Если зайти в любое книжное приложение и открыть раздел «Психология» — каждая вторая книга про любовь к себе. Тренд достиг апогея. И дело не только в популярной литературе, любовь к себе просто повсюду! Блогеры, кино, подкасты, даже бренды — все в унисон твердят: ты у себя самый главный, самый важный, единственный.
Лента пестрит заголовками:
«Как общаться с токсиками»,
«Как вычислить абьюзера»,
«Как разоблачить нарцисса».
Получается эдакая воинственная версия любви — мир полон врагов, охраняй границы, вот тебе сто способов. Не забудь медитацию и дыхательную практику три раза в день — и всё наладится.
Сразу скажу: с тем, что любовь к себе важна, я не спорю. Вопрос в другом — что именно мы сегодня называем любовью к себе?
Если смотреть на верхний слой инфополя, она выглядит как набор дофаминовых инъекций. Я намеренно сейчас перечислю клише, которыми переполнен интернет:
- полежать в горячей ванне при свечах
- сходить в сауну
- купить себе что-нибудь красивое
- побаловать себя вкусненьким
- заниматься спортом три раза в неделю
- гулять на свежем воздухе
- ложиться спать в 23:00
Я не против этого списка, сама пытаюсь ему следовать. Более того, последние три пункта психологи рекомендуют для выравнивания состояния. Но достаточно ли этого, если внутри кровоточит дыра?
Я не говорю о тяжёлой депрессии, когда невозможно встать с кровати, какой тут спорт. Я про периоды, которые бывают почти у каждого: когда душа болит. Иногда тихо, иногда чуть громче. Иногда будто отступает — особенно после похода в хороший ресторан с друзьями или тёплой ванны в пятницу вечером. Но не проходит, ноет, скребётся, долго, без пауз, постоянно.
И вот здесь, как мне кажется, шаблонная любовь к себе из популярной психологии перестаёт работать. Точнее — работает, но краткосрочно. Это похоже на попытку замазать открытую рану тональным кремом. Припудрить сверху, чтобы не блестело. Чтобы, не дай бог, никто не заметил, как всё плохо на самом деле. Рана ждёт, когда пройдёт эйфория после очередного отпуска, выполнения плана на работе или импульсивной покупки на маркетплейсе. Она не торопится, сидит тихонько, ждёт своего часа. Дай ей только паузу и тишину.
Для меня любовь к себе начинается не с ванны. Она начинается со смелости посмотреть на свою рану. На ту самую проблему, которая не даёт расслабиться на сто процентов даже в ароматной сауне.
Взглянуть на отношения, которые высасывают силы, но из которых страшно выйти — потому что одиночество или чувство вины. На страх сменить выматывающую работу, потому что «здесь хотя бы всё понятно». На подавленную ярость и желание послать лесом коллегу, который развлекается за счёт шуточек над тобой, а ты в ответ натужно улыбаешься. На густой, липкий комок накопившегося раздражения, когда громкая речь соседа в метро доводит до кипения. На заплесневелую обиду на родителя, когда после каждого разговора будто ледяным скальпелем по сердцу полоснули. На невозможность признаться себе, что эталонный «нарцисс-абьюзер-эгоист» из рилсов — это ты, дорогой мой. На боль от осознания, что завышенные требования к миру и установка «мне все должны» снова привели к разочарованию и одиночеству.
Любить себя — не значит ставить себя на пьедестал, укрывшись за бетоном личных границ. А раз я на пьедестале, то все вокруг автоматически объявляются токсиками.
Любовь к себе — взглянуть в зеркало на себя абсолютно голого и увидеть всё без фильтров «латте на безлактозном» Не только удобные части. Рассмотреть трусость, злобу, зависть, страхи, нежелание брать ответственность — всю кривоватость, самые тёмные уголки души. Увидеть всё то, что разъедает душу и не возненавидеть себя за это. И лечить свои раны не тональником и аффирмациями, а честностью и заботой, смелостью и терпением.
Иногда исцеление — это больно. Когда вскрываются старые раны, загнившие, дурно пахнущие под толстым слоем пудры. Но только после очищения приходит облегчение, я это знаю.
Возможно, этот текст звучит пассивно-агрессивно. Но меня правда тревожит перекос, который вижу сегодня в массовой психологии. Как будто мир населен исключительно токсичными манипуляторами и нарциссами, а ты — молодец: сиди, медитируй, жуй авокадо, пей магний, умничка. Это настраивает людей друг против друга, и это грустно. А потом мы удивляемся, откуда взялся новый тренд на одиночество.
Конечно, в советское и постсоветское время всё было иначе — и куда жёстче. Потребности личности задвигались далеко назад. Важнее было, что скажут люди. «Бьёт — значит любит». «Ничего, потерпишь». Мы это слышали, отголоски до сих пор витают. И, возможно, поэтому маятник качнулся в другую сторону — слишком резко.
Вопрос лишь в том, не перепутали ли мы любовь к себе с бегством от себя.
— — —
Источники вдохновения:
- Хэррис Расс, «Когда жизнь сбивает с ног»,
- Темная сторона внутреннего ребенка: Стивен Волински
- Алина Адлер «Ты в порядке. Книга о том, как нельзя с собой и не надо с другими»,
- Анна Бабич «Внутренняя опора. В любой ситуации возвращайтесь к себе»,
- Клэр Александер «Одиночество Мередит»,
- Личная терапия,
- Групповая терапия.
Если удобнее и приятнее читать в Телеграме, присоединяйтесь к каналу 👇