Найти в Дзене

«Нам не нужно изображать любовь». Воздушные гимнасты Алина Ивачёва и Иван Гребёнкин

«Волшебный номер» – так называют зрители выступление воздушных гимнастов на ремнях Алины Ивачёвой и Ивана Гребенкина. Премьера номера «Голубая шаль» состоялась в национальном татарском спектакле-фэнтези «Мирас», где Иван также блистательно исполнил роль Тукая в сольном эквилибре. В новогодней сказке «Конёк-Горбунок» артисты решили не сбавлять обороты и представили публике ещё более сложный номер. Ей 25 лет, ему 24, они вместе заканчивали ГУЦЭИ (Государственное Училище Циркового и Эстрадного Искусства), с разными номерами, но судьба свела их , и теперь они вместе и на манеже, и в жизни. Алина родилась в маленьком посёлке Саратовской области и в 9 лет вместе с мамой переехала в Подмосковье. «Когда я впервые попала в цирк шапито, увидела там воздушную гимнастку. Она летала то ли на колечке, то ли на полотнах, и я помню свои первые эмоции: «А как? Как она так летает без страховки? Я ещё тогда не знала, что это называется страховкой, просто видела, что она ничем не закреплена», – вспоминае
Оглавление

«Волшебный номер» так называют зрители выступление воздушных гимнастов на ремнях Алины Ивачёвой и Ивана Гребенкина. Премьера номера «Голубая шаль» состоялась в национальном татарском спектакле-фэнтези «Мирас», где Иван также блистательно исполнил роль Тукая в сольном эквилибре. В новогодней сказке «Конёк-Горбунок» артисты решили не сбавлять обороты и представили публике ещё более сложный номер.

Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин, «Мирас». Фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов
Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин, «Мирас». Фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов

Влюбленные в цирк

Ей 25 лет, ему 24, они вместе заканчивали ГУЦЭИ (Государственное Училище Циркового и Эстрадного Искусства), с разными номерами, но судьба свела их , и теперь они вместе и на манеже, и в жизни.

Алина родилась в маленьком посёлке Саратовской области и в 9 лет вместе с мамой переехала в Подмосковье.

«Когда я впервые попала в цирк шапито, увидела там воздушную гимнастку. Она летала то ли на колечке, то ли на полотнах, и я помню свои первые эмоции: «А как? Как она так летает без страховки? Я ещё тогда не знала, что это называется страховкой, просто видела, что она ничем не закреплена», – вспоминает Алина.

Алине было интересно все – как артисты выполняют трюки, как научиться дрессировать животных. Она очень много читала о цирке, смотрела фильмы, а потом ей встретился чудесный педагог Наталья Александровна – и начались занятия в цирковой студии. Там Алина занималась с 13 до 17 лет.

«До сих пор, несмотря на то, что я сама артистка, каждый раз, когда прихожу в театр или цирк, испытываю детский восторг. Конечно, уже как профессионал я замечаю какие-то недотянутые коленочки, носочки, но всё равно мне очень нравится».
Алина Ивачева, фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов
Алина Ивачева, фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов

Самое яркое детское воспоминание Ивана о цирке – когда клоун выбрал его среди зрителей и пригласил поучаствовать в репризе. Несмотря на небольшое стеснение, с поставленной задачей Ваня справился и сам получил удовольствие от такой внезапной премьеры на манеже. А в цирковую студию в Новосибирске в возрасте 12 лет его отвела мама.

«Для меня это больше было как спорт. В детстве с 5 до 11 лет мы с братом занимались карате, потом изменились интересы, и мы оттуда ушли. Год я сидел дома, прыгал, кувыркался, и мама сказала: «Я тебя в цирк отдам!». И отвела в цирковую студию – а мне понравилось».

И понеслось! После одиннадцатого класса Иван поехал поступать в цирковое училище в Москве.

Алина Ивачева, Иван Гребенкин. Фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов
Алина Ивачева, Иван Гребенкин. Фото Катрин Билан, Белорусский государственный цирк, личный архив артистов

Главное – чтобы в тебя поверили

Алина и Иван учились на одном курсе. Она – воздушной гимнастике, а он – эквилибру. Чтобы поступить, нужно было пройти три тура. Преподаватели смотрели, можно ли из абитуриентов «слепить» достойных артистов, как они импровизируют под музыку, показывая танцы в сочетании с акробатическими трюками. В третьем туре нужно было показать свой жанр. У Ивана в арсенале была стойка на руках, полет на ремнях, жонглирование мячиками, акробатика – всё, чем он научился в цирковой студии. Алина показывала только ремни, причем многое из того, что она на тот момент умела, освоила сама.

«Это были качественно сделанные, но не «вау»-трюки. Я поступала с «тройками», полученными за туры, и по цирковым меркам поздновато, почти в 19 лет, но меня все равно взяли, потому что, наверное, увидели потенциал, харизму. Если бы не получилось попасть в цирковое, попробовала бы в театральное, я всегда была творческим человеком», – рассказывает Алина.
Алина Ивачева в ГУЦЭИ. Фото из личного архива артистов
Алина Ивачева в ГУЦЭИ. Фото из личного архива артистов

Долгая дорога в Казань

Из ГУЦЭИ ребята выпускались с разными номерами, каждый в своем жанре. Иван исполнял сольный номер в эквилибре, выполнял стойку на руках в образе Сальвадора Дали. С тех пор у него даже осталась татуировка за ухом с его изображением.

Алина и Иван до сих пор с теплом и благодарностью вспоминают своих педагогов Елену Закировну и Михаила Юрьевича Львовых, Евгения Олеговича Маликова, их вклад в развитие юных артистов и поддержку на протяжении всего обучения в ГУЦЭИ.

Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин. Фото Катрин Билан, личный архив артистов
Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин. Фото Катрин Билан, личный архив артистов

Сразу после окончания циркового училища Алина и Иван поехали работать в китайский цирк Чимелонг в городе Чжухай. По масштабности и театральности ребята сравнивают его с Цирком Дю Солей – он вмещает 7 000 зрителей! Да и в самом Чжухае было, что посмотреть, местный Океанариум даже внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире.

«Во всех групповых номерах выступления проходили по парам. Например, пять пар летают ремни, пять пар – в кольцах, пять пар – на канатах. Были очень красивые трюки, мы получили классный опыт. С климатом, правда, было тяжеловато, да и нужно было двигаться дальше. Мы рады, что вернулись в Россию и стали дальше развиваться здесь как артисты».
Алина Ивачева, Иван Гребенкин. Фото из личного архива артистов
Алина Ивачева, Иван Гребенкин. Фото из личного архива артистов

Потом были новогодние выступления в Москвариуме, репетиции и, наконец, Казань. 12 июня 2025 года состоялась грандиозная премьера первого национального татарского спектакля-фэнтези «Мирас», в котором Алина Ивачёва и Иван Гребёнкин ярко засияли под куполом Казанского цирка.

Дважды два

Алина и Иван вместе уже два года.

«Так сложилось, что с предыдущим партнером по манежу мы приняли обоюдное решение вместе больше не работать. Когда к нам с Иваном пришла мысль попробовать сделать совместный номер, мы подумали: «А почему бы и нет, мы же можем! В Ване я ни капельки не сомневалась – я в него верю и буквально полностью доверяю ему свою жизнь. На данный момент уже на протяжении года мы работаем вместе».

Совместный номер Алины и Ивана для национального шоу «Мирас» подготовили буквально за два месяца. Артисты вместе с постановочной группой искали переходы, придумывали концепцию номера, те самые сильные трюки и комбинации – все они авторские, больше их никто не делает.

Глубокое погружение

Иван Гребёнкин настолько органично вжился в образ Тукая в национальном спектакле-фэнтези «Мирас», что зрители решили: «Точно, наш!». Он еще и внешне похож на поэта, это замечает даже Алина – достаточно взглянуть на одну из фресок в метро или статую Габдуллы Тукая около оперного театра.

Чтобы лучше прочувствовать свою роль, Иван читал книги о Тукае, а вместе с Алиной они знакомились с легендой о Майсаре и Булате, на основе которой поставлен их совместный воздушный номер «Голубая шаль».

«Я немного расстроилась, когда поняла, что Майсара и Булат – выдуманные персонажи. Они так любили друг друга, но не смогли быть вместе из-за войны. Уже потом я узнала, что в театре эту пьесу играют иначе, у нее счастливый конец. Конечно, когда эта история придумывалась, людям нужна была вера, она нужна и сейчас, поэтому это так трогает спустя годы. Дорогого стоит сыграть таких персонажей», – признается Алина.
Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин, номер «Голубая шаль», «Мирас». Фото Артемия Шуматова, КоммерсантЪ
Алина Ивачёва, Иван Гребёнкин, номер «Голубая шаль», «Мирас». Фото Артемия Шуматова, КоммерсантЪ

Воздушный номер Алины и Ивана «Голубая шаль» длится 10 минут, довольно долго, но несмотря на это зрители остаются включенными на всем его протяжении. Еще один пройденный челлендж – выступление на высоте 10 метров без страховки – меньше, чем 13 метров в Китае, но сложнее из-за насыщенного светового оформления и меньшего размера зала. Казань и «Мирас» точно стали для Алины и Ивана хорошим трамплином для роста профессионального мастерства.

А кто говорил, что будет легко?

Никаких поблажек Иван с Алиной себе не дают. Номер может быть скорректирован только в сторону усложнения. Неважно себя чувствуешь – не важно, бери ноги в руки и работай на 100%. Например, в новогодней программе «Конек-горбунок» таким образом появился трюк «зубник-зубник».

«Обычно новогодние программы делают полегче, но мы решили пойти другим путем, – рассказывают артисты. – Причем, сначала никакого зубника не было и в помине, была только «шея». Потом мы учились вместе висеть на зубах».
«Зубник-зубник», Алина Ивачева и Иван Гребенкин, «Конек-Горбунок», Казанский цирк
«Зубник-зубник», Алина Ивачева и Иван Гребенкин, «Конек-Горбунок», Казанский цирк

«Зубник-зубник» – очень опасный трюк. Гимнасты летают «в зубах» друг у друга, Иван – вверх ногами, в его зубнике есть машинка вращения, а Алина крутится на зубнике снизу. Страховка отсутствует в принципе – если в других трюках артисты хоть как-то держатся руками за ремни, то здесь вся опора только на собственные зубы.

«Когда виснешь первый раз на зубах, страшно не за зубы, страшно отпускать руки и висеть на зубах», – признаются Иван с Алиной. – Поначалу с непривычки немного болели мышцы шеи, как это обычно бывает после интенсивной тренировки, потом ничего, привыкли».

В новогоднем представлении «Конек-горбунок» Алина предстает в различных амплуа – и Царь-девицы на манеже, и возлюбленной Ивана в воздухе. Всего за два месяца она освоила новый для себя жанр, хула-хупы, эффектно управляясь с двадцатью светящимися обручами.

В ее арсенале есть так же трюки с висом на волосах, секрет которого у каждого артиста свой и просто так не раскрывается. В программе, которая идет в цирке сейчас, этого элемента нет, но, возможно мы увидим его в будущем сольном номере Алины.

В планах у ребят освоение новых трюков и даже жанров!

Хлопайте громче!

Если вы думаете, что у воздушных гимнаcтов не находится ни секундочки, чтобы взглянуть на зрителей, вы точно ошибаетесь.

«Мы видим зрителей, их реакцию на наше выступление. Например, когда я иду по барьеру, могу смотреть на кого-то в зрительном зале, меня это ни капельки не смущает. Я в любом случае сконцентрирована на номере, но хочу зацепиться взглядом за другой взгляд», – делится Алина. – Всё-таки, цирк – это отчасти театр».
Алина Ивачева, «Конек-Горбунок», Казанский цирк
Алина Ивачева, «Конек-Горбунок», Казанский цирк

Алина и Иван рассказывают, что в Китае совсем другие традиции восприятия циркового искусства, и для них, как участников шоу, это было очень удивительно.

«Аудитория там очень сильно отличается от европейской. Хотя китайцы, безусловно, ценят то, как выкладываются артисты, но не каждый из 7 000 зрителей будет аплодировать. Кто-то может просто разговаривать по телефону или спать во время шоу. Конечно, когда ты не получаешь равноценной отдачи от публики, очень сложно восполнять потраченный ресурс, но ты работаешь, потому что ты профессионал своего дела», – делятся артисты.

Ребят впечатлило, как тепло принимали «Мирас» на гастролях в Минске.

«Нас очень сильно удивила публика. Понятно, что в Казани национальная татарская программа шла на ура – но в Беларуси, где зритель не знаком с татарской культурой! Каждый день аншлаг, публика встает и аплодирует. Мы видели, как на нашем номере плакал мужчина, пришедший на представление со своей девушкой», – рассказывает Алина.

«Нам не нужно изображать любовь на манеже по сценарию, мы проживаем это каждый день», – признаются артисты.

«Иван и в жизни мой Иван Царевич. В сказке «Конек-горбунок есть такой момент, когда он ведет царицу под венец. Я представляю, что это происходит на самом деле, и у меня улыбка до ушей», – говорит Алина.

Кастиель. Можно просто Кас

На гастроли в Минск вместе с Иваном и Алиной поехал их новый друг – собачка по имени Кастиель, сокращенно Кас или Малыш.

«Мы купили его здесь, в Казани. 12 июня состоялась премьера шоу «Мирас», а 20-го Кас был у нас, так что он у нас татарин, – смеется Алина. – Имя Кастиель из сериала «Сверхъестественное», там есть забавный персонаж, архангел с таким именем, братья по сериалу называют его Кас. В честь него мы и назвали нашего пёсика – решили, что такая кличка ему очень подходит. Если что-то делает неправильно, называем его «Косяк».
Иван Гребёнкин, Алина Ивачёва и Кастиель, фото Казанский цирк
Иван Гребёнкин, Алина Ивачёва и Кастиель, фото Казанский цирк

Блогер, рукодельница, музыкант

Алина активно ведет блог, сама занимается монтажом видео – на нее подписаны не только зрители, но и многие артисты цирка.

«Я не люблю слово «подписчики» – это моя аудитория, мои люди. В принципе, я никогда не думала, что буду блогером. А потом решила: «У меня же интересная жизнь, почему бы не поделиться тем, как живем мы, артисты – как готовимся к шоу, что означает «прописка света», что такое висеть на зубах, на волосах, что такое цирк по своей сути. Многие до сих пор считают, что это место, где выступают клоуны, «только для детей». Может быть, когда-то так и было, но сейчас это не так.
Конечно, хочется больше людей приобщить к Цирку, чтобы люди знали, что мы не «циркачи», а цирковые артисты! И Цирк уже давно не только для детей!».

Когда появляется свободное время, ребята с удовольствием выбираются на природу, знакомятся с новыми местами, любят активный отдых. Летом, когда в Казани шли показы «Мираса», ездили купаться, кататься на квадроциклах. Алина очень творческий человек, она увлекается стрельбой, рисует картины, играет на укулеле, и так же занимается вязанием – вяжет уютные вещицы для себя, друзей. Фильмы, сериалы – тоже одно из любимых занятий. Также Иван участвовал в рекламных съемках в качестве модели, а Алина снималась в различных фильмах и сериалах!

Обычные звезды

Три представления в день – такой сумасшедший график у артистов в дни новогодних представлений. Хочешь – не хочешь, а приходится ложиться спать пораньше, чтобы выдержать такую нагрузку. Иногда бывает ощущение «дня сурка», но все компенсирует публика, которая практически каждый раз провожает артистов овациями и скандированием «Молодцы!».

При этом Алина и Иван не ощущают себя звездами и говорят, что это всего лишь означает – они смогли донести до публики то, что хотели.

«Конечно, все наши номера – в «Мирасе» и в «Коньке-Горбунке» вряд ли бы удались, если бы не наши великие режиссёр и хореограф, Евгений Шевцов и Ольга Полторак, – говорят Иван Гребенкин и Алина Ивачева. – Это просто потрясающие люди, которые всегда в нас верят и поддерживают, лучшие из тех, с кем мы работали. Мы сотрудничали с ними и в Китае. Они помогают добиваться, чтобы все было красиво и «вкусно» смотрелось. Мы очень трепетно к ним относимся, любим и ценим то, что они делают».
Алина Ивачёва, Иван Гребенкин, «Конек-Горбунок», Казанский цирк
Алина Ивачёва, Иван Гребенкин, «Конек-Горбунок», Казанский цирк