Итак, перечислим самые главные, по мнению автора, аспекты будущего развития русской деревни:
1. Социокультурные функции деревни должны господствовать над экономическими. В концептуальном плане этот принцип должен быть распространён вообще на всю страну, не только на деревню. Экономика не может существовать ради экономики. Бессмысленное накопление материальных благ не может считаться достойной целью существования человечества. Без высокой идеи и идеального образа не может быть настоящего развития. Если экономика продолжит доминировать, то и отношение к деревне, как к ресурсному приложению города, не изменится. А это путь вымирания деревни. Экономика нужна для поддержания культуры – в этом ее главное предназначение. Культурное наследие бесценно. Траты на нее кажутся бессмысленными, если рассматривать в близкой перспективе, но они становятся необходимыми, если взглянуть на них с должной высоты. Культура принадлежит не только нам, современникам, но и нашим усопшим предкам и нашим будущим потомкам, мы несем большую ответственность за ее сохранение.
2. Социокультурное развитие деревни должно быть основано на христианских традиционных ценностях, характеризующихся образцовой нравственностью и моралью, которых сумело достичь русское крестьянство, пройдя многовековой и сложный путь развития. Только этот бесценный нравственный опыт нашего народа, заложенный в основу русской традиционной культуры, может считаться доминантой всего социокультурного развития. Возврат к традиции – это не шаг назад, а новый осмысленный шаг к будущему. Традиционная культура – это неисчерпаемый источник для развития всей русской культуры, что доказывает вся тысячелетняя история нашей страны. Сами творения народного, религиозного и классического искусства, признанные во всем мире, доказывают способность традиции исполнять высокую цивилизаторскую роль. Современная постхристианская культура, пытающаяся выстроить свою концепцию на хаосе, абсолютной свободе, через отрицание моральных принципов, не может нести сопоставимое с традицией значение. Строго говоря, эстетика (искусство) не может существовать без этики (морали) и уж тем более без логоса (смысла).
3. Стратегия национального развития России должна ориентироваться, прежде всего, на сбережение русской культуры и русского народа (не только этнических русских, но и всех этносов – носителей русской культуры, для которых русский язык родной), а значит и сохранения русской деревни. Именно русские, отвергающие чуждый им нацизм, несут тяжелый цивилизационный крест, что негативно отражается на их уровне жизни и демографии. От них зависит будущее всей русской цивилизации, в существовании которой заинтересованы все народы России. Поэтому они должны иметь первостепенную поддержку сверху, выражающуюся в том числе в развитии мягкой силы: просвещение людей высокой русской культурой через общественные институты.
4. Возрождение традиционной русской культуры и сохранение русского народа не может быть полностью обеспечено государством. Патерналистская психология – великий соблазн 20 века, который необходимо отвергнуть. Только инициатива снизу, от самого общества и отдельных людей могут стать действенными рычагами преображения нашей цивилизации. Люди сами, без навязывания сверху, должны осознавать проблему и пытаться ее преодолеть. Никакая агитация и экономические льготы не заставят мужчин нести ответственность за свои поступки, а женщин рожать много детей, что наглядно подтверждается опытом развитых европейских стран. Общественное развитие, в отличие от государственной программы, имеет характер стихийности и непредсказуемости и в этом главная сложность. Нет действенных технологий для сохранения народа. С одной стороны, это приводит к смирению и упованию на Бога, который все может изменить, с другой – к осознанию тяжелой личной ответственности за судьбу всего народа. От действий каждого из нас зависит будущее России и русских. В таком случае стоящие здесь задачи можно выразить известной пословицей: «делай что должен и будь, что будет».
5. В основе этнокультурного развития русской деревни должен лежать идеальный образ Святой Руси, вбирающий в себя все главные христианские и мировоззренческие аспекты русской традиционной культуры. Стремление к этому образу наполняет русскую деревню глубоким бытийным смыслом, как местом спасения человека и даже человечества, наподобие Ноева ковчега. В лучах Святой Руси, как части вселенской Церкви Христовой, русская деревня преображается в Русскую Деревню – идеальный душеспасительный образ. Это можно сравнить с человеком. Деревня, как и человек трехсоставна. Она имеет свою материальную сторону (подобно плотскому телу), культурно-эстетическую (подобно душе) и спасительную (подобно духу). Каждая из них несет свою важную функцию: материальная – как обеспечение человека материальными благами, культурно-эстетическая – как рекреационная, источник душевного наслаждения и восхищения природной и культурной красотой, духовная – как место спасения человека. Согласно христианскому мировоззрению дух в человеке должен доминировать над душой и телом, именно при такой иерархии достигается состояние праведности и богоподобия. Также и спасительное значение деревни должно быть превалирующим, иначе ее вымирание не прекратится. Направление миграции поменяет свой вектор, когда люди поймут спасительное значение деревни. Жизнь в деревне, рядом с землей (прахом) - есть естественное состояние человека, исцеляющее его душу.
6. Практические аспекты дальнейшего развития деревни могут быть самыми различными. Форма не имеет значения. Главное здесь – инициатива снизу. Источник жизнедеятельности села не может исходить от государства, он исходит только от активного человека, живущего на земле. Деятельного человека высокой культуры и высокой нравственности – человека-праведника. Таких людей на селе недостаточно, поэтому для поддержания жизни в деревне нужны мигранты из города. Город должен вернуть то, что отнимал у деревни сотню лет – деятельных неравнодушных людей. Задача государства в практическом плане – не мешать таким людям, поддерживать их инициативу и создавать благоприятные условия для их деятельности, беря на себя самые трудоемкие и затратные задачи, например, инфраструктурное обеспечение.
7. Ключевым аспектом развития русской деревни является построение традиционной семьи. Семья обладает свойствами вечности, обеспечивает через продолжение рода пребывание человека на земле и выполняет главную христианскую заповедь любви. Семья связывает небесную и земную часть Святой Руси. Можно сказать, она является главным строительным материалом вселенской Церкви. Возрождение традиционной семьи в современном обществе, решает множество социальных проблем: возвращает здоровое отношение к общинности и единству, укрепляет социальные связи внутри общества и между различными субкультурами, обеспечивает естественный прирост населения путем повышения рождаемости. Важным моментом в возрождении традиционных семей является восстановление нормальной внутренней иерархии, когда все члены семьи выполняют характерные для них функции. При этом не должно быть никакого насилия, взаимоотношения строятся осознанно и добровольно, на основе любви. В христианской семейной иерархии нет ущемления прав, так как семья воспринимается единым телом, а не союзом независимых личностей.
Закончить книгу хочется тем, с чего она началась: отрывком из первой главы книги Бытия:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». (Быт. 1. 27-31)
Прочитав эти строки, возникает мысль: а не это ли и есть идеальный образ Русской Деревни, который хочется сохранить? В этих словах заключается почти все, что нужно для правильного понимания жизни на земле. Бог по любви своей дал человеку дерзновенную способность стать богоподобным. От наших действий зависит сможем ли мы достойно исполнить свое предназначение или откажемся от него. Человек – ужасное и непонятное существо: в своем подвиге он может стать святым, а в своем падении опуститься ниже животного, потому что имеет сознание и волю. Только в добровольном пребывании с Богом, человек может достичь настоящего счастья, но оно же может оказаться для него невыносимым, как и образ Святой Руси. Скучным и непонятным, если находиться вне русской культуры. Как, говорил К. Льюис: врата ада заперты изнутри.
Русская Деревня, как нравственный идеал – это преображенное человеком-подвижником природное и культурное пространство. Д.С. Лихачев считал, что преображение мира должно заключаться в выявлении разумного начала и его освобождения от зла и хаоса [1438]. Я бы добавил еще и выявление истинной красоты, основанной на разумном начале. Преображенная русская деревня – это превращение Земли в цветущий сад, прообразом которого был рай. В таком саду формируется благоприятная среда для создания сильных личностей, способных построить крепкие семьи. Не зря в этом отрывки из Библии семейная заповедь связана с природными дарами.
Итак, главная наша задача, как мне кажется – соответствовать своему предназначению, оставаться человеком, радоваться этому прекрасному миру и жизни на земле, творить добро, развивать культуру, заниматься любимым делом, строить семью, рожать и воспитывать детей. Одним словом, преображать себя и окружающее вокруг пространство, развивая в себе нравственное начало, данное нам от Бога. Жить по христовой любви, отдавая её не только людям, но и всему окружающему миру: природе и культуре. Так мы продолжим себя на земле, сохраним свою семью, род, нацию и в конечном итоге Россию, такую Россию, которую не стыдно будет назвать Святой Русью, родиной преподобного Сергия и других русских святых, преподавших нам образец жизни на земле. И помочь в этом человеку может именно русская деревня. Человек-подвижник не может обойтись без русской деревни, как и русская деревня – без человека. Мы нужны друг другу для общего спасения и возрождения.
Далее будет опубликован список используемой литературы.
Предыдущая статья:
С предыдущими разделами книги можно ознакомиться в подборке.