с тяжелой инвалидностью. Их пенсий на все не хватает. Вместе с необходимыми медикаментами в Киров поехали и гостинцы.
Новогодние мечты о подарках публиковались в соцсетях «Важен каждый» и калужских пабликах. «Бабушка. 93 года. Баночка красной икры». «Дедушка. 82 года. Теплый спортивный костюм». Показывать фотографии и светить больше информации о своих подопечных волонтеры опасаются. Подробности о них узнает только человек, взявшийся исполнить чье-то желание. Всю последнюю предновогоднюю неделю в офис «Важен каждый» приезжали «волшебники» и их курьеры.
Елена Молоносова с шестинедельным Юриком на руках в очередной раз перепроверяет списки мечтателей, привезенных подарков и маршруты для Деда Мороза и Снегурочки. Юрик сладко дремлет. К суете и громким разговорам вокруг он уже привык.
Всероссийская благотворительная акция «Мечты невидимых стариков» появилась шесть лет назад по инициативе альянса «Серебряный возраст» и коалиции НКО «Забота рядом». И в прошлом году она охватила уже более 20 регионов. На местах ее проводят локальные некоммерческие организации, волонтерские движения, ТОСы, центры социального обслуживания, школы, вузы и самые разные инициативные группы.
В Калуге «Мечты невидимых стариков» исполняют третий год. В позапрошлом году исполнили больше 120 желаний. В 2025-м пока чуть больше 70. Собирать желания и искать волшебников начали позже, чем планировали. В ноябре Лена лежала в больнице и рожала Юрика. А потом начались серьезные перебои в работе интернета.
«Самое ценное в этой акции — не подарки, — взволнованно комментирует Елена. — А то, что у некоторых волшебников и их подопечных складываются дружеские отношения. И они начинают общаться и после праздника. А внимание и общение — именно то, чего пожилым людям не хватает намного больше, чем набора кастрюль или пледа».
Пока Елена собирает пакеты для сегодняшних вручений и ищет затерявшиеся подушки, малыш Юрик переезжает подремать в руки Снегурочки. Это Валерия Максименко — хозяйка калужского салона красоты «Кисточка». Как и Лена Молоносова, она начала волонтерить в пандемию. И уже несколько лет бесплатно стрижет и ухаживает за ногтями подопечных организации «Важен каждый».
Высокий фактурный Дед Мороз без бороды оказывается совсем юным студентом. Владимир Сальников волонтерить начал еще в старшей школе. Сейчас учится на специалиста по информационной безопасности, подрабатывает монтировщиком концертного оборудования и иногда снимается в кино.
«Анна Афиногеевна, Раиса Филипповна, Антонина Александровна, — Елена ставит галочки напротив фамилий в списке и продумывает маршрут. — В идеале нам надо уложиться сегодня до пяти. По расписанию у Юрика после пяти ор», — предупреждает она. Юрик — ее шестой ребенок. Самому старшему из «малышей» Лены уже 20 лет.
Театр со слезами на глазах
Накануне весь вечер Анна Ивановна проплакала на диване в обнимку со старым плюшевым медведем, которого муж купил для новорожденного сына почти 60 лет назад. Ни сына, ни мужа нет уже больше 10 лет. От прежней счастливой жизни осталась только кошка Буська.
«Утром я сказала себе: “Хватит дурить”. Умылась. Напилась кофе. И стала наряжать елку», — рассказывает она, прильнув к Деду Морозу, потом обнимает Снегурочку. Как маленькая девочка, попавшая в сказку. Подарки, волонтеры. Редкая возможность поговорить.
Хрупкой, миниатюрной Анне Ивановне 87 лет. Она живет одна в крошечной съемной однушке.
Сын умер в 45 лет, скоропостижно, от острой сердечной недостаточности, не пережив измену жены. Муж Анны Ивановны ушел следом, через несколько месяцев, так и не смирившись с потерей сына. Несколько лет назад единственный внук по нелепому стечению обстоятельств попал в криминальную историю. И Анна Ивановна не раздумывая продала квартиру, чтобы помочь оплатить адвоката. Теперь большая часть ее пенсии уходит на оплату аренды.
«Красивая я была?» — показывает Анна Ивановна на портрет действительно очень красивой юной девушки. А рядом — портрет моряка, ее Коли. Он влюбился в Аню с первого взгляда, увидев на улице. Носил жену на руках, берег, вел хозяйство, готовил, убирался и не чаял в ней души.
«Я модница была. Всегда на каблуках. Шила себе красивые платья», — улыбается Анна Ивановна, перебирая кипу потемневших от времени фотографий.
Аня родилась в 1938 году в Белоруссии в большой многодетной семье: четыре сестренки и старший брат. Всю войну провели в оккупации, жили очень тяжело, голодали. Отец погиб, мама умерла. Девочки остались на попечении брата. Как только война закончилась, спасать истощенных внуков приехал из Калужской области дедушка.
После школы Анна окончила швейное училище и много лет работала в ОТК на фабрике «Калужанка» — отслеживала и исправляла за всеми брак. Но главными вещами в жизни для нее были семья и театр.
«Вот это я Ирину в “Трех сестрах” играла. А это — Кая из “Снежной королевы”». В 17 лет Аня пришла в народный театр. И довольно быстро стала получать много главных ролей. «Кирилл Борисович, наш худрук, хотел меня в Москву на актерский отправить. Но врачи запретили. Очень я слабой здоровьем была. А ведь всех в итоге пережила. Вот ведь как, — утирает она слезы. И снова обнимает Деда Мороза: «Вы же придете ко мне еще?»
* * *
Я листаю посты во «ВКонтакте» по хештегу #МечтыНевидимыхСтариков.
102-летняя Евдокия Петровна из Волгограда мечтает о проигрывателе для пластинок. Старая радиола «Ригонда» уже совсем не работает. Она даже хотела писать на передачу Андрею Малахову, потому что без любимых песен какая это жизнь? Но на проигрыватель скинулись волонтеры местного фонда «Высота».
87-летний Григорий Михайлович из крошечного поселка Алтырка в Челябинской области загадал оказаться за накрытым новогодним столом. Он уже 24 года живет один. С хозяйством справляется, но готовить для себя разносолы так и не научился. А настоящий стол, с селедкой под шубой, бутербродами и разными салатами, для него накрыла волшебница Людмила Назарова.
На десятках фотографий — прожившие трудную жизнь постаревшие мечтатели все так же восхищенно смотрят на Деда Мороза. Каждый из нас может стать для кого-то волшебником.
У калужан, правда, так пока и не сбылась самая дорогая мечта этого года — народные костюмы для хора бабушек из поселка Ферзиково. Все участницы коллектива старше 75 лет. Бабушки давно мечтают заменить уже сильно уставшие за годы выступлений самосшитые костюмы на нарядные сарафаны, чтобы стильно смотреться на выступлениях. Иногда местная администрация выделяет хору автобус, и тогда артистки отправляются на гастроли. Найти волшебников для покупки 12 костюмов пока не получилось. К Рождеству набралось только шесть сарафанов.
Но впереди старый Новый год! Да и 8 Марта не за горами. Мы еще можем успеть.
Спасибо, что дочитали до конца!
Текст: Римма Авшалумова
Фото: Алена Кочеткова
Помочь нам