На скамье подсудимых осунувшийся, но еще совсем не старый мужчина, который лишил жизни семь женщин и покалечил еще одну. И почти все они были в довольно близких отношениях с серийным душегубом.
Мы в Австрии, в городе Линц, в период между двумя мировыми войнами. Именно здесь вырос Адольф Гитлер, который как раз в это время пытается захватить власть в соседней Германии.
А пока в заголовках европейских газет мелькает имя другого уроженца этого города – Франц Лейтгёб, которого журналисты назовут «Синяя Борода из Линца». По аналогии со сказочным персонажем, который избавлялся от своих жен.
А рассказ мы начнем с финального злодеяния маньяка.
ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА
Последний день зимы 1932 года. В одном из частных домов города находят тело хозяйки по имени Алоизия (Луиза) Франк. Ей 58 лет, не бедствует, замужем и со взрослыми детьми, но давно живет одна на небольшой вилле.
Это не несчастный случай. Во рту кляп, на теле следы борьбы, из дома пропали деньги и драгоценности. Чуть позже эксперты дадут заключение – удушение.
Как обычно расследование начинается с определения круга близких лиц: кто постоянно или периодически был рядом, кто знал, что у женщины есть чем поживиться, кто мог беспрепятственно попасть в дом?
И почти сразу появляется фамилия. Мужчина по имени Франц Лейтгёб, 43-летний разнорабочий и мясник. Когда-то давно он был женат, но бросил супругу с тремя общими детьми.
ДОСТОПОЧТЕННЫЙ ГРАЖДАНИН
Этот человек помогал фрау Янк по хозяйству, а иногда и оставался у нее ночевать. О каком-то романе, постоянных отношениях речи не шло, мужчина мог пропасть надолго, потом заявиться, некоторое время пожить в доме и снова исчезнуть.
Как оказалось, герр Лейтгёб так ведет и с другими (не со всеми конечно, а только с теми, кто желает) одинокими женщинами. Своего жилища у него не было, постоянной работы тоже, вот он и подрабатывал либо на скотобойне, либо в частных домовладениях. И оставался на ночлег у дам, которые сами предлагали ему временное пристанище.
И на женщин, и на мужчин, и на детей тоже, он производил самое благоприятное впечатление.
Франц вырос в полной нищете, с юных лет был привычен к тяжелому физическому труду. Мог помочь, починить, построить, сходить за водой или на рынок, и даже присмотреть за детьми в отсутствие матерей. «Он любил детей» - потом заявят на суде сразу несколько бывших сожительниц Лейтгёба.
Его хорошо знали многие жители окраин Линца - не друг, не родственник, но «свой в доску», «совершенно безобидный», «верный товарищ и собутыльник» - именно так характеризовали его свидетели.
При этом для многих не было секретом, что Лейтгёб, выросший здесь же, рядом, по юности был осужден за кражу одежды, а совсем недавно отбыл десятилетний срок за решеткой. За нападение на женщину в 1921 году. Но никого это не пугало.
ПРИЗНАНИЕ МАНЬЯКА
Франца Лейтгёба задержали через несколько дней после обнаружения тела. При обыске обнаружили похищенные в доме фрау Янк вещи. Свидетели вспомнили, что видели его накануне рядом с виллой. Но сам подозреваемый на допросах возмущается, отказывается отвечать…
А потом произошел неожиданный перелом, из-за чего и возникло прозвище «Синяя Борода». На очередном допросе мужчина признается еще в шести случаях лишения жизни женщин, совершенных за последние 20 лет. Причем некоторые из этих инцидентов в криминальных сводках преступлениями не считались, а были списаны на несчастные случаи.
Каким образом австрийские полицейские добились ошеломляющего признания от маньяка, мы уже не узнаем никогда. В судебных протоколах это не объяснялось, а очевидцы расследования мемуаров не оставили.
Лейтгёб начинает исповедоваться, а следователи поднимают из архивов старые дела. Так в следственных материалах появляются семь фамилий.
ЧЕРНЫЙ СПИСОК
Франц Лейтгёб никогда не использовал нож или топор, хотя и был мясником. Он старался не оставлять заметных следов. А потому всегда нацеливался на шею женщины. Со всеми несчастными расправлялся голыми руками, а в одном случае использовал ремень.
24 марта 1912 года
Мария Ледерер, 47 лет, была на 14 лет старше, обнаружена в петле без одежды. Полиция решила, что она сама наложила на себя руки. Не смутило даже то, что пропал ее кошелек с деньгами. Лейтгёб через 20 лет признался, что именно он расправился с хозяйкой прямо в постели, а потом скрыл преступление инсценировкой.
9 октября 1916 года
Розалия Даннер, 36 лет, чей муж воевал на фронте Первой мировой войны с русскими, погибла во время пожара. В эпоху деревянного домостроения вполне типичная ситуация. Полиция даже ничего не расследовала. Лейтгёб признался, что случайно расправился с сожительницей в момент «любовного экстаза», а потом поджег дом. Но перед этим обчистил комоды.
25 августа 1920 года
Мария Шмидхумер, 80 лет – мачеха душегуба, которая фактически вырастила преступника. Его мать скончалась сразу после родов, а отец много пил и рано ушел в могилу. Лейтгёб утверждал, что она выгнала его в юном возрасте из родительского дома. Была ли это месть, непонятно, но негодяй не забыл прихватить все ценное из дома мачехи. Полиция определила, что это было убийство, но решила, что в дом забрались грабители.
10 декабря 1920 года
Мария Рендер, 36 лет - снова пожар, устроенный преступником для сокрытия убийства и ограбления, и снова все списано на несчастный случай.
16 декабря 1920 года
Мария Каппельмайер, 25 лет – познакомился с ней в кафе, предложил проводить через лес в соседнюю деревню. Там же в лесу и напал на нее, решив завладеть ожерельем и перстнем. Произошла это, по его словам, прямо во время акта любви. Тело нашли через год и Франц Лейтгёб даже был среди фигурантов дела, его опознали в кафе с девушкой, но после допроса его отпустили.
8 ноября 1921 года
Марта Хайдер – единственная кто выжила. Замужняя дама также познакомилась в кафе с мужчиной намного старше и отправилась с ним в лес, где тот напал на нее ради золотого обручального кольца. Ее спасли прохожие, а Франц Лейтгёб сбежал. Но вскоре был опознан, пойман и осужден на 10 лет. Отсидел срок полностью, вышел на свободу 17 ноября 1931 года.
15 декабря 1931 года
Анна Оберляйтнер, 40 лет, замужем, имела дочь. В отсутствие мужа и ребенка пригласила Лейтгёба к себе в дом, где тот увидел крупную сумму денег. Женщина оказалась обречена, ее нашли без одежды в постели.
29 февраля 1932 года
Алоизия Янк – но здесь маньяк ошибся. Наследил и был быстро изобличен.
Все эти женщины были несчастливы в личной жизни. Кто-то из них по-настоящему влюблялся в доброго, веселого, сильного и работящего мужчину - в своего будущего убийцу. Кто-то искал защиты, кто-то просто желал нормального человеческого общения и участия.
Лейтгёб давал им ощущение нужности и надежности - и забирал у них жизни.
МОТИВЫ ПРЕСТУПНИКА
Почему преступник расправлялся с женщинами, которые и так платили ему за работу, иногда деньгами, а порой делили с ним постель, кормили и всячески лелеяли? Может он сумасшедший?
Психиатры признали его полностью вменяемым. Он не был «одержимым». Он был хладнокровным и безжалостным.
Его главным мотивом была – корысть. В каждом случае забирал у несчастных деньги и драгоценности, которые потом пропивал и проигрывал в карты. «Синяя Борода из Линца» не совершал преступления, следуя своим звериным инстинктам, у него всегда присутствовал холодный расчет.
Его оружием стали мужественная внешность, показная доброта, трудолюбие и «золотые» руки, с помощью чего он втирался в доверие и искал где бы поживиться.
И нужно сказать, во время судебного процесса, когда о злодействах серийного душегуба написали все австрийские газеты, все равно нашлись женщины, его бывшие сожительницы, которые публично заявляли о невиновности Лейтгёба, пытались его представить честным и любящим человеком.
СУД и ПРИГОВОР
Несмотря на признательные показания во время следствия, на суде, который начался в конце ноябре 1932 года, Франц Лейтгёб отказывался от ранее сделанных заявлений. Уверял, что ничего не помнит, а в полиции на него давили, угрожали и даже подписывали протоколы за него.
Вел себя не вполне адекватно. То сидел часами неподвижно, уткнув голову в пол, то резко вскакивал, кричал, спорил, раздражался. Когда прокурор напоминал ему детали, которые он сам же изложил во время следствия, вопил, что «такого не говорил».
Защита настаивала - у герра Лейтгёба помутнение рассудка. Нет, он не больной, но находится в таком психическом состоянии, что не может отвечать за свои действия, а потому его собственные признания не могут быть использованы для доказательства вины.
Но присяжные не приняли эти аргументы. Они единогласно признали его виновным и не заслуживающим снисхождения по каждому из семи деяний. Шесть, из которых, были раскрыты только благодаря признаниям самого маньяка.
Приговор – пожизненное лишение свободы в тюрьме строго режима. Лейтгёб выслушал его абсолютно спокойно. Когда председатель спросил, принимает ли он приговор, заявил, что подаст апелляцию.
После чего случился еще один поворот…
СУДЬБА МАНЬЯКА
Когда его выводили из зала суда в коридор, Франц Лейтгёб рванулся к окну, распахнул его и выпрыгнул, или, как сам потом будет утверждать «выбросился», со второго этажа. Убежать не смог, подвернул обе ноги.
А 6 февраля 1933 года, всего через два с небольшим месяца после приговора, «Синяя Борода из Линца» отправился туда, куда заслуживал.
Еще во время суда он проглотил зубную щетку. Старый тюремный и совсем не безопасный трюк, рассчитанный на то, что тебя отвезут в больницу на операцию. А там по дороге или из палаты можно будет сбежать.
Однако он просчитался.
О своей затее он долго молчал, пока не начались сильнейшие боли. Оказалось – перитонит. Срочная операция не помогла.
Через день после хирургического вмешательства Франц Лейтгёб скончался в своей камере. Он еще даже успел исповедаться…