Найти в Дзене
БелПресса

Иван Лыжов: «В жизни, как и в боксе, руки опускать нельзя»

Почти 10 лет назад Иван Лыжов приехал работать туда из Белгорода. Возглавил местную спортшколу и начал тренировать детей. Спустя время несколько грайворонских боксёров вошли в число лучших не только в регионе, но и в России. Достижение уникальное, если учесть, что этого вида спорта до приезда Лыжова в Грайворонском округе, по сути, не было. «Всю жизнь жил и тренировался в Белгороде. Занимался боксом шесть лет, выполнил норматив кандидата в мастера спорта, – рассказывает Иван Лыжов. – В 2016 году поехал в Грайворон. Бокс там с нуля мы начинали. Это была самая большая сложность, но в то же время и плюс, потому что это непаханое поле, на котором проще работать». Конкуренция в единоборствах была серьёзной: в округе уже работала сильная школа дзюдо. Служебное положение Лыжова помогало уделять внимание боксу, не обижая другие виды спорта. «Материально-техническая база создавалась с нуля. В большом Дворце культуры и спорта установили ринг, снаряды, мешки повесили. Условия отличные получались.
Оглавление
    Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

Иван Лыжов: «В жизни, как и в боксе, руки опускать нельзя»

«Спортивная смена» рассказывает о тренере, который создавал боксёрскую школу в Грайвороне

Почти 10 лет назад Иван Лыжов приехал работать туда из Белгорода. Возглавил местную спортшколу и начал тренировать детей. Спустя время несколько грайворонских боксёров вошли в число лучших не только в регионе, но и в России. Достижение уникальное, если учесть, что этого вида спорта до приезда Лыжова в Грайворонском округе, по сути, не было.

Непаханое поле

«Всю жизнь жил и тренировался в Белгороде. Занимался боксом шесть лет, выполнил норматив кандидата в мастера спорта, – рассказывает Иван Лыжов. – В 2016 году поехал в Грайворон. Бокс там с нуля мы начинали. Это была самая большая сложность, но в то же время и плюс, потому что это непаханое поле, на котором проще работать».
   Фото: Федерация бокса России
Фото: Федерация бокса России

Конкуренция в единоборствах была серьёзной: в округе уже работала сильная школа дзюдо. Служебное положение Лыжова помогало уделять внимание боксу, не обижая другие виды спорта.

«Материально-техническая база создавалась с нуля. В большом Дворце культуры и спорта установили ринг, снаряды, мешки повесили. Условия отличные получались. Плюс природа, лес, стадион шикарный, бегать можно», – с гордостью говорит тренер.
   Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

Первое время шло становление. Иван Александрович набирал детей, приезжая в школы округа и размещая объявления в соцсетях. А потом начал возить ребят на совместные тренировки в Белгород в зал «Буревестник», где сам когда‑то занимался у Владимира Беседина и Сергея Кабатова.

«Стабильная была группа из 20–25 человек. Дети из деревень, у них интересы не такие, как в городе. Меньше досуга, различных соблазнов, поэтому к тренировкам, как правило, они относятся максимально серьёзно», – объясняет Иван Лыжов.
   Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

Муха и боксёрская фамилия

Один из самых успешных его воспитанников – Родион Мытник. Он пришёл в грайворонскую секцию бокса самым первым.

«Он такой был рыхленький, маленький. Никогда в жизни я не сказал бы, что он добьётся успеха. Мы приехали на соревнования, Сергей Иванович Кабатов говорит: «Мытник – боксёрская фамилия!» Я всё время это пророчество вспоминаю. Опыт подсказал, что первые впечатления часто обманчивы, а важнее всего желание и работоспособность ребёнка», – признаётся тренер.
   Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

В итоге Родион попал в сборную России и стал первым мастером спорта по боксу в Грайвороне.

Совсем другая история у Мухаммада Али Сефербекова, или Мухи, как называет его сам тренер. Потенциал этого парня был виден сразу.

«Мухаммад пришёл ко мне в 8 или 9 лет. Честно скажу, он – самородок. Талантливый просто безмерно, – считает Иван Лыжов. – Думаю, если у него с головой всё нормально будет, он проявит себя и в дальнейшем. Когда он ещё по детям боксировал, все приходили и смотрели в Белгороде, говорили, что его даже учить боксу не надо, он всё уже умеет. При этом Муха не отлынивает от работы, трудолюбивый».

Но талант – только половина пути. Ключевая проблема Мухаммада в психологии.

«Есть один минус: он стал очень лениться. То есть не пропускает тренировки, работает, но довольствуется малым. Психологически зазвездился. Сейчас ему 16 лет, начал взрослеть и больше думать о своих результатах», – добавляет наставник боксёра.

Среди основных достижений года у Сефербекова – победа на первенстве ЦФО и престижном юниорском Кубке Никифорова-Денисова.

Сейчас о себе неплохо заявляет ещё один воспитанник Лыжова – Камил Айдемиров, выступающий в весовой категории до 80 кг. В этом году он стал третьим на первенстве ЦФО.

Всех этих ребят Иван Лыжов тренирует вместе с Виталием Приймой. Третий год Иван Александрович входит в тренерский штаб юношеской сборной России.

«Ушёл и забыл»

Лыжов – сторонник классической советской школы бокса.

«В Советском Союзе всё делалось по уму и было научно обосновано. И пришли к выводу, что мастер спорта должен за год проводить 20–25 боёв. У нас просто сейчас ребёнок может за год и 100 боёв провести. Идёт моральное выгорание. Тем более это дети, с ними очень тонко надо. Наша задача в идеале – постепенно приводить детей во взрослый бокс как олимпийский вид спорта. А тренерам зачастую результат нужен уже завтра. Хотя в этом не они виноваты, а в целом система так устроена», – рассуждает Иван Александрович.

Тренер считает, что техника и тактика в боксе важнее грубой физической силы:

«Я учу боксу. Сейчас большинство берут юношу физически сильного и вперёд. Это поможет до поры до времени. А когда уже три раунда по три минуты, когда бьют и уже нужно терпеть, это всё сразу сдувается».
   Камил Айдемиров, Иван Лыжов, Мухаммад Али Сефербеков и Родион Мытник / Фото: vk.com/zalboxa1986
Камил Айдемиров, Иван Лыжов, Мухаммад Али Сефербеков и Родион Мытник / Фото: vk.com/zalboxa1986

Он признаётся, что раньше переживал, когда его повзрослевших воспитанников передавали другим тренерам. Но потом пересмотрел своё отношение к этому:

«Стал понимать, что надо ребят готовить к взрослому боксу, чтобы хотя бы они мастеров спорта выполнили. Мне интересен результат. Токарь приходит на завод, у него есть заготовка. Он её выпилил, сделал, отправил дальше. И берёт новую. Вот такой у меня подход. Токарь же не привязывается к каждой заготовке. Другой вопрос, что дети сейчас не такие, как мы были: ездили к тренерам, с днём рождения поздравляли, проявляли уважение. Сейчас ушёл и забыл. Но я к этому абсолютно готов и отношусь нормально».
   Фото: Федерация бокса России
Фото: Федерация бокса России

За годы работы Иван Лыжов не только воспитал боксёров-чемпионов, но и создал хорошую боксёрскую инфраструктуру. В 2017 году в Грайвороне проходило первенство области с рекордным количеством участников.

«Было почти 200 боксёров в двух возрастах. Мы оплатили всем проживание и питание. Было очень круто, – вспоминает тренер. – Надо было как‑то показать, что мы есть, обозначиться в боксёрском плане на карте Белгородской области».

И вскоре Грайворон стал постоянной площадкой для сборов и турниров. Туда приезжали и боксёры из Москвы, Мособласти и других регионов.

   Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

«Если все уедут, кто останется?»

С 2022 года после начала СВО жизнь в Грайвороне кардинально изменилась. Спортивную базу перенесли в Белгород.

«Специальная военная операция создала специальные условия жизни, к которым нужно адаптироваться. Никто не отменял ничего. В боксе, как и в жизни, нельзя опускать руки», – говорит тренер.
   Фото: vk.com/zalboxa1986
Фото: vk.com/zalboxa1986

Он не раз лично вывозил людей из опасных зон, эвакуировал детей, находясь под обстрелами.

«Ко всему приспосабливаемся, у нас выхода нет. Дзюдоисты выезжают на соревнования, футболисты. Хотя, конечно, детей стало заниматься вполовину меньше. У меня была возможность конкретно в другой регион уехать с семьёй. И работу мне там предлагали тренером. Отказался. Если мы все уедем, кто здесь останется? Ничего хорошего из этого не получится», – рассуждает Иван Лыжов.

Несмотря на сложности, он смотрит вперёд с оптимизмом. В приоритете для тренера – вывести своих воспитанников на более высокий уровень, подготовить их к взрослой карьере, сохранить лучшие традиции советской боксёрской школы. Как писали авторы советского времени, бокс – спорт для сильных духом. В Грайвороне это знают хорошо.

Успехов белгородским боксёрам помогают добиваться региональная федерация и благотворительный фонд «Айсберг».

«Я очень благодарен Виталию Дунайцеву. Все наши достижения происходят при его непосредственном участии. Например, когда Сефербеков выступал неудачно в прошлом году, ему сохранили спортивную стипендию. Ну и в целом поддержка федерации бокса колоссальная», – резюмирует Иван Лыжов.

Тренер продолжает верить, что из современных мальчишек, пришедших в его зал, вырастут боксёры, которые станут гордостью не только Белгородской области, но и всей России.

Сергей Белых

-10