Одни называют его «кровавым палачом», другие – «рыцарем революции». В нашей истории не так часто встречаются столь сложные и неоднозначные личности, как Феликс Дзержинский.
В 1990-е годы стало модным называть его «жестоким чекистом», который расправлялся со всеми неугодными. Этот образ Феликса Дзержинского стал чем-то привычным и даже по-своему «каноничным». Но соответствует ли он истине? И кем на самом деле был этот человек: палачом или борцом за правду?
«Счастливое» имя
Феликс Дзержинский появился на свет в 1877 году в семье мелкопоместного польского дворянина. Родовое имение Дзержинских располагалось неподалёку от Минска, причём так и называлось – Дзержиново. Говорили, что своё имя Феликс получил неслучайно. В переводе оно означало «счастливый, удачливый».
Есть история, будто на восьмом месяце беременности Хелена Дзержинская упала в погреб, но чудом не разбилась и не потеряла малыша. Феликс родился раньше положенного срока, но оказался совершено здоров, что его родители восприняли как настоящее чудо.
Кстати, в жизни его будет немало сложных ситуаций, из которых он сумеет выйти, полностью оправдав своё «счастливое» имя.
Жилось Дзержинским непросто – в семье росло восемь детей, и требовалось искать средства на жизнь и обучение каждого из отпрысков. Однако самым светлым моментом детства для Феликса, его братьев и сестёр стала общение с матерью.
Несмотря на множество забот и дел, женщина всегда находила время побеседовать с детьми. Спустя годы Дзержинский вспоминал мать с нежной любовью:
«Мама наша бессмертна в нас, Она дала мне душу, вложила в неё любовь, расширила моё сердце и поселилась в нём навсегда».
Его взгляды
В возрасте десяти лет Феликс поступил в Виленскую гимназию. Это было престижное учебное заведение, однако здесь царили крайне строгие правила. Дзержинский называл их «дрессировкой» и говорил, что вспоминать годы обучения ему крайне неприятно.
Он был сообразительным мальчишкой, но часто вступал в споры с учителями, да и вёл себя далеко не безукоризненно. Несколько раз конфликты с преподавателями едва не приводили к отчислению Дзержинского.
Особенных успехов Феликс добился в освоении Закона Божьего. В шестом классе гимназии он даже подумывал о том, чтобы стать священнослужителем. Но мать и преподаватели отговорили его от этого. Сложно даже представить, как бы повернулась наша история, если бы Дзержинский всё же посвятить свою жизнь служению Богу.
Одним из событий, перевернувших жизнь юного Феликса, стала Крожская резня. Российские власти, желая бороться с католичеством, заявили о закрытии храма в селении Кроже в Литве. Местные жители выступили с протестами, а когда в местечко прибыли жандармы, люди закрылись внутри храма.
В ответ на это был прислан карательный отряд из 300 казаков, которые устроили побоище. Было убито 9 человек. Многие люди получили серьёзные ранения.
Молодой революционер
В 1895 году Дзержинский вступил в социал-демократическую партию Литвы. Он всецело разделял революционные идеи и верил, что только власть народа сможет изменить ситуацию и восстановить справедливость.
Феликс читал труды отечественных и зарубежных авторов, проникался агитационными призывами, а вскоре уже и сам находил единомышленников. Спустя год он оставил учёбу в гимназии, чтобы «быть ближе к рабочему классу». В словаре Гранат так рассказывается о деятельности его в то время:
«Дзержинскому удалось сделаться агитатором и проникнуть в совершенно нетронутые массы – на вечеринки, в кабаки, там, где собирались рабочие».
Занимаясь репетиторством в зажиточных литовских семьях, Дзержинский откладывал деньги, которые затем использовал на нужды агитации среди рабочих и крестьян.
Феликс сам печатал листовки, оборудовав типографию на чердаке дома, сам же распространял их и находил новых сторонников революции. Конечно, он понимал, что деятельность эта является незаконной и далеко не безопасной.
В 1897 году, чтобы не подвергать опасности своих родных, Феликс съехал с квартиры сестры, где жил прежде, и снял жильё вместе с одним из единомышленников.
Как он вспоминал, несколько раз агитационная работа завершалась стычками с противниками революции. Однажды Дзержинский даже получил ножевое ранение. Но чем большие результаты приносила его деятельность, тем в большей опасности оказывался он сам.
Частые аресты
Арест на заставил себя долго ждать – через пару месяцев после переезда Феликс оказался в Ковенской тюрьме. Вообще за двенадцать лет своей революционной деятельности Дзержинский шесть раз был арестован и оказывался под стражей.
Есть легенда, будто он был первым, кому удалось совершить побег из Бутырской тюрьмы, но это не так. Бежать ему удавалось из ссылки в Сибири, а вот из Бутырской тюрьмы он был освобождён во время Февральской революции в России.
Годы заключения сильно подорвали здоровье Феликса Эдмундовича. Он заболел туберкулёзом, у него обнаружились проблемы с сердцем, однако ничто не могло остановить его деятельности. Напротив, Дзержинский с ещё большей самоотверженностью посвящал себя работе.
Известно, что в 1906 году он познакомился с Лениным, а вскоре, едва покинув тюремные застенки, стал членом ЦК партии. В Москве Дзержинский занимался организацией отрядов Красной гвардии. И хотя сторонники Временного правительства отчаянно сопротивлялись, красногвардейцам удалось одержать победу, что проявило Дзержинского как талантливого организатора.
«Главный чекист»
После победы революции Феликс Эдмундович оказался в высших эшелонах новой власти. Распространено мнение, будто он сам был инициатором создания ВЧК, но это не так.
Во главе спецслужбы Дзержинский стал по настоянию Ленина. Да, он непосредственно участвовал в создании самой системы, однако действовал по приказу партии. Как писал Дзержинский, Всероссийская Чрезвычайная комиссия появилась «в тот момент, когда не оказалось органа, который взял бы на себя борьбу с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией».
Именно пребывание во главе ВЧК породило истории о «кровавом палаче», которым якобы был Дзержинский. Он был далеко не единственным человеком, ответственным за «красный террор». Тем не менее Дзержинский старательно выявлял врагов, людей, готовых посеять смуту и волнения в молодой стране, которой нужно было твёрдо встать на ноги.
Как вспоминали современники, Феликс Эдмундович не раз лично участвовал в обысках, арестах, тщательнейшим образом изучал дела. Крича о расстрелянных «жертвах режима», сегодня многие забывают, что Дзержинский побывал на многих фронтах Гражданской войны, а также активно боролся с бандитизмом. В стране, погружённой в хаос, именно он сохранял твёрдость и силу, стараясь восстановить порядок.
Своё знаменитое прозвище, «Железный Феликс» Дзержинский тоже получил неслучайно. В 1918 году, когда Совнарком переехал в Москву, на Феликса Эдмундовича было совершено покушение.
В кабинет Дзержинского в здании на Лубянской площади, где располагалась ВЧК, однажды влетела ручная граната. Сориентировавшись в одно мгновение, Дзержинский успел скрыться в железном сейфе, который спас его от взрывной волны и удара. Как видите, и на сей раз его «счастливое» имя оправдало себя.
Принципы Дзержинского
Не стоит забывать, что «страшным чекистом» Феликс Дзержинский был лишь неполных четыре года. В дальнейшем к его обязанностям добавились новые – он стал наркомом внутренних дел, а затем наркомом путей сообщения.
В 1921 году многие железнодорожники с опасениями восприняли известие о назначении Дзержинского. Но бояться не стоило – он не собирался устраивать «классовую чистку», а напротив, назначил на высокие посты в ведомстве тех, кого считали «классовыми врагами». Дзержинский утверждал следующее:
«Главное, надо найти больших ответственных специалистов, невзирая на их политические взгляды, лишь бы честно работали».
Эти принципы вполне могли стать основой будущего сталинского принципа «Кадры решают всё».
Не менее ярко Дзержинский проявил себя и после смерти Ленина. Осознавая необходимость индустриализации в стране, «левые оппозиционеры» заявляли, что для этого необходимо до последней нитки обобрать «мужиков». Но Дзержинский понимал, что в этом случае произойдёт разрыв между рабочим классом и крестьянами, которые составляли большую часть населения России.
В итоге он выступил с пламенной речью, заявив, что разорение крестьянства станет катастрофической ошибкой, а оппозиция предлагает губительный для страны политический уклон.
Его последнее выступление
В последние годы жизни Феликс Дзержинский стал понимать, что бороться приходится не только с врагами, но и с теми, кто ещё вчера считался твоим товарищем по партии. Его начало подводить здоровье, и до того далеко не крепкое.
20 июля 1926 года на Пленуме ЦК, посвящённом советской экономике, Феликс Эдмундович выступил с докладом. Как вспоминал Богумир Шмераль, один из основателей компартии Чехословакии, в тот день Дзержинский выглядел не лучшим образом:
«На поверхностного наблюдателя он мог произвести впечатление крепкого, здорового человека. Но от тех, которые особенно внимательно присматривались, не ускользнуло, что он часто судорожно прижимал левую руку к сердцу».
Во время выступления у него произошёл нервный срыв. Феликсу Эдмундовичу помогли сойти с трибуны, уложили на диван. Немного придя в себя, Дзержинский отправился домой. Но вскоре, уже находясь в своей квартире, потерял сознание.
В тот же день Феликс Эдмундович умер от сердечного приступа. Его сердце просто не выдержало – то ли огромных нагрузок и бесконечной работы, то ли предательства тех, кто ещё недавно был рядом и шёл в одном революционном строю.