Найти в Дзене

ПРОГУЛКИ ПО ПЕТЕРГОФУ. Усадьба Гейрота и два её дома

Парадная морская резиденция российских монархов на берегу Финского залива была основана Петром 1 и представлена миру в 1723 году. С тех пор слава о Петергофе и его фонтанах разлетелась по свету. А вот одноимённый городок, который в своё время естественным образом разросся вокруг этой царской усадьбы, не может похвастаться популярностью. Он начался с Дворцовой слободы, появившейся при Петре 1. Екатерина 2 провозгласила её уездным городом. В эпоху правления Николая 1 Петергоф достиг своего расцвета. А в 20 веке в годы Великой Отечественной войны он был фактически полностью уничтожен. Дворцово-парковый ансамбль поднимали из руин всей страной. Из разрушенных городских построек восстанавливали лишь социально-значимые, имеющие историческую ценность и те, которые можно было использовать для проживания горожан. На главной городской улице, нынешнем Санкт-Петербургском проспекте, как прежде, стоят городской храм святых апостолов Петра и Павла, здания городской почты и Мужской гимназии, корпуса
Оглавление
Особняк Гейрота А.Ф. на Никольской улице /фото с сайта https://ru.wikipedia.org Авторство: Ymblanter. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16816040 /
Особняк Гейрота А.Ф. на Никольской улице /фото с сайта https://ru.wikipedia.org Авторство: Ymblanter. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=16816040 /

Петергоф, который не может похвастаться популярностью

Парадная морская резиденция российских монархов на берегу Финского залива была основана Петром 1 и представлена миру в 1723 году. С тех пор слава о Петергофе и его фонтанах разлетелась по свету. А вот одноимённый городок, который в своё время естественным образом разросся вокруг этой царской усадьбы, не может похвастаться популярностью. Он начался с Дворцовой слободы, появившейся при Петре 1. Екатерина 2 провозгласила её уездным городом. В эпоху правления Николая 1 Петергоф достиг своего расцвета. А в 20 веке в годы Великой Отечественной войны он был фактически полностью уничтожен.

Дворцово-парковый ансамбль поднимали из руин всей страной. Из разрушенных городских построек восстанавливали лишь социально-значимые, имеющие историческую ценность и те, которые можно было использовать для проживания горожан. На главной городской улице, нынешнем Санкт-Петербургском проспекте, как прежде, стоят городской храм святых апостолов Петра и Павла, здания городской почты и Мужской гимназии, корпуса Николаевской городской больницы (бывшего Дворцового госпиталя), а также частные дачные дома Хрущёва, Трувеллера, Редичкина и Всеволожского. Но большинство домов на проспекте было построено уже после войны в стиле сталинского неоклассицизма. Эти красивые здания с любопытством рассматривают из окна автобуса те, кто направляется любоваться петергофскими фонтанами, тщетно пытаясь представить, как выглядел довоенный город. Однако, гуляя по Петергофу, можно встретить интересные исторические постройки в разных местах. Заглядывая в их историю, в воображении постепенно возникают картинки из прошлого.

На берегу Ольгиного пруда

После прогулки по паркам, которые сегодня вошли в состав Государственного музея заповедника «Петергоф», мало кто отправляется гулять по городу. И всё-таки однажды стоит дойти до собора Петра и Павла, выйти на Торговую площадь с современным городским фонтаном и незаметно оказаться на берегу легендарного Ольгиного пруда, который чудесным образом появился здесь только в 1830-х годах на месте древнего Охотничьего болота. Попасть на острова, расположенные на Ольгином пруду можно только в летнее время, но побывать на них нужно непременно, чтобы найти в современном шумном мире тихий, изысканно утончённый оазис умиротворения и благодати. Попробовав однажды вкус поистине царского отдыха в уединении, Петергоф будет манить не только фонтанами.

История императорских павильонов и цветников, расположенных на них, заслуживает отдельного рассказа и когда-нибудь обязательно появится в «Виртуальных прогулках в историю». Но сегодня – продолжение знакомства с сохранившимися петергофскими особняками и историческими персонажами, некогда в них обитавшими. Два из них не останутся незамеченными у тех, кто дошёл до Ольгиного пруда. Оба появились в Петергофе благодаря Александру Фёдоровичу Гейроту (1817-1882). Сегодня мало кому известно это имя. Удивительно, что не отразилось оно и в современной городской топонимике. А между тем, Гейрот часть своей жизни посвятил любимому Петергофу. Память о нём хранят два дома на восточном берегу Ольгиного пруда, появившиеся в середине 19 века.

Свою молодость Гейрот провёл на Кавказе, где участвовал в боевых действиях Кавказской войны (1817-1864), которую Российская империя долгие годы вела за присоединение Северного Кавказа. Дослужившись до звания полковника, в 1848 году Гейрот был переведён с Кавказа и направлен в Петергоф старшим советником управляющего городом. Эту должность с 1847 года по 1857 занимал Сергей Михайлович Лихардов (1791-1857), выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения. К моменту вступления в должность он имел большой опыт в строительстве гражданских объектов. Память о нём увековечена в названии одной из петергофских улиц.

Портрет А.Ф. Гейрота /фото с сайта https://ru.wikipedia.org /
Портрет А.Ф. Гейрота /фото с сайта https://ru.wikipedia.org /

Гейрот хоть и не имел такого опыта, как его начальник, но добросовестно отнёсся к должности, за что вскоре оба были отмечены императором. За время их совместной работы в Петергофе был наведён порядок, под их непосредственным надзором появилось немало интересных, социально значимых и исключительных в архитектурном плане городских объектов (в том числе Почта, вокзал, Императорские конюшни, Фрейлинские дома, Купеческая гавань и др.)

Два особняка Гейрота

Устроившись на новую службу, уже в 1849 году Гейрот подал ходатайство Николаю 1 о выделении ему земель под строительство собственного дома. К этому времени участки вдоль Петергофской дороги, напротив Верхнего сада и рядом с императорской резиденцией, были уже застроены, а вокруг Ольгиного пруда начались работы по созданию Колонисткого парка. Рядом с ним были выделены новые земли под строительство. Гейрот присмотрел 2 участка на восточном берегу пруда, однако получил сначала только один из них – на пересечении улиц Бородачёва и Никольской (напротив современного рынка). Убедившись, что Гейрот сразу начал строительство деревянного дома по утверждённому императором проекту, Николай 1 разрешил приобретение соседнего участка (на пересечении улиц Бородачёва и Никольской). Под строительство усадьбы семья Гейрота получил ссуду, но её не хватило и пришлось влезть в долги. Зато уже к 1853 году Петергоф украсили два великолепных особняка.

Первым был достроен деревянный двухэтажный дом, главным фасадом обращённый к пруду. Широкий балкон поддерживают тонкие витые колонны из чугуна, которые делают обычный дом лёгким и изящным. Эффектным украшением стал расположенный под балконом чугунный декор в виде ажурной решётки. За домом одновременно были возведены хозяйственные постройки (не сохранились), а в самом углу участка поставлена беседка, украшенная резными деталями и похожая на драгоценный ларец.

Точных сведений об авторе проекта дома нет. Историки считают, что он был построен одним из двух выдающихся архитекторов, работавших в то время в Петергофе: Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898) или Андреем Ивановичем Штакеншнейдером (1802-1865), но большинство из них склоняются в своём решении в пользу последнего. Штакеншнейдер в конце 1840-х годов занимался возведением павильонов на Ольгином пруду и принимал участие в создании раскинувшегося вокруг него Колонисткого парка. И совершенно точно известно, что по его проекту был построен второй дом Гейрота.

Роскошный каменный особняк, как и царские павильоны на пруду, создан в популярном в то время помпейском стиле. Господствующая в архитектуре эклектика, которая позволяла обращаться к архитектурным стилям прошлых веков, искала новые формы после увлечения готикой. На смену ей пришло подражание античным средиземноморским виллам. Главный фасад этого особняка украшен характерной башенкой, открытыми террасами с колоннами на двух этажах. Рядом с башней – одноэтажная пристройка с широкими окнами по всему фасаду, разделёнными пилястрами, которые завершаются фигурами атлантов. Центральный вход в дом охраняют львы.

По окончании строительства семья проживала в каменном доме постоянно. Как утверждают некоторые источники, жена Гейрота, Наталья Николаевна (урожд.Бекетова), была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Возможно, это обстоятельство сыграло свою роль в переводе Гейрота из армии в Петергоф, и точно известно, что помогло семье получить второй участок. В семье было трое детей: сын Александр (1851-1902) и дочери Ольга и Лидия. В доме также проживали слуги.

Однако средств на содержание такого большого хозяйства не хватало. К тому же, надо было рассчитываться с долгами. И семья Гейрота сдавала часть помещений внаём, а летом пускали дачников.

Деятельность Гейрота в Петергофе

Жизнь Гейротов в Петергофе постепенно налаживалась. На службе добросовестный и исполнительный полковник был успешен, однако со временем работа перестала его удовлетворять. Из-за его амбиций со временем испортились отношения с Лихардовым. Гейрот мечтал о генеральском чине и втайне надеялся его получить. Не раз он был отмечен самим императором за отличную работу и даже получил лично от Николая 1 перстень по окончании строительства Императорских конюшен, а вот повышен в звании при жизни этого монарха так и не был. А когда коллега Гейрота, младший по должности, получил новый чин, тут уж Александр Фёдорович совсем расстроился!

Его супруга, глядя, как муж страдает, решила ему помочь, да только навредила! Наталья Львовна подала прошение на имя Александра 2, минуя вышестоящие инстанции. Она отмечала заслуги своего супруга и просила о присвоении ему генеральского чина. Однако прошение удовлетворено не было, а Лихардов, получил пренеприятнейшее письмо «сверху», где его просили довести до сведения Гейрота, что чины присваиваются по заслугам, а не по личной просьбе, и, тем более, не через жён. Гейрот стал оправдываться, тоже писать письма, но только усугубил ситуацию. Выяснение отношений продолжалось довольно долго и, вероятно стало причиной кончины Лихардова, который слишком близко принимал всё к сердцу.

С новым управляющим Геройт не сработался. В 1858 году он подал прошение об увольнении, и по очередному обращению к императору был переведён в Министерство императорского двора, где не имел каких-либо интересных и ответственных поручений и окончательно потерял интерес к службе. В 1862 году он наконец получил долгожданный чин и был произведён в генерал-майоры.

Уйдя с поста помощника управляющего, Александр Фёдорович не перестал душой болеть за Петергоф, благоустройству которого посвятил десять лет жизни. Теперь, освободившись от обязательств перед начальством, перестав бороться за справедливость, доказывая всем свои заслуги, он продолжал свою деятельность в Петергофе, но уже на общественных началах. В 1860 году он стал членом «Комитета общественного благоустройства» и работал над проектом по созданию в Петергофе общественных купален. Проект был утверждён, но так и не реализован.

"Он служил при дворце — и печатал крестьян" /фото с сайта https://myseldon.com/ru/news /
"Он служил при дворце — и печатал крестьян" /фото с сайта https://myseldon.com/ru/news /

Не будучи сильно загружен новыми обязанностями в министерстве, в этот же период Гейрот неожиданно увлёкся литературной, а затем издательской деятельностью и краеведением. Он издал несколько просветительских брошюр по истории и географии, за что был принят в члены императорского Географического общества. Ещё в 1857 году перед самым своим увольнением из Дворцового управления, он приобрёл газету «Чтение для солдат» и стал её редактором и издателем. Это было дешёвое издание, популярное в народе. А в 1863 году он основал журнал «Мирской вестник», в котором размещал публикации поэтов и писателей из крестьян и солдат. Тем самым Гейрот стоял у истоков литературы, созданной народом для народа.

Но, пожалуй, главная заслуга Гейрота в том, что в 1868 году он издал иллюстрированную книгу «Описание Петергофа» и стал по сути первым летописцем города. Её по достоинству оценили современники. Сегодня же она стала настоящим раритетом и представляет историческую ценность. Благодаря этому первому путеводителю по Петергофу, его автор и вошёл в историю.

"Описание Петергофа" автор Гейрот А.Ф. /фото с сайта http://www.auction-imperia.ru /
"Описание Петергофа" автор Гейрот А.Ф. /фото с сайта http://www.auction-imperia.ru /

Судьба особняков Гейрота

Несмотря на то, что Александр Фёдорович до конца дней своих, как бывший советник управляющего петергофского дворцового правления, получал денежное довольствие, имел небольшой доход от выпускаемых им изданий, а квартиры в домах сдавались арендаторам, материальные затруднения семьи Гейротов с момента постройки домов не заканчивались. В итоге, ещё при жизни Александра Фёдоровича в 1874 году каменный дом пришлось продать. Гейрот умер в 1882 году. После смерти мужа Наталье Львовне, не имеющей собственных средств к существованию, была назначена небольшая пенсия за мужа, бывшего дворцового служащего. Денег на содержание единственного петергофского дома не хватало, его пришлось заложить. Вдова Гейрота перебралась в Петербург, сняв квартиру на Екатерининском канале в доме 99.

Когда стало ясно, что выкупить петергофский дом она не сможет, Наталья Львовна вспомнила былые времена и в 1883 году снова обратилась к императору с письмом. На сей раз она просила Александра 3 помочь вернуть в семью дом, который дорог как дар от императора Николая Павловича. Она просила ссуду, чтобы выкупить дом, которую надеялась постепенно погасить за счёт доходов от сдачи квартир. Похоже, и в этот раз просьба удовлетворена не была. Уже на следующий год дом был продан. Однако Наталья Львовна так полюбила Петергоф, что возвращалась сюда летом и вместе со взрослыми детьми, сыном и дочерью Лидией, недалеко от своей усадьбы снимала дачу. А владельцы построенных для её семьи домов менялись до самой революции.

Во время Первой мировой войны деревянный особняк Гейротов ещё был приспособлен под реабилитационный госпиталь. Здесь потерявших конечности военнослужащих возвращали к жизни: подбирали протезы и учили ими пользоваться. В годы немецкой оккупации Петергофа здание не было разрушено. После войны в отремонтированном здании открыли детский сад, который проработал в старинном особняке до конца 20 столетия. Но и после его закрытия деревянный особняк Гейротов остался в распоряжении отдела образования Петродворцового района.

В каменном доме Гейротов в советское время был устроен дом престарелых, а когда его закрыли, здание хотели передать Музыкальной школе, но оно оказалось неподходящим для этих целей, так как в помещениях была плохая акустика. Оказывается, об этом в 19 веке побеспокоился хозяин, поставив перед архитектором задачу, чтобы в помещениях дома сохранялась абсолютная тишина. В итоге долгое время здание простояло пустующим и уже почти стало аварийным, пока его не арендовал банк Санкт-Петербург, открыв в нём после ремонта своё отделение в Петродворцовом районе. Долгое время его охраняли львы, встречая и провожая посетителей.

Но в 2025 году появилась информация, что банк вскоре освободит особняк Гейрота, и дом перейдёт городу. Что его ждёт в будущем, пока загадка. Жители Петергофа мечтают об открытии в этом красивом доме собственного краеведческого музея, которого пока нет в городе с богатой историей. Поживём, увидим! Главное, что этот исторический памятник с нами, продолжает украшать город и позволяет загглянуть в одну из страниц его истории.

Если отправитесь к островам Ольгиного пруда, особняки усадьбы Гейрота не пройдёте мимо. А когда познакомитесь с императорскими павильонами и пообщаетесь с утками на пруду, не забудьте ещё раз взглянуть на два дома на берегу. Построенные для обычного петергофского служащего, не имеющего даже дворянского звания, в архитектурном плане они перекликаются с царскими постройками. Такого было очарование этого приморского городка, разросшегося вокруг императорской усадьбы.

Спасибо, что дочитали до конца! Если было интересно -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!

До новых встреч на канале!

Будет желание и возможность, теперь можно поддерживать авторов в Дзене с помощью донатов!