Готовясь к январской поездке в Елец, я заранее знала, что в этот частный музей пойду обязательно. При этом отзывы мне встречались довольно неоднозначные: начиная от персоны владельца и заканчивая почти полным отсутствием конкретной информации об экспонатах. Однако, возможность увидеть восхитительную кружевную красоту, которой более двух веков славится Елец, для меня изначально перевешивала мнение незнакомых мне людей. Тем более, что я предпочитаю смотреть на то, что мне интересно, собственными глазами. И я очень благодарна человеку, который собрал такую внушительную коллекцию и сделал её доступной для всех.
Гуляя по городу, мы, увы, видели много заброшенных старинных зданий, а вот этому дому на бывшей Соборной улице повезло. Коллекционер и меценат Евгений Павлович Крикунов смог дать вторую жизнь сразу нескольким полуразрушенным домам, каждый из которых сам по себе хранил историю Ельца. Свои музеи он начал обустраивать именно со здания на Октябрьской ещё в 1982 году, когда само словосочетание "частный музей" казалось немыслимым. Сегодня же у Крикунова пять таких музеев: Культурный центр имени В.С. Сорокина - музей живописи с выставочным залом, Дом елецкого кружева и музей художника П.Б. Блуднова, Музей истории КПСС и ее символики, Музей художника В.И.Шевченко. Если вы соберётесь в какой-нибудь из них, просто позвоните по телефону 8-910- 254-24-06, и Евгений Павлович, не смотря на свой уважаемый возраст, сам откроет вам все двери. "Любой прохожий может мне позвонить, и я тут же приеду, проведу экскурсию. А для чего же я это собирал?" Только помните, что он бывший учитель (пусть и физкультуры) и не терпит посторонних разговоров, когда сам ведёт повествование. Лично я не очень воспринимаю такое отношение экскурсоводов к посетителям, но когда заранее настроишься на встречу с человеком, имеющим полное право рассказывать о своих музеях так, как ему хочется, то результат получается очень даже интересным.
Экспонаты начинают встречать вас уже за калиткой по дороге к дому. Здесь сложно как-то систематизировать коллекцию по тематическим разделам и даже по хронологии. А вот неповторимая атмосфера ощущается с первого шага. Увы, мы не смогли как следует прогуляться по двору, уж очень скользко было в Ельце в этот наш приезд. Но зато по двум этажам внутри дома походили основательно.
Внутри это не просто музей, а самый настоящий и довольно уютный дом. Пожалуй, не зря Евгения Павловича называют "собирателем Ельца". Свою коллекцию предметов купеческого и дворянского быта он собирал более четверти века.
Здесь нужно в буквальном смысле крутить головой во все стороны, потому что очень сложно предугадать, что именно может тебя заинтересовать. Мне, к примеру, как коренной тулячке, всегда и всюду среди бытовых предметов бросаются в глаза самовары.
И уже здесь нас встречает кружево. А какое бы кружево вы выбрали для себя: белое или чёрное? Мне кажется, что чёрное кружево придаёт образу загадочность, утончённость и таинственность. Почему-то вспоминаются благородные испанки с их кружевными мантильями. Хотя, в моём личном гардеробе кружевные изделия исключительно белые.
Датой рождения елецкого кружева, плетённого на коклюшках, считается 1801 год, а первая мастерская с восемьюдесятью мастерицами была создана в 1813 году в имении князя Куракина. Странно, но я мало что знала именно о елецком кружеве, а ведь в конце XIX века его производство по объёму занимало первое место в России (более трети кружевниц империи трудились именно здесь). Кружевной промысел в Ельце существовал и в советские годы. Государство поддержало его как народное творчество. Рисунки-сколки даже печатались в промышленных масштабах. В 1924 году был создан Союз елецких кружевниц, в 1960 году - Елецкий комбинат художественных промыслов, а с 1974 года заработало производственно-художественное объединение "Елецкие кружева".
Помимо кружев на стенах по всему музею расположены картины московского художника П.Б. Блуднова. Павел Борисович Блуднов приехал в Елец в 1993 году просто в гости к Евгению Павловичу и сразу же настолько полюбил этот "тихий, зеленый, разноцветный, так любимый художниками город", что уже в 2000 году купил дом в селе Юрьево недалеко от него. Ещё десять лет назад Крикунов сказал в интервью журналу "Огонёк":
"Сделал я четыре маленькие квартирки для художников, они тут в Ельце, бывает, живут по полгода. Нет, денег с них не беру. Какие деньги, если один придет, а у него пятка голая? Мечтаю построить для них гостиницу побольше, если придумаю, где еще заработать. Мечтаю открыть музей детского творчества. И поставить еще один памятник - князю Федору Елецкому и его ратному войску. И еще один - романтический памятник Любви, навеянный творчеством Бунина... Да и вообще пора подготовить себе новое место жительства, запасной блиндаж. Пока я живу в музее, среди полотен наших прекрасных художников - Сорокина, Блуднова, на втором этаже. А если слягу, как тогда? Начну смердеть прямо тут, среди всей этой красоты? Нет, надо будет заранее устраниться. Ради искусства."
Но мы сегодня пришли сюда именно ради кружева, рождающегося под лёгкий мелодичный перестук коклюшек.
По стране и за границей
Ходит добрая молва
О елецких кружевницах,
О елецких кружевах.
В кружевах -
Поля пшеницы,
Наши русские леса
Из окрестностей столицы,
Из окрестностей Ельца.
В них российские рассветы,
Речка быстрая Сосна.
В них - зима,
Весна и лето,
Ночи долгие без сна. (В. Азарин)
Между прочим, самыми искусными елецкими мастерицами когда-то считались монахини Знаменского монастыря. В нём изготавливались "сколки" - изображения на бумаге или другом материале узора будущего изделия с описанием технологии его плетения. Мастерицы-монахини не только плели кружево для украшения церквей, но и выполняли заказы на штучные изделия из серебряных и золотых нитей для императорского двора.
На второй этаж дома мы поднялись уже без экскурсовода. Всё же лестница в старинном здании достаточно крута для человека, которому в феврале исполнится восемьдесят два года. Кружево встретило нас уже на последней ступеньке.
Разве можно не залюбоваться кружевной метелью елецких мастериц, списывающих свои узоры с окон и деревьев, разукрашенных русским морозом. (С.Т. Конёнков)
Не знаю как вы, а мы, гуляя по старым дворянским усадьбам часто думаем о том, что нам не хватает кружевных зонтиков и таких же платочков, которыми можно было бы взмахнуть или даже уронить на дорожку, привлекая внимание кавалеров. Меняются эпохи, а кружево продолжает покорять сердца. Многие и сегодня предпочитают романтические кружевные нотки в оформлении своего дома и в качестве украшения для одежды.
Считается, что елецкий валансьен - особый род тонкого бельевого кружева - был ни чуть не хуже французского, известного ещё в XV веке. В общем-то, валансьеном елецкие кружева стали называть предприимчивые купцы-французы (реклама двигала торговлю во все времена). Особенность такого вида кружева - размещение узоров на свободном прозрачном фоне типа тюлевой сетки. Вот только у французского валансьена поверхность ровная, поскольку и фон, и рисунок плетутся нитями одинаковой толщины. А елецкие мастерицы добавляли своим изделиям рельефа, вкладывая по контору узора скань (более толстую нить) и используя нитки разной толщины. Для плетения одного изделия даже могли браться нити из разных материалов: льна, шёлка, хлопка, шерсти. И сетки для фона у них были уникальными. Впрочем, в Ельце кружевоплетением занимались и мужчины.
Елецкий валансьен получал международное признание: работы кружевниц были высоко оценены на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, в 1937 году на международной выставке в Париже кружево было отмечено дипломом и большой Золотой медалью, в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе - дипломом второй степени и большой Серебряной медалью.
Здесь мне особенно остро не хватало подписей к экспонатам. Чувствуется, что музей именно частный. Хотелось бы знать, к примеру, кто автор декоративной керамики на камине или удивительного наборного рисунка на столешнице. Есть ощущение, что в этом доме бережно хранятся предметы, но абсолютно теряется их история. Впрочем, повторюсь, мы пришли сюда именно ради кружева, а всё остальное стало просто приятным дополнением. Поэтому пойдём дальше рассматривать кружевные изделия.
За одним из элементов увиденного нами сегодня кружева даже закрепилось название елецкий цветок, круглые лепестки которого выполнены поочерёдно полотнянкой и сеткой, а середина украшена розеткой из овальных насновок и навивного паучка. Мне нравится, как мягко и ласково звучат названия элементов елецкого кружевного узора: гречишка, жемчужка, паучки, вороний глаз, павлинка, речёнка.
Кружево - самая прекрасная имитация фантазии природы (Коко Шанель)
Для плетения кружева очень важны терпение и усидчивость. При этом число коклюшек напрямую связано со сложностью узора и техникой его исполнения. В наше время чаще всего используются десять пар, в среднем же - от шести до двадцати шести. А вот известная кружевница Дарья Николаевна Матюхина в начале прошлого века, говорят, могла использовать сразу шестьсот пар. Я даже представить не могу, как такое возможно. Она использовала многопарную технику плетения, которой сегодня владеют единицы.
За кажущейся лёгкостью изделий из кружева скрывается, в прямом смысле слова, титанический труд. Для того, чтобы изготовить одну большую скатерть, к примеру, потребуется почти полгода работы десяти мастериц. Затем их работы соединяют в единое целое, да так, что найти место соединения невозможно.
Как же мне вдруг захотелось иметь какое-нибудь из увиденных сегодня платьев. Любопытства ради заглянула в интернет-магазин фабрики "Елецкие кружева". То, что мне особенно понравилось, естественно находится в разделе "ручная работа" и стоит ожидаемо дорого. Но эти жилеты, платья и пелерины невероятно хороши.
Когда вы начинаете носить спортивные брюки каждый день, это значит, что в вашей жизни что-то идет неправильно. (Карл Лагерфельд)
На втором этаже есть на что посмотреть и помимо кружев. Вот только нужно обладать какими-то базовыми знаниями, чтобы понимать, что именно ты видишь перед собой. А можно просто рассматривать посуду, расписные игрушки, елецкие гармошки...
Вдоволь насмотревшись и пообсуждав между собой разные экспонаты, мы вновь спустились на первый этаж. Я смотрела на дорожку на полу: красную с зелёными полосками по краям, - и вспоминала, что точно такие же были у меня дома в моём детстве. Интересно устроен человеческий мозг, достающий из своих глубин самые разные ассоциативные ощущения.
Если вам интересны подробности истории елецкого кружевного промысла, то, наверное, именно этот музей вашу любознательность не удовлетворит. Если же вы, как и я, любите "докапываться" до всего самостоятельно, то эстетическое наслаждение в этих стенах вам гарантировано.
Конечно же Евгений Павлович приглашал нас посетить все свои музеи. Было бы странно, если бы он этого не сделал. Но у нас на прогулку по Ельцу были свои планы, поэтому мы вежливо отказались. Лично я не люблю посещать много музеев в один день. Мне нужно, чтобы новые знания спокойно систематизировались в голове, а полученные впечатления не наслаивались друг на друга. Да и в Елец мы ещё обязательно вернёмся, так что не будем торопиться.